Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
09:05 Кинокомплекс «Родина» открывает новый сезон проекта «Мировое искусство на большом экране»
09:05 Андрей Вульф научит норильчан практикам ведения социальных сетей
13:55 Таймырцы выступят на IV Фестивале Русского географического общества
13:20 Норильский Заполярный театр драмы представляет в Москве свои спектакли
12:05 Энергетики Норильска отлаживают системы отопления в городских домах
Все новости
Единственный защитник
Сегодня Всемирный день защиты прав потребителей
15 марта 2010 года, 15:08
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Людмила ЛОЗИНСКАЯ
Несмотря на то что история потребительского движения в России насчитывает менее двух десятков лет, за эти годы  фактически пройден путь, на который в других странах понадобились многие десятилетия. В стране 18 лет действует Закон «О защите прав потребителей», созданы государственные и муниципальные органы, защищающие потребительские права.
Каждый из нас в своей жизни неоднократно оказывался в ситуациях, когда нарушались его права и интересы как потребителя. Это могло происходить и, увы, сейчас происходит и в торговле, и в сфере бытовых услуг, и в финансовых учреждениях, и в общественном транспорте. Перечень этот, как ни печально, можно продолжать и продолжать.
Существует мнение, что законы  должны знать только юристы. Доля истины в этом, конечно, есть – любой деятельностью должны заниматься профессионалы. Более того, выучив наизусть Закон «О защите прав потребителей», получив определенные, весьма полезные знания, вы можете оказаться в ситуации, когда воспользоваться ими не сумеете.
Дело в том, что кроме понятия «закон» есть более широкое понятие: «законодательство о защите прав потребителей», которое включает в себя и Гражданский кодекс, и множество других законов, так или иначе стоящих на страже наших интересов как потребителей. Ориентироваться во всем этом правовом пространстве может, безусловно, только профессионал.
 
Закон, который действует
Значит ли это, что вообще никаких законов знать не надо? Ведь согласитесь, что продавец, с которым у вас возникли разногласия в магазине, или приемщица, которая, по вашему мнению, ущемляет ваши права в химчистке, вряд ли знают о законодательстве больше, чем вы. В этом случае очень важно, чтобы вы понимали: нарушая ваши права, они нарушают закон, который эти права защищает. Не менее важно знать, какие права вы имеете в том же магазине, химчистке, автобусе, ателье. Тем более что все они основаны на здравом смысле и нет необходимости заучивать наизусть статьи закона, для того чтобы воспользоваться, например, правом на информацию или правом на замену некачественного товара.
Вступая в отношения с представителями бизнеса, оказываясь в состоянии конфликта с ними, вы должны осознавать, что вас поддерживает закон, что у вас есть определенные права. Тогда вы  непременно почувствуете себя значительно увереннее и, как следствие, ваше поведение будет существенно отличаться от поведения человека, который никогда не слышал ни о своих правах, ни о законе, их защищающем.
Закон «О защите прав потребителей» довольно необычный уже потому, что относится к числу тех, которые реально действуют. Доказать это очень легко. Судебная практика по Закону «О защите прав потребителей» так велика и обильна, что в 1994 году Верховному суду РФ пришлось провести специальное заседание, чтобы обобщить происходящее в судах. Оказалось, что это самый популярный закон из числа тех, по которым защищаются права граждан. Только за 10 лет работы отдела защиты прав потребителей  УПРиУ было подготовлено 938  исковых заявлений!
Часто удивляются, почему существует специальный Закон «О защите прав потребителей» и нет закона о защите прав торговца, производителя, то есть тех, кто предоставляет услуги. Ответ на этот вопрос прост: потребитель, как правило, не профессионал и одиночка. Ему же противостоят организации, в которых есть и юристы, и специалисты по рекламе, и эксперты, и товароведы. В этом смысле рынок создал ситуацию неравных возможностей. Для того чтобы как-то исправить положение, в большинстве стран мира и приняты  специальные законы, которые защищают права потребителя.
Закон, действующий в России, отличается от законов, действующих, например, в Европейском союзе. Отличие прежде всего в большей жесткости нашего закона. Дело в том, что в большинстве европейских стран потребителя надежно защищают традиции, обычаи. А они там таковы, что фирма, которая неуважительно относится к своему клиенту, вряд ли долго продержится на рынке европейской страны. В нашей стране традиции, увы, другие. Поэтому то, что в других странах возможно делать опираясь на этические нормы или просто полагаясь на обычаи, в России приходится достигать жесткостью закона.
 
Карт-бланш потребителю
Закон «О защите прав потребителей» служит людям удобным инструментом для защиты своих прав по нескольким причинам.
Первая причина. Для того чтобы на основании этого закона обратиться в суд, потребитель не должен платить пошлину. Иными словами, он в любой момент может без денежных затрат привести в действие государственный механизм, осуществляющий правосудие на основании Закона «О защите прав потребителей».
Причина вторая. Все статьи закона пронизаны идеей, что потребитель – слабая сторона в отношениях с бизнесом и государством, поэтому он имеет преимущественные права. Именно вашим контрагентам по спору придется доказывать, что они сообщали вам, как обращаться с тем или иным товаром, информировали вас об условиях гарантии на этот товар и тому подобное, поскольку закон исходит из того, что вы непрофессионал и никаких специальных знаний о товаре или услуге иметь не обязаны.
Третья сильная сторона закона связана с понятием «моральный вред». Главное значение компенсации морального вреда состоит в том, что суд, назначая сумму компенсации, признает приоритет человеческого достоинства и заставляет обидчика уплатить за понесенные потребителем страдания, возместить их. За годы применения Закона «О защите прав потребителей» компенсация морального вреда все время повышалась. Так, по искам,  решенным судами в пользу потребителей за 10 лет работы нашего отдела, размер  материальной  компенсации морального вреда составил  832 117 руб.
Что действительно убедило людей в реальности закона, так это судебные победы, которые были одержаны с помощью специалистов отдела по защите прав потребителей. С начала 2000 года по настоящее время в пользу потребителей решено 547 исковых заявлений.
Суд – это крайний способ защиты интересов человека. В тех сферах защиты прав потребителей, где решение дел в судебном порядке начало применяться раньше, чем в других, например в сфере замены некачественных товаров, уже более 90% дел просто не доходят до суда. Торговцы и производители поняли, что в суд идти – себе дороже и лучше удовлетворить жалобу потребителя в досудебном порядке. Тогда не будет судебных штрафов, не придется оплачивать судебные издержки и  выплачивать крупные суммы возмещения морального вреда.
Получают распространение и внесудебные способы решения конфликтов. Бывает достаточно обращения специалиста по защите прав потребителей в ту или иную фирму с напоминанием о том, какие убытки может понести эта фирма в случае судебного конфликта. Во многих случаях специалисты отдела по защите прав потребителей УПРиУ служат реальным щитом на пути нарушения прав потребителей.
За 10 лет работы в отдел по защите прав потребителей обратилось 38 676 норильчан. В результате проведенной работы требования потребителей удовлетворены в досудебном порядке на сумму 61 625,6 тыс. рублей. Размер  материальной  компенсации, назначенной по решению суда, составил 14 257,6 тыс. рублей.
 
Управление потребительского рынка и услуг поздравляет всех норильчан с праздником – Всемирным днем защиты прав потребителей и желает всем лучше знать и активнее защищать свои потребительские права.
0

Читайте также в этом номере:

До Москвы – за полцены (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Пять на 185 (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Потеряли и не извинились (Юлия КОСТИКОВА)
Я напишу Дудинку… (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск