Грамотные стали?
СВОЙ ВЗГЛЯД Ольги ЛИТВИНЕНКО
6 сентября 2012 года, 19:44
|
Надо ли беспокоиться о новом русском
“Ну ты посмотри на этого болвана! – Ира в сердцах хлопает сына-третьеклассника тетрадкой по голове. – Учишь-учишь – все без толку. С таким русским пойдет гайки крутить!” Сын сидит не шевелясь, готовый вот-вот зареветь. Семейные разборки по поводу его сомнительных ученических способностей в доме не редкость, и пацан уже вроде бы привык. Но когда ругают при “чужой тете”, конечно, обидно. В душе я не одобряю Иру за такую бестактность и непедагогичность. Но ничего не говорю – мы с ней не настолько близкие люди. Последний скандал с “болваном” и тетрадкой в качестве розги случился по поводу письма дедушке. Начиналось оно со слов: “Здрастуй дэда”. “Ну как же можно так писать, с такими чудовищными ошибками?!” – возмущается Ира. А я вспоминаю, что не так давно мы с ней ржали до икоты над ее собственным детским письмом из деревни, которое сохранилось среди бумаг где-то на антресолях. Над “пыгода здес хорошая” и “сабаку бабы Веры завут Ганебал, а ще здесь много циплят”. Сама Ира, между прочим, и сейчас не образец правильного словоупотребления. От нее можно услышать и звОнит, и играет важное значение. Нет, я не сторонница теорий о “врожденной безграмотности” или “врожденной грамотности”. Мне ближе мнение тех, кто считает, что грамотность можно выработать. Кстати, равно как и утратить. Иначе репетиторство не давало бы положительных результатов (из каких замшелых двоечников выходили как минимум хорошисты!). А грамотные и хорошо образованные люди, благодаря современным технологиям забросившие письмо от руки, не зависали бы в задумчивости: предъиюльский или предыюльский? Хотя это еще сложный вариант, тут многие задумаются. Бывает, что выбор приходится делать между, к примеру, дерижер и дирижер. Я сама недавно вдруг ни с того ни с сего написала в тексте ветеренар. Компьютер подчеркнул – исправила. И тут же схватила ручку, чтобы на всякий случай проверить себя на бумаге. Рука, слава богу, “вспомнила” правильный вариант. Тема грамотности-неграмотности неизменно становится одной из главных в разговоре, когда я прихожу к бывшей однокурснице, сейчас – преподавателю русского языка в одном из норильских вузов. Кстати, она собрала дивную и уморительно смешную коллекцию перлов из студенческих сочинений. Давно выпрашиваю для газеты – не дает. Считает неэтичным. Так вот, у Ольги либеральные взгляды на проблему “гибели” языка. Она считает, что сама формулировка нелепа: язык не может погибнуть, как не может в никуда исчезнуть вещество. Перейти в новое качество – это запросто, что и происходит с языком постоянно, он не может не меняться. Но чтобы погибнуть – нет, этот курилка умрет только вместе с человечеством. “Устные и письменные ошибки – еще не самое страшное. В конце концов, орфографию компьютер исправит. А если все упорно говорят какое-то слово неправильно, значит, по логике языка так произносить удобнее и норму стоит пересмотреть. Ведь говорили же когда-то одноврЕменно, а теперь в словарях закреплено одновремЕнно. Сейчас большинство людей говорит рОженица вместо рожЕница, так что не удивлюсь, если в будущем первый вариант ударения будет закреплен как единственно правильный. То же относится к кофе, который стал среднего рода, и это соответствует логике словоупотребления несклоняемых слов, оканчивающихся на е – мужской род по инерции остался от вышедшего из употребления слова кофий”. Обеднение речи в целом, неумение делать языковой выбор и отходить от штампов, неспособность к словотворчеству, отсутствие стилистического чутья – вот что должно действительно волновать, считает Ольга. И в очередной раз рассказывает мне о связи языка и мышления. О том, что носители разной речи по-разному видят мир даже в пределах одной языковой группы. Условно говоря, мир лирика сильно отличается от мира физика. И чем примитивнее у человека словарный запас, тем примитивнее его мышление, тем ниже способность к адекватному восприятию и пониманию действительности. Следовательно, чем больше в обществе “бэкающих” и “мэкающих”, тем менее оно способно не только к полноценному речевому взаимодействию, но и к прогрессу вообще. “Язык помогает познать мир, но и само познание зависит от языка, от речевого поведения его носителя. Все знают, что язык – средство коммуникации, но не все осознают, что он еще и средство манипулирования. Допустим, человек произносит или слышит слово киллер – оно звучит нейтрально, как название профессии, его смысл выхолощен. Оно не несет в себе окраски, которая есть в словах убийца или душегуб. Вот вы, журналисты, ведь прекрасно понимаете, чем отличаются фразы на митинг пришли 500 человек и на митинг пришли полтысячи человек? Или он амбициозный и целеустремленный работник от он тщеславный карьерист? По-хорошему, эта твоя Ира должна не гнобить сына за орфографию, отбивая тем самым всякий интерес к предмету, а расширять словарный запас, заинтересовывать возможностями языка, учить пониманию и выбору слов. Только так из ребенка получится то, что лингвисты называют развитой языковой личностью”. И мы снова приходим к элементарному и хрестоматийному: чтобы лучше говорить и писать, надо просто чаще говорить и писать. А перед этим желательно некоторое время читать. Многие родители ошибаются, полагая, что грамотно писать и говорить ребенка научит школа. Кое-чему, конечно, научит. Но есть закономерность: люди, которые грамотно пишут, хорошо говорят и, как следствие, гибко и нестандартно мыслят, все как один научились читать еще в дошкольном возрасте. (Я часто задаю разным знакомым вопрос: “Когда ты научился или научилась читать?” Тех, кто учился этому в школе, я бы назвала “человек среднеговорящий”. Исключений пока не было.) У этой закономерности есть вполне научное объяснение. Физиологи знают, что организм ребенка и его психические функции развиваются неравномерно. Есть так называемые сенситивные периоды развития, когда ребенок наиболее чувствителен к освоению определенного вида деятельности. На этом основаны учебные программы для дошкольников и школьников. Например, в два-три года дети, как правило, готовы к овладению речью, в четыре-шесть – к чтению, в пять особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций. То есть сенситивный период овладения языком длится примерно до шести лет. Если за это время речевой аппарат и мышление не “заточить” соответствующим образом, дальше будет сложнее. Дети-маугли не умеют говорить и во взрослом возрасте. В эту субботу, 8 сентября, в мире отмечают Международный день грамотности. Пожалуй, это повод заглянуть в школьный учебник или пройти егэшный тест по русскому языку. И удивиться самому себе. |
0 | Твитнуть |