Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Есть простор для полета мысли
ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ
27 февраля 2017 года, 12:17
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Чуть больше года назад, в декабре 2015-го, в “Норникеле” прошел конкурс на лучшую научно-техническую разработку по использованию мощностей закрывающегося гидрометаллургического передела Надеждинского металлургического завода. Первое место получили сотрудники Гипроникеля. Богатый урожай призов собрал центр инженерного сопровождения производства Заполярного филиала. “ЗВ” узнал, как идет практическое внедрение предложений.
Тогда, после вручения призов, ученые-производственники популярно объяснили “Заполярному вестнику” суть проблемы.  При переработке хвостов обогащения, содержащих немало ценных компонентов, в мире все больше  обращаются к гидрометаллургии. Она менее придирчива к сырью, оборудованию и более экологична.
Поскольку на ТОФ сейчас меняется технология, скоро закончится пирротиновый концентрат, который сейчас перерабатывается на ГМП – гидрометаллургическом переделе “Надежды”, и дорогостоящее оборудование окажется не у дел. Почему бы не загрузить его новым  сырьем – малоникелистым пирротиновым продуктом с ТОФ? Вместо того чтобы складировать его в хвостохранилище, как планировалось изначально.
Но этот концентрат еще беднее перерабатываемого сейчас пирротинового продукта. Для такого сырья труднее придумать экономически эффективную технологию доизвлечения ценных металлов. Участники конкурса предложили несколько решений.
Объединяем два продукта…
Чуть больше года прошло после проведения конкурса, и “ЗВ” отправился к директору ЦИСП Александру Юрьеву, чтобы узнать, какова судьба победивших на конкурсе технических решений.  
– Две из получивших призы разработок находятся в стадии промышленных испытаний, –  рассказал Александр Иванович,  – непосредственно на ГМП Надеждинского металлургического завода. Тем более что к началу текущего года у нас сложились все условия для этих испытаний: технологи ТОФ создали инфраструктуру, позволяющую передать малоникелистый пирротиновый продукт на НМЗ как селективно, так и в смеси с лежалыми продуктами обогащения. К тому же подыстощился лежалый пирротиновый концентрат, который перерабатывался на ГМП НМЗ в 2016 году. По цветным металлам он еще вполне нормальный, а вот содержание серы снизилось, что затрудняет его переработку. Вот и решили передать его на пиропередел, а там испытать предложения, которые в позапрошлом году получили призы “различной степени тяжести”.
Промышленные испытания одного технического решения завершены. Конечно же, успешно. В настоящее время результаты обрабатываются.  
– Сейчас на ТОФ идут испытания следующей разработки, связанной с переработкой малоникелистого пирротина, – посвящает в некоторые детали Александр Юрьев. – Вовлечение  его в работу совместно с лежалым материалом из пруда-накопителя ТОФ. Здесь технико-экономические показатели должны быть повыше, потому что в малоникелистом пирротине  содержится сульфидная сера, которая нужна для протекания процесса, а в материале пруда-накопителя – больше цветных металлов, но почти нет серы. Мы объединяем два продукта и получаем смесь, которая одновременно и выщелачивается в автоклавных условиях, и содержит большее количество цветных металлов, то есть базово  несет в себе больше экономической выгоды. Эти испытания продлятся минимум до конца февраля. Далее, возможно, будет принято решение о вовлечении в технологический процесс материала отстойников никелевого завода, которые  в настоящее время не используются.
Платиновые метаморфозы
Как говорит Александр Юрьев, времена для норильских ученых-производственников в связи со всеми реконфигурациями производства настали интересные. Есть простор для полета творческой мысли. Кроме НМЗ и ТОФ важные испытания идут еще и в металлургическом цехе медного завода, где тоже требуется вмешательство ученых.
– В МЦ с закрытием никелевого завода остался только медный шлам, без никелевого. Шламы получаются в результате электролиза. На “Надежде” нет электролиза никеля, у нас сейчас он есть только на “Североникеле”, мы здесь работаем до файнштейна, – поясняет Юрьев для самых непонятливых. – В никелевом шламе практически не было серебра и халькогенидов – селена, теллура.  В  медном шламе халькогенидов и серебра много. Когда в производство вовлекалось одновременно  два вида шламов, содержание указанных компонентов как бы усреднялось,  поэтому получить кондиционные платиновые концентраты было легче. С селективным медным шламом процесс переработки усложнился. Кроме того, чтобы медные аноды не прилипали к изложницам, их поливают специальными антипригарными покрытиями. Они тоже попадают в шламы и загрязняют их.
Технологам МЦ в этих условиях работать стало сложнее. Тяжелее довести товарные платиновые концентраты до кондиции. По мере сил стараемся им помочь. Совместно занимаемся перенастройкой технологии под новые условия. Ищем технические решения, которые позволили бы работать легче и эффективнее.
В Гипроникеле
Победительницей конкурса по использованию освобождающихся мощностей ГМП стала, как сообщал в свое время “Вестник”, группа специалистов Гипроникеля под руководством профессора Марии Игоревны Калашниковой.
Просим Александра Ивановича, только что прилетевшего из Петербурга,  рассказать, как продвигаются дела в реализации их проекта.
– Они отрабатывают его пока в пилотном масштабе, – поясняет Юрьев. –  Разработан технологический регламент, на основании которого мы сделали регламент на проведение промышленных испытаний в ГМП НМЗ. На проходившем недавно в Санкт-Петербурге научно-техническом совете компании рассматривалась целесообразность этих испытаний. Целесообразность подтверждена. Принято решение одновременно дорабатывать технологию низкотемпературного автоклавного выщелачивания малоникелистого пирротинового продукта в пилотном масштабе в ООО “Институт Гипроникель” и готовиться к промышленным испытаниям здесь, на ГМП НМЗ. Предварительно срок этих испытаний – 1-й квартал 2019-го года.
– Так нескоро?
–  Призы на конкурсе присваивались за идеи. А от идеи до воплощения путь неблизкий. На базе показателей пилотных испытаний, которые проводятся в Гипроникеле, будет определена экономическая целесообразность данного технического решения. К июню мы готовим совместно с питерскими специалистами программу промышленных испытаний. Затем специалистами НМЗ будут разработаны технические условия на реконструкцию одной из четырех линий гидрометаллургического передела.
– Все так сложно?
– Дело в том, что если следовать техническим разработкам, предложенным специалистами ЦИСП, то коренной реконструкции передела не понадобится, мы работаем на тех же автоклавах, реагенты практически все те же самые. В технологии Гипроникеля необходимы  серная кислота и сульфат натрия в больших объемах, ну а, соответственно, под использование в автоклавном выщелачивании серной кислоты нужно специальное емкостное оборудование. На каждую линию как минимум один, а то и два специальных
насоса. А насосы высокого давления в кислотостойком исполнении – это достаточно дорогие игрушки. Автоклавы потребуется перефутеровывать и оснащать мешалками из специального сплава. Возможно, на никелевом заводе найдется что-то подходящее.  Если найдется –  в ХКЦ или ЦЭН, объем инвестиций будет меньше. Может быть, придется заказывать все новое…  Это определит проект. Где-то год займет комплектация,  потому что оборудование крупногабаритное, потом полгода монтируем, и дальше пуско-наладочные работы. Вот и получается – конец 18-го, начало 19-го года.
Все покажет рубль
– Если сравнить технические разработки ЦИСП и Гипроникеля, что, как вы думаете, перевесит?
– Предполагается, что технология Гипроникеля позволит примерно в два раза повысить производительность передела, в отличие от нашей.  Именно в этом основное различие: мы сможем переработать максимум миллион тонн, они – около двух миллионов тонн малоникелистого пирротина в год. Если, конечно, у них успешно пройдут пилотные и промышленные испытания.  Утилизация серной кислоты (тоже проблема,  требующая решения) – еще один плюс проекта Гипроникеля.
На данном этапе преимуществом наших технических решений является то, что они были испытаны в лабораторном масштабе еще до начала конкурса, – продолжает Юрьев. – Сейчас идет их полномасштабная промышленная апробация, практически не потребовавшая дополнительных капиталовложений. Гипроникель отстает от нас года на полтора. Кроме того, даже для проведения промиспытаний на одной из четырех цепочек ГМП НМЗ потребуются значительные инвестиции.
Недешевая у них получится реконструкция. После  технико-экономической оценки будет приниматься решение, в каком направлении двигаться. Если расчеты покажут, что коренным образом выигрывает технология Гипроникеля, будем строить и осваивать ее. Если наша, не требующая капитальных вложений, но и не увеличивающая производительности передела, значит перейдем на нее. Правда, не могу исключить варианта, что обе они будут иметь отрицательную экономику.
Все покажет рубль.
 
P.S. Подробный фоторепортаж из гидрометаллургической лаборатории ЦИСП на “Надежде” и с ГМП читайте в ближайших номерах “ЗВ”.
 
ФАКТ
У Надеждинского завода большие планы развития. Что касается гидрометаллургического производства, 2017 год станет завершающим по переработке лежалого пирротинового концентрата. Существующее оборудование цеха по производству элементарной серы будет задействовано на переработке малоникелистого пирротина Талнахской обогатительной фабрики. Изменения коснутся и пирометаллургического производства. Руководством компании принято решение о строительстве и вводе в эксплуатацию непрерывного конвертирования в плавильном цехе №2 с возобновлением выпуска медной продукции.
Новые технологии обкатываются в гидрометаллургической лаборатории ЦИСП на “Надежде”
Сначала испытания проходят вот в таких скромных масштабах
Две разработки находятся в стадии промышленных испытаний на ГМП НМЗ
Результаты первого технического решения обрабатываются. Испытания второго продлятся минимум до конца февраля
0

Читайте также в этом номере:

Он с нами играет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В первой десятке (Виктор ЦАРЕВ)
Сварка по высшему классу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Благоустройство на благо (Лариса ФЕДИШИНА)
Скорректировали (Лариса ФЕДИШИНА)
Власть гарантирует (Татьяна РЫЧКОВА)
“Несезон” в Венеции (Валентина ВАЧАЕВА)
Готовы менять мир к лучшему (Владислав ШУКШИН)
Заповедный кадр (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Бесценный опыт (Екатерина БАРКОВА)
Фотолетопись детства (Екатерина БАРКОВА)
Своя открытка (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск