Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Водитель с Медвежьего ручья
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
7 февраля 2012 года, 12:38
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Автоколонна №1 автотранспортного объединения “ЦАТК” для водителя Олега КУЗЬМЕНКО – дом родной. Не преувеличение. В гараже автоколонны, расположенном на Медвежке, он вырос. Отслужив в армии, проработал 25 лет. Освоил здесь карьерныесамосвалы БелАЗ, а в прошлом году пересел на новенький американский 55-тонный самосвал Caterpillar 773Е.

Гараж вместо дискотеки

Все детство Олега Кузьменко прошло в гараже на Медвежке.
– Моя мама Мария Леонтьевна 43 года проработала на руднике “Медвежий ручей” дорожным рабочим. Растила она меня одна, оставить было не на кого, и я с детсадовского возраста пропадал в гараже, – рассказывает он. – Для пацана гараж большегрузных машин – это остров сокровищ. Самосвалы огромные, запах солярки и масла. Мужики опекали, давали и в кабине посидеть, и за руль подержаться. Когда подрос, уже и в ремонтах участвовал – “подай, принеси”. Для меня это было не принуждением, а огромной радостью. В школе мальчишки мне завидовали, и после уроков я мчался сюда. Механик бегал за мной, выгонял из гаража, но куда там! Пацаны в старших классах на дискотеки, а я опять сюда. Здесь и первые навыки вождения получил – на ровной площадке у гаража.

Автомобильная династия

Водительскую профессию Олег получил в школе в учебно-производственном комбинате. Была такая форма обучения для учащихся старших классов. И в армию уходил уже с водительскими правами. Служил в Украине в ракетных войсках. Но водителем. На огромном тягаче “Ураган”, перевозившем баллистические ракеты.
– Люблю большую технику, – говорит Кузьменко. – А от меня эта любовь и сыновьям передалась. Старший сын Владимир работает водителем КамАЗа в “Норильскпромтранспорте”. Младший, Сергей, служит в армии под Красноярском. Ушел служить после окончания Красноярского автодорожного техникума. Возвращаться намерен в Норильск и работать по специальности. Думаю, для молодого специалиста найдется место в ЦАТК.  

Воспитали и взяли сменщиком

В восьмидесятых годах устроиться работать на карьерный самосвал было нелегко. Заработок привлекательный, работа уважаемая. Многие водители годами “стояли в очереди”. Но Олега взяли сразу.
– Меня и начальник колонны знал, и ребята все. Они меня и воспитали, можно сказать. А потом взяли к себе сменщиком, – рассказывает Кузьменко.
Посадили за руль 40-тонного БелАЗа.
– Вот радости-то было, когда в первый самостоятельный рейс в карьер ушел!
За 25 лет работы в ЦАТК Олег Кузьменко поменял семь БелАЗов.
– Норма пробега у карьерного самосвала БелАЗ – 240 тысяч километров, – рассказывает он. – При работе в три смены мы вырабатывали ее примерно за три года. Потом самосвалы списывали, а им на замену приходили новые.  

Американцы  против белорусов

Американским самосвалом Caterpillar 773Е Олег Кузьменко доволен. Даже мало сказать доволен. Машиной Олег восхищен.
– Ну как вам это объяснить? – пытается передать свои нежные чувства к машине он. – В чем разница между БелАЗом и “Катерпиллером”? Это как с армейского “уазика” пересесть на сотый “крузак”. Комфорт, удобство в работе и обслуживании, надежность. Отработаешь смену, а сил еще на одну хватит. Молодцы руководители компании, что решили поменять парк
БелАЗов на “Катерпиллеры”.  
Новая техника закупается Заполярным филиалом в рамках плановой модернизации автопарка АТО “ЦАТК”. Первая опытная партия 55-тонных самосвалов Caterpillar 773Е пришла в автопредприятие в конце позапрошлого и начале прошлого года. В течение полугода эксплуатации новых машин провели сравнительный анализ их производительности, затрат на ремонт и техническое обслуживание. “Катерпиллер” вышел безусловным победителем. В 2011 году для ЦАТК было закуплено 15 карьерных самосвалов Caterpillar 773Е  и один Caterpillar 777F грузоподъемностью 100 тонн. Помимо этого закуплено четыре тяжелых бульдозера и пять средних, тяжелый погрузчик, три единицы дорожной техники и автобус. Всего на сумму около
600 миллионов рублей. Перевооружение автопарка ЦАТК будет продолжаться и в этом году.  

Преимущества бесспорны

Гараж автоколонны №1 тесноват для новой техники. Огромные самосвалы, бульдозеры, грейдеры и другая тяжелая техника стоят здесь вплотную, и водители паркуют ее в пересмену с ювелирной точностью. Красавцы “Катерпиллеры” стоят в ряд, блестя свежей желтой краской. Олег Кузьменко рассказывает журналистам о преимуществах новых самосвалов:
– У БелАЗов всегда были проблемы с масляными радиаторами. Так перемажешься за смену, что и дома мазутом пахнешь. Надежность у белорусских машин тоже оставляла желать лучшего. Комфортной кабину БелАЗа также нельзя назвать. То ли дело новые машины! В кабине тепло даже в сорокапятиградусный мороз. У обогревателя девять обдувов, и стекла не затягивает даже в большие холода. Тепло и водителю, так как дует и на ноги, и на лицо. Имеется кондиционер, поэтому и летом в жару работать комфортно. Очень удобные зеркала заднего вида. Данные об исправности и работе автомобиля выводятся на дисплей бортового компьютера. Имеется автоматическая коробка передач и прекрасная шумоизоляция.
Помимо этого машины оснащены системой централизованной смазки. Один раз в десять дней смазка закладывается в специальный бак и распреде-ляется из него автоматически. БелАЗы, работающие в пыльном карьере, приходилось шприцевать чуть ли не каждый день. У огромного самосвала очень легкий руль и “вечные” тормоза, работающие в масляной ванне. При выключенном двигателе задние колеса блокируются, что исключает возможность произвольного движения на уклоне. При больших размерах, чем у 40-тонного БелАЗа, радиус поворота у 55-тонного Caterpillar 773Е меньше.  

От добра добра не ищут

Олегу Кузьменко нравится его профессия.
– Это только незнакомому с нашей работой человеку кажется, что у водителя в карьере она монотонная, – говорит он. – Дорога всякий раз разная. Снег, гололед, дождь, сухой грунт. Все эти погодные факторы создают различные дорожные условия. А как красиво на Медвежке! К нам песцы постоянно приходят, выпрашивая съестного. А на центральный отвал в этом году повадились ходить лисичка и волк. По весне, когда на дне карьера образуется от таяния снега приличных размеров озеро, там полно ондатры. Думаю, это говорит о том, что экология в промрайоне в последние годы улучшается. У меня изба есть на озере Глубоком, так, представьте себе, летом туда лось из Эвенкии заходил.
У Олега много увлечений и помимо работы. В школьные годы десять лет занимался хоккеем, играл даже за юношескую сборную клуба “Заполярник”. Имеет катер и каждые выходные выходит за грибами и ягодами на норильские озера. И порыбачить любит со спиннингом.
– Любил рыбачить, – поправляет себя он. – С прошлого года рыбалка на наших водоемах официально запрещена. Но, думаю, Путин разберется. Я по телевизору смотрел, он дал накачку чиновникам, запретившим рыбную ловлю.
Кузьменко увлекается фотографией и собрал даже небольшую коллекцию фотоаппаратов. А в прошлом году имел возможность поснимать пейзажи от Красноярска до Украины. На личном автомобиле Toyota RAV4 с женой Жанной (в прошлом году отпраздновали серебряную свадьбу), сыном и внучкой ездили к родственникам под Киев. Машину по Енисею переправляли на барже.  
Но больше всего Олег любит отдыхать в “Заполярье”.
– Считаю, что в “Норильском никеле” созданы отличные условия для работников. За 7 тысяч рублей приобрести путевку на 21 день в Сочи! Да еще дорога оплачивается. Где еще такое возможно. Я друзьям на материке рассказываю, они не верят! Я люблю в Сочи зимой отдыхать. В январе, феврале. В это время и на производстве легче путевку взять.
Из Норильска Олег Кузьменко пока уезжать не собирается.
– Работаю в отличной компании. Горжусь ЦАТК, где четверть века отработал. А сейчас еще и машину новую получил. От добра добра не ищут.
Работа у Олега Кузьменко на высоте
Перед выездом на линию – доскональная проверка машины
0

Читайте также в этом номере:

Внимание: работает машинист (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Безопасность каждый день (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск