Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Иск – благородное дело
СИТУАЦИЯ
7 февраля 2012 года, 13:12
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
В то время как тысячи людей, пострадавших от действий туроператора “Ланта-тур”, остановившем свою деятельность, пытаются отстоять свои права (ситуация потребовала даже вмешательства премьер-министра Владимира Путина), норильчане обеспокоены темой взыскания долгов с ОАО “Авиационная компания “Континент”. Более полугода люди судятся с авиаперевозчиком, но до развязки всей этой эпопеи еще далеко.
Напомним, скандал разразился летом прошлого года. Тогда в разных городах страны одновременно были отменены несколько авиарейсов компании “Континент”, а пассажиры оказались брошенными на произвол судьбы в аэропортах. Транспортники перестали заправлять самолеты авиакомпании после того, как 29 июля в Росавиацию поступило заявление от гендиректора “Континента” Владимира Красильникова об аннулировании сертификата эксплуатанта в связи с приостановлением операционной деятельности. По сообщениям СМИ, всего авиакомпания продала 118 тысяч билетов (включая август и сентябрь), причем 20 тысяч из них были куплены норильчанами. Вернуть потраченные на билеты средства по причине отмены рейсов авиакомпании “Континент” посчастливилось мало кому. Едва только стало известно о том, что Владимир Красильников взят под стражу (правда, вскоре же и освобожден), в управление потребительского рынка и услуг администрации города и Территориальный отдел Роспотребнадзора по г. Норильску хлынул поток граждан, желающих вернуть свои деньги.
– Консультации для пассажиров “Континента” проводились ежедневно, кроме субботы и воскресенья, – рассказывает “Заполярному вестнику” заместитель начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по г. Норильску Екатерина Кудрявцева. – Мы объясняли людям претензионный порядок, оказывали помощь в заполнении претензий, выдавали бланки, а также проекты исковых заявлений. В течение нескольких месяцев начиная с августа в Территориальный отдел Роспотребнадзора обратилось за консультационной помощью более 1700 норильчан.
В управлении потребительского рынка и услуг администрации Норильска цифра за этот же период составила уже 2039 человек.
– По закону, если речь идет о неоказании транспортной услуги, потребитель должен написать претензию продавцу, – объясняет начальник УПРиУ Людмила Лозинская. – Однако в случае с “Континентом” с самого начала было ясно, что ответа люди не дождутся – в СМИ появились сообщения о том, что имущество авиакомпании арестовано. Поэтому созданная в августе комиссия в лице отдела защиты прав потребителей УПРиУ, федерального органа Роспотребнадзора, а также центра консультации норильского филиала ФБУ “Центр гигиены и эпидемиологии” приняла решение, что норильчане сразу будут писать исковые заявления в суд. На бланках, которые были разработаны специалистами нашего управления.
Согласно 17-й статье Закона “О защите прав потребителей”, иски могут быть предъявлены в суд по месту нахождения ответчика, а также жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Норильчане обратились в местные суды.
– Мы разъясняли, что в случае, если ущерб составляет менее 50 тысяч рублей, пострадавшему необходимо подать исковое заявление в мировой суд, а в случае превышения этой суммы – в городской суд, – говорят специалисты УПРиУ и Роспотребнадзора.

А что же дальше?

Практика показывает: этот вопрос задают большинство несостоявшихся пассажиров “Континента”. Чтобы облегчить задачу норильчанам, специалисты управления потребительского рынка и услуг разработали порядок действий после вынесения судебного решения по исковому заявлению к ОАО “Авиационная компания “Континент”. Заключается он в следующем. Получив судебное решение, пострадавший должен узнать в суде, когда это решение вступает в законную силу. После наступления этой даты ему необходимо обратиться в суд для получения исполнительного листа. При этом истец должен сверить его с судебным решением. Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. Далее – важный момент! – взыскатель должен написать заявление о возбуждении исполнительного производства и вместе с оригиналом исполнительного листа и реквизитами своего расчетного счета в банке отправить заказным письмом с уведомлением и описью судебному приставу в Москву, последнему известному месту нахождения должника. Без заявления исполнительные листы к взысканию не принимаются.
– Заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении ОАО “Авиационная компания “Континент”, так же как и порядок действий после вынесения судебного решения по исковому заявлению, с 18 ноября размещены на нашем сайте, – уточняет начальник УПРиУ Людмила Лозинская. – В заявлении указан адрес, куда нужно отсылать исполнительный лист (125047, Москва, улица Бутырский вал, дом 5, главному судебному приставу). Сложностей у потребителей быть не должно.

Десять тысяч – много или мало?

Тем не менее существующая на сегодня схема возврата денег кое-кому из норильчан представляется длительной и сложной. Из-за чего некоторые несостоявшиеся пассажиры “Континента” решили махнуть на все рукой. Одна из пострадавших, Елена рассказывает:
– О банкротстве авиакомпании я услышала 4 августа по Центральному телевидению. В тот же день я поехала в центральный офис “Континента”, где приобретала авиабилеты. Возле здания собралась огромная толпа, внутрь никого не пускали. В последующие дни я попробовала обратиться в другие авиакассы, но мне отказались возвращать деньги. Тогда я написала претензию на авиаперевозчика, однако сотрудники “Континента” отказались мне ее заверять, предложив обратиться в другой офис. Что я и сделала. Как и других людей, меня принимал юрист “Континента”. При этом сотрудники авиакомпании выражали большие сомнения в том, что кто-либо из нас, пассажиров, сможет вернуть свои деньги. По их словам, им самим уже три месяца не выплачивают зарплату. Претензию у меня приняли, в течение месяца я должна была получить ответ, но так ничего и не дождалась. Сотрудники Роспотребнадзора помогли мне составить исковое заявление в суд. Как я поняла, его нужно было отправить в Дудинку, Москву и Красноярск. В итоге я так ничего и не отправила, посчитав, что это пустая трата времени и нервов. Свои деньги я вряд ли верну. К тому же и сумма у меня была небольшая – десять тысяч рублей.
Еще одна несостоявшаяся пассажирка – Ирина также радуется тому, что потеряла благодаря “Континенту” “всего” 24 тысячи рублей. Есть семьи, которые брали билеты туда-обратно на сумму более 50 тысяч рублей. Тем не менее Ирина намерена довести дело с взысканием своего долга до логического конца. Сейчас она ожидает решения суда.

Точка или вопрос?

Каковы шансы несостоявшихся пассажиров “Континента” вернуть когда-нибудь свои деньги? Дать ответ на этот вопрос сегодня не может никто. Информацию о том, что представляет собой имущество скандально известного норильского предпринимателя Красильникова, который обвиняется в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями, можно почерпнуть только в Интернете и СМИ. Сообщения о том, какова на сегодня общая сумма долга, разнятся. Так же как и относительно того, когда именно состоится рассмотрение дела генерального директора “Континента”. Согласно некоторым источникам, финальная точка в нем будет поставлена судом 21 марта этого года. В то же время Российское агентство правовой и судебной информации утверждает, что рассмотрение дела о банкротстве назначено только на 27 апреля 2012 года. Арбитражный суд Москвы назначил наблюдение за компанией “Континент”, а до этого, как сообщается, ОАО “Авиационная компания “Континент” будет управлять Павел Проценко.
В случае если компания будет признана банкротом и начнется опись имущества, временному управляющему будут направлены исполнительные листы, после чего начнутся выплаты долгов взыскателям. Каким образом это будет происходить? Ведь, кроме пассажиров отмененных рейсов, “Континент” задолжал своим сотрудникам и аэропортам. Кто имеет больше шансов получить назад свои деньги? И когда это будет? Вопросов пока больше, чем ответов.
И все же специалисты УПРиУ и Территориального отдела Роспотребнадзора по г. Норильску единодушны в своем мнении: бездействовать нельзя.
– В нашу компетенцию не входит возвращение денежных средств потребителям, – объясняют они. – Наша задача – оказание консультативной помощи в случае нарушения прав граждан согласно Закону “О защите прав потребителей”. Однако хотелось бы обратить внимание: за 20 лет своего существования Закон “О защите прав потребителей” претерпел массу изменений. В частности, в нем появились сегодня разделы, которых раньше в законе не было, более четко прописана ответственность федеральных органов, а также органов местного самоуправления в случае нарушения прав потребителей. То есть закон совершенствуется. И даже если на сегодня не все ситуации прописаны законодательством, люди должны отстаивать свои права.
“Заполярный вестник” будет следить за развитием событий.
0

Читайте также в этом номере:

Внимание: работает машинист (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Безопасность каждый день (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск