Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Бодайбо – хорошая жизнь
Из дальних странствий возвратясь
11 июня 2009 года, 14:11
Если вы мечтаете преодолеть двенадцать тысяч километров, связывающих западную границу страны с восточной, можете смело отправляться в Иркутск. Оттуда рукой подать до границы с Монголией, совсем недалеко до Китая, близко до Читы и Байкало-Амурской магистрали. А до золотопромышленной столицы России – Бодайбо – всего два часа лета на стареньком АН-24. Туда и отправилась норильчанка Лариса ФОМЕНКО.
Самолет садится прямо на землю, бежит по лужам, поднимает пыль и предстает взору встречающих эдаким бесшабашным грязнулей. Служащие аэропорта, прежде чем отправить лайнер в обратный путь, моют забрызганные иллюминаторы из брандспойта.
Прибывшие в это удивительное место тем временем осматриваются. Взгляд приковывают огромные буквы на здании аэропорта – БОДАЙБО. Что значит это географическое название? В переводе с эвенкийского «бодо» – «жизнь», а «бо» – «хороший». Из Иркутска до «хорошей жизни» всего 1085 километров.
До старателей здесь жили якуты и эвенки. Золотая лихорадка вынудила их оставить насиженные места в поисках новых пастбищ для оленей. Основа экономики района – золотодобыча. Все остальные отрасли практически ее обслуживают. По последней переписи населения в городе проживает 16 500 человек. В районе – более 27 000 жителей. За счет сезонных рабочих эта цифра в летний период возрастает на несколько тысяч.
 
Ледоход по-витимски
В районе много рек: Витим, Бодайбо, Патом, Жуя, Нерпо, Хомолхо, Вача. Они принадлежат водозабору Лены. В апреле-мае можно наблюдать речные ледоходы. До самых отдаленных приисков в это время добраться непросто. На «буханке» или «санитарке», как здесь называют «УАЗ», нужно пересечь Жую, готовую освободиться ото льда, а это чревато. Водитель так и говорит: надо, мол, спешить, а то не сможем спрыгнуть с берега на льдину – забереги большие.
Спрыгнуть на льдину мы успеваем, но машина проваливается задними колесами в воду. Чудом удается выбраться, а затем достичь противоположного берега этой небольшой, но строптивой реки. Кстати, дорог в Бодайбинском районе практически нет, вместо них – направления. Поэтому местные старатели так ценят замерзшие реки, служащие в зимнее время добротными путями.
Те, кому повезло увидеть ледоход на самой крупной реке Витим,  не забудут это завораживающее зрелище. Подвижки льда сопровождаются туманом, дождем. Вначале отрывается большой кусок льда, а затем вся поверхность реки приходит в движение. В этом году Витим освободился от ледяных оков 7 мая. Какие потрясающие снимки удалось сделать!
 
Об озере Орон со всех сторон
В местном краеведческом музее можно услышать много интересного об уникальном природном заповеднике «Витимский», основанном 30 мая 1982 года. Высокие горные хребты, бурные порожистые реки, водопады, чистейшие озера, альпийские луга – все это называют Сибирской Швейцарией.
Витим течет вдоль западной границы заповедника на протяжении 68 километров. В районе озера Орон узкая долина реки расширяется до 2,5 километра. Витим образует множество мелководных проток и островов, так называемых Оронских мелей: в малую воду здесь не пройти даже на моторной лодке.
Орон – не только самое большое озеро Витимского заповедника. Длиной 24 км, шириной до 6 км, Орон достигает 200-метровой глубины и по праву считается одним из наиболее крупных на севере Забайкалья и вторым по величине в Иркутской области. Есть несколько толкований названия озера. В переводе с эвенкийского Орон означает «олень». Иногда эвенки называют его «местом у костра».
Существует легенда, согласно которой в давние времена  Орон был соединен с Байкалом, чему есть веские подтверждения: общее тектоническое происхождение и наличие одних и тех же микроорганизмов. Например, многощетинковый червь манаюнкия байкальская, обнаруженный в водах Орона, считался эндемиком Байкала.
В Ороне водятся те же виды рыб, что и в таймырских водоемах: сиг, валек, хариус, гольян, а также щука, окунь, плотва.
 
Сибирская Швейцария
Местная флора во многом напоминает таймырскую. Впрочем, различий тоже предостаточно. Ведь тайга не тундра. Витимский заповедник насчитывает 714 видов растений. Зональным типом растительности являются лиственничные леса, но много здесь и березовых рощ. На сопках можно увидеть стройные березки вперемежку с лиственницами, шагающими по склонам. Такое соседство смотрится впечатляюще.
Поразили и кедровые стланики, образующие настоящие северные труднопроходимые джунгли. Климат в Бодайбинском районе резкоконтинентальный, среднегодовая температура – минус 6 градусов. Как только становится холодно, кусты наклоняются и стелются практически по земле, отсюда и название – стланики. Очень выгодное, однако, растение. Собирать кедровые шишки можно без хлопот, присев на корточки.
В Витимском заповеднике есть и субальпийские луга, и горная тундра. Выше 2500–2700 метров над уровнем моря – лед, снег и камень. Там выживают только мхи и лишайники.
 
Мишка косолапый по лесу идет…
Высоко в горах, говорят, обитают медведи. Один из известных Кодарских перевалов потому и называют Медвежьим. Бывалые охотники и рыболовы рассказывают немало захватывающих историй об этом умном звере. Долгое время по приискам ходила фотография, которую сделал один из старателей: мишка кормится из корыта вместе с домашними  поросятами. Но бывают случаи страшные. Однажды медведь зашел в столовую одного из отдаленных приисков и ранил повариху. До больницы ее довезти не успели: по бездорожью быстро не добраться.
Есть здесь и такие животные, которых даже медведи боятся. Это лоси. Мощными копытами они могут так припечатать, что мало не покажется. При встрече с кормящей мамой с детенышами неприятности гарантированы каждому, кто позарится на лосиное потомство. Водитель Алексей рассказал, как однажды, добираясь до прииска, встретил изюбря. Тот неожиданно вышел на дорогу и остановился, наблюдая за людьми. Пока искали карабин, благородное животное, гордо качнув ветвистыми рогами, исчезло за деревьями. Алексей уверен, что живого веса было в нем под четыре центнера.
В здешних местах можно встретить и снежного барана. В долинных лесах водятся кабарга, заяц, соболь, горностай. Приходилось видеть и одичавших лошадей, сбившихся в табун. Изредка они наведываются в поселения старателей. В шестидесяти километрах от границы с Якутией их удалось запечатлеть.
 
Золото Хомолхо
История Ленского золотоносного района ведет свой отсчет с 1846 года, когда на средства иркутского купца первой гильдии Константина Трапезникова и действительного статского советника Косьмы Репинского были открыты россыпные месторождения золота в верхнем течении речки Хомолхо. Доверенными лицами предпринимателей были олекминский крестьянин Петр Корнилов и тобольский мещанин Николай Окуловский. Они участвовали в межевании первых приисков, Спасского и Вознесенского, регистрировали заявки в Олекминском полицейском управлении.
Вскоре именитые золотопромышленники основали в суровом северном краю конторы, начали обустраивать прииски, проводить разведочные работы, добывать золото, осуществлять торговые операции. Строились поселки, прокладывались дороги, соединившие их с Бодайбинской резиденцией. 10 июня 1903 года она была переименована в город. Сегодня Бодайбо занимает более обширную территорию, нежели та, которую отвели по заявке от 20 июня 1864 года на имя Михаила Сибирякова – протяженностью 1067 метров вдоль реки Витим и шириной 218 метров.
Кстати, на реке Хомолхо установлена памятная доска, которая гласит о том, что здешние золотодобывающие прииски существуют 150 лет. Если же внимательно читать исторические документы и сравнивать официальные даты, то даже больше. Причем россыпи Бодайбо в четыре раза превышают по содержанию золота знаменитые прииски Клондайка.
 
Драга, достойная Книги Гиннесса
Поездка в ЗАО «Маракан» оказалась довольно впечатляющей. Там мы увидели самую большую в мире драгу (от англ. drag – тащить, чистить дно) – комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат, установленный на плавучую платформу и имеющий многочерпаковый рабочий орган для подводной разработки россыпей. В России драги широко применяются на россыпных золотых приисках Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Так вот, 600-литровая драга №601, изготовленная на Иркутском заводе тяжелого машиностроения, проработала на реке Маракан 23 года. 150 черпаков весом по три тонны каждый многие годы без устали извлекали из россыпей ценный металл и укладывали шлаки в отвал. В 1992-м по окончании сезонных работ обледеневшую в сильный мороз драгу решили отогреть паром, но, вероятнее всего, от резкого перепада температур треснула фронтальная мачта, и агрегат затонул. Попытки отремонтировать драгу не увенчались успехом. В 2001-м ввели в эксплуатацию новую, № 133, с объемом ковша 400 литров. Она успешно работает и сейчас. В отдельные смены может выдавать по 50-55 кг золота. Пиковый показатель – 1400 кг золота за сезон.
Почему бы самую крупную в мире драгу не внести в книгу рекордов? Оказалось, этим некому и некогда заниматься. Очень жаль: драга № 601 вполне заслужила того, чтобы занять достойное место в знаменитой книге.
В Бодайбо много и другой современной техники, работающей в непростых природных условиях. В одном из крупных карьеров особенно поразил шагающий экскаватор «Уралмаша». Объем ковша – 15 кубических метров. Вылет стрелы – 100 метров. Общий вес – две тысячи тонн. Понаблюдав из кабины машиниста за выемкой грунта из карьера, мы поняли, почему экскаватор называют «шагающим»: он на самом деле передвигается к месту производства работ.
 
Ленский расстрел
Мемориальный комплекс жертвам Ленского расстрела и памятники погибшим ежегодно посещают тысячи туристов. В краеведческом музее вспомнить события почти столетней давности. Труд старателей нелегок, а тогда их настолько притесняли, что рабочие не выдержали. Забастовка повлекла аресты. Они вызвали бурное возмущение в рабочей среде. Ранним апрельским утром рабочие нижних приисков у моста через речку Нижний Аканак предъявили требование об освобождении арестованных. По людям открыли огонь. В результате 270 человек было убито, 250 ранено.
Сведения об этом расстреле стали известны царю, министрам и Государственной Думе. Вся Россия всколыхнулась от негодовании.
Уже в наши дни на месте мемориального комплекса-захоронения жертв Ленского расстрела обнаружили россыпи золотоносного песка. Было принято решение перенести мемориальный комплекс в другое место, но тут произошла странная история. Драга, которая работала неподалеку от памятника, неожиданно накренилась и затонула. Пришлось приложить немало усилий и средств, чтобы поднять ее на поверхность. Во избежание других неприятностей мемориал решили не трогать, а направление перемещения драги изменить, обойдя комплекс стороной.
 
Незабываемое
В 1976 году в Бодайбо побывал Владимир Высоцкий. Его пригласил директор старательской артели «Печора» Вадим Туманов, московская квартира которого располагалась на одной площадке с квартирой Высоцких.
Об этом бодайбинцы вспоминают до сих пор. Один из них рассказал, что был тогда подростком и ему очень хотелось собственными глазами увидеть столичную знаменитость и всеобщего любимца. Вместе с другими мальчишками он встречал гостя в местном аэропорту. Что удалось увидеть через дырку в заборе, то и осталось в памяти. Высоцкий был в джинсах и серой куртке, в руках – зачехленная гитара. Его посадили в машину и увезли. Вот и вся встреча.
Кстати, иркутский писатель Леонид Маньчинский написал роман «Черная свеча», одним из героев которого и стал Вадим Туманов, друг Владимира Высоцкого. По этому роману поставлен фильм «Фартовый».
У Высоцкого есть песня о местной реке:
Вача – это речка с мелью
В глубине сибирских руд,
Вача – это дом с постелью,
Там стараются артелью,
Много золота берут!
Выпью – там такая чача! –
Я на Вачу ехал, плача, –
Еду с Вачи хохоча!

 
Водные узы
На новом месте можно увидеть и услышать немало необычного, что местным жителям вовсе не в новинку. Мне, например, очень интересной показалась ежедневная программа новостей по телевидению. В ней речь идет не о добыче руды, а о добыче бурого медведя, не о майских метелях, а о рассаде и продаже семян. Кстати, рассада помидоров здесь на всех подоконниках, даже гостиничных. Причем местные огородники, скорее всего, не считают земледельческую зону Бодайбо критической, несмотря на то что в июле здесь могут начаться заморозки и выпасть снег и все посаженное и посеянное пропадет на корню. Приезжие, попробовав вкусную местную картошку, понимают, что движет бодайбинскими мичуринцами. Кстати, ведро клубней у торгового центра можно купить за 250–300 рублей.
По радио и телевизору регулярно сообщают о ходе посевной в районе. Северяне давно такого не слышали. Как и предупреждений о клещах, для которых в Бодайбо активный период длится с апреля по октябрь. Часто к жителям обращаются с требованиями не жечь сухие листья, так как это может привести к возгораниям: в Бодайбо много деревянных зданий, да и леса вокруг. В сухую погоду все может вспыхнуть, как свечка. За непослушание грозят крупными штрафами. Но листья все равно жгут.
Такие поездки обязательно сказываются на региональном компоненте. Знаете ли вы, что Ангара вытекает из Байкала и впадает в Енисей? Стало быть, Таймыр связан с Байкалом тесными водными узами. А это что-то, да значит.
Ледоход на реке Витим – завораживающее зрелище
Одичавшие лошади пасутся на дальнем прииске
Неутомимая драга извлекает из россыпей ценные минералы
Память жива
Сверкает на солнце окнами офис ЗАО “Лензолото”
Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего
0

Читайте также в этом номере:

Мы – россияне! (Андрей СОЛДАКОВ)
Уступите место (Ален БУРНАШЕВ)
Кадетство продолжается (Валентина ВАЧАЕВА)
Мода и КВН (Инна ШИМОЛИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск