Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Экология и комФОРД
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
15 августа 2011 года, 20:15
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
О том, что на ледовом экспрессе “Талнах” в Дудинский морской порт прибыли две новые экологические лаборатории, стало известно еще в начале прошлой недели. Оставалось только дождаться приезда представителя компании-изготовителя, осуществляющей не только монтаж, но также пусконаладочные работы и обучение сотрудников контрольно-аналитического управления Заполярного филиала.
На фоне низкого северного неба ярко-коралловый дизель-электроход “Талнах” смотрится особенно эффектно. Судно готовится к погрузке, в то время как доставленные на нем две экологические лаборатории уже на земле. Надпись – “Без представителя ООО “АвтоЛаб” двери не открывать” – больше не актуальна: сервис-инженер ЗАО “Экрос-Инжиниринг” Дмитрий Котов вместе с сотрудниками контрольно-аналитического управления ЗФ осматривают лаборатории изнутри.
– Машины изготовлены по спецзаказу, – объясняет по ходу и. о. начальника лаборатории контроля окружающей среды КАУ Олег Сумишевский. – Полностью все наши пожелания учтены. Вплоть до расположения рабочих столов, компьютеров в салоне лаборатории. В отличие от лабораторий, которые использовались до последнего времени, на базе российских “Газелей”, новые выполнены на базе автомобиля “Форд-Транзит”. И мы надеемся, что эта техника в условиях Крайнего Севера будет работать более стабильно. Салон отделан термостойким покрытием… Хотя, если сравнивать конструкции старых лабораторий и новых, в этом плане они отличаются, конечно, не так сильно. Иное дело – оборудование. Вот сердце эколаборатории, – показывает Олег Сумишеский, – газоаналитическая стойка. Вчера газоанализатор, произведенный во Франции, был доставлен из Москвы в Норильск. В ближайшее время начнется его установка.
Газоаналитическое оборудование, о котором с гордостью рассказывают специалисты КАУ, предназначено не только для отбора проб и измерения концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, но и для последующего проведения анализа в условиях стационарной лаборатории. Современные приборы позволяют осуществлять измерение метеопараметров, обработку, хранение, оперативную передачу измеренных данных в центр управления и обработки информации в режиме онлайн.
– Получение новых экологических лабораторий – это значимое для города событие, – особо подчеркивает и. о. начальника лаборатории контроля окружающей среды КАУ. – Мы надеемся, что участок контроля атмосферы будет теперь в более оперативном режиме осуществлять контроль за качеством атмосферного воздуха.

Быстрее и точнее

Речь идет прежде всего о диоксиде серы. Как известно, это вещество – основной загрязнитель воздуха в Норильском промышленном районе, поступающий в атмосферу с медного, никелевого и Надеждинского металлургического заводов. Кроме того, в новых лабораториях будет производиться отбор проб воздуха на оксид азота и угарного газа.
– В летний период мы также будем проводить анализ пыли (взвешенных частиц), – добавляет Олег Сумишевский, – с целью определения содержания в ней загрязняющих веществ, находящихся в малых концентрациях, в том числе тяжелых металлов.
Вместе с и. о. начальника лаборатории контроля окружающей среды машины в Дудинке принимает и. о. начальника участка контроля атмосферы КАУ Светлана Пахомова. Ей хорошо знакома специфика работы  лаборанта.
– У сотрудников КАУ, следящих за состоянием атмосферного воздуха в НПР, есть маршрутные посты, – рассказывает она. – На выезде всегда находится один лаборант. Его рабочая смена длится 12 часов. Потом экологическую лабораторию сменяет другая передвижная лаборатория. Процесс заключается в следующем. Машина останавливается против ветра, лаборант включает электропитание, подключает приборы, и начинается замер, который продолжается в течение 20 минут. В новых эколабораториях мы рассчитываем на то, что анализ можно будет осуществлять быстрее. А это значит, что облегчится и работа лаборанта, – добавляет Светлана.
– Данные с газоаналитической стойки пойдут на систему-блок, где специальной программой обрабатываются результаты, – объясняет суть работы оборудования Олег Сумишевский. – Аналитический сигнал переводится в “цифру”. По результатам химического анализа, если наблюдается превышение ПДК какой-либо примеси, отправляется телефонограмма об источнике загрязнения диспетчеру предприятия. И по давно выработанной схеме на заводе в этом случае вводится определенный режим мероприятий по снижению выбросов. Если уровень загрязнения превышает пять ПДК – снижается загрузка плавильных агрегатов. При уровне загрязнения 10 ПДК предусмотрены меры вплоть до полной остановки завода.

“Газели” еще послужат

Ни для кого не секрет: российское природоохранное законодательство сегодня требует от производителей соблюдения международных стандартов в области экологии.
– Передвижные экологические лаборатории приобретают и крупные заводы, и научно-исследовательские институты, специализирующиеся на экологии, и предприятия по уничтожению химического оружия… – отмечает сервис-инженер ЗАО “Экрос-Инжиниринг” Дмитрий Котов.
Задача прибывшего из Санкт-Петербурга сервис-инженера – проверить комплектность новых экологических лабораторий, приобретенных Заполярным филиалом, произвести установку и запуск приборов в них, а кроме того – обучить персонал. В течение трех дней шесть специалистов КАУ будут проходить обучение работе в новых лабораториях. В отличие от них водителю “Норд-Транса” Андрею Базарнову никакие курсы не нужны.
– У меня, в принципе, что тут может быть глобально нового? – говорит он, забравшись в кабину “Форда”.
Андрей не без удовольствия осматривает свое новое рабочее место. Что ни говори, а все-таки “Форд” с “Газелью” не сравнить. Уже через полчаса, когда обе экологические машины отправятся из Дудинского морского порта в Норильск, он сможет опробовать новый автомобиль и оценить преимущества. Тем не менее и старые “Газели”, как оказалось, не стоит сбрасывать со счетов.
– Нельзя сказать, что оборудование в старых передвижных лабораториях устарело, – отмечает Олег Сумишевский. – Одна машина была приобретена ЗФ в 2003 году, другая через несколько месяцев – в 2004 году. Другое дело, что в наших условиях идет сильный износ оборудования… Как вариант сейчас рассматривается использование прежних экологических лабораторий в Талнахе и других районах Норильска. С каждым годом к вопросам экологии требования ужесточаются. Сегодня каждое предприятие имеет свои санитарно-защитные зоны, где нужно проводить измерения, и, скорее всего, эти машины прослужат еще не один год. Они также будут использоваться для выездных мероприятий для замеров на точках, определенных по санитарно-защитным зонам. На эти же самые вещества – диоксид серы, оксид азота, угарный газ и специфические вещества в пыли в летний период. Что же касается новых экологических лабораторий, то после завершения пусконаладочных работ (скорее всего, завтра-послезавтра) их можно будет увидеть в черте города и на промышленных площадках.
Светлана Пахомова знает, что такое работа лаборанта
Олег Сумишевский: “Машины изготовлены по спецзаказу”
Для работы на “Форде” Андрею Базарнову курсов проходить не надо
0

Читайте также в этом номере:

Мне сверху видно все (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Мытарства закончились (Лариса МИХАЙЛОВА)
Строители – детям (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Это их день (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Просто красивый (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск