Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
14:20 Норильчане смогут получить бесплатную юридическую консультацию
13:35 В программе норильских капремонтов сделали акцент на крышах
12:45 Таймыру нужен логистический центр для обеспечения сельхозпродукцией
11:05 Студенты Норильского политехнического колледжа стали «спецагентами безопасности»
10:05 Константин Купреенко: «Минуты, которые водители автобусов пытаются выиграть на маршруте, могут дорого обойтись»
Все новости
Из карьера в шахту
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
27 марта 2012 года, 14:52
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Новая самоходная подземная техника для рудника “Заполярный” всегда проходит одним путем. Самостоятельно или на автомобильном трале поднимается на гору Медвежку, а затем спускается в карьер “Медвежий ручей” рудника “Заполярный”. Здесь через транспортный портал – штольню, соединяющую карьер и рудник, новые машины уходят на подземные горизонты. На днях на рудник поступила новая электрическая погрузочно-доставочная машина Sandvik LH409E.
Доставка с эскортом
Новая техника спускается по серпантину, опоясывающему карьер, с эскортом. Впереди едет трактор “Кировец” с включенной мигалкой, за ним – 120-тонный кран Kato, замыкает процессию тягач “СуперМАЗ”, везущий на трале новую пэдээмку. Это уже вторая в этом году электрическая погрузочно-доставочная машина Sandvik LH409E, поступившая на рудник по программе закупа самоходного оборудования взамен изношенного. Первая пришла на “Заполярный” в феврале.
Кран Kato выпускает боковые телескопические опоры, поднимает стрелу. “СуперМАЗ” сдает задним ходом, ставя трал точно под грузозацепом. За работу берутся стропальщики. Они перерубают толстую проволоку, которой пэдээмка прочно прикреплена к тралу. Заводят под раму и стрелу ковша стропы. Пока они готовят ПДМ к подъему, разговариваю с крановщиком ООО “Норильский промышленный транспорт” Сергеем Захарченко. Именно он два месяца назад пригонял в Норильск из Дудинского порта новые колесные краны Liebherr 150-тонной грузоподъемности.
– Сложная работа предстоит?
– Нет. Заявленный вес пэдээмки – 24 тонны. Работать будем при минимальном вылете стрелы. Вы бы посмотрели, как мы недавно на руднике “Скалистый” тремя кранами поднимали 76-тонную галерею. Вот там была работа! А здесь ничего трудного нет. Сложнее спуститься в карьер по серпантину.
При длине крана в пятнадцать метров проходить повороты непросто. По правилам движения в карьере на встречную полосу выезжать нельзя, но на поворотах при таких габаритах это сделать невозможно. А ведь кран и трал с пэдээмкой спускаются той же дорогой, по которой в это же время вывозят из карьера руду на поверхность мощные 55-тонные самосвалы Caterpillar. Именно поэтому впереди крана и едет “Кировец” с включенной мигалкой.
Проволока перерублена, стропы заведены. Крановщик медленно натягивает трос и отрывает тяжелую машину от трала. “СуперМАЗ” отъезжает, и кран опускает пэдээмку на землю, слегка повернув стрелу. Теперь новая машина стоит ковшом по направлению к транспортному порталу, через который и заедет на рудник.
– Вес оказался на четыре тонны больше заявленного, – делится впечатлениями от проделанной работы крановщик. – Вон сколько снега на машине.
Универсальная техника
Электрические погрузочно-доставочные машины имеют перед дизельными свои преимущества, но есть и недостатки. С одной стороны, они не производят выхлопных газов и воздух в забое остается чистым. С другой – они имеют ограниченное плечо пробега, так как подключены через силовой кабель к источнику тока. А длина кабеля ограничена 240 метрами. То есть плечо пробега от места отпалки до рудоспуска не должно превышать этого расстояния. Передвигаться по штрекам к месту работы погрузочно-доставочная машина будет в сопровождении универсальной машины Multimek с погруженным на нее дизель-генератором. Дизель-генератор финской фирмы Normet, кстати, тоже поступил на “Заполярный” в этом году. Такого генератора нет пока больше ни на одном из норильских рудников. Мощность установки составляет триста киловольт-ампер. Предназначен генератор для выработки электроэнергии и питания под землей различного оборудования, в первую очередь самоходного. Он может производить электричество напряжением 690, 400 и 230 вольт и использоваться для подключения не только крупной техники, но и для ведения хозяйственных работ, подключения резервного питания. Еще одним достоинством нового генератора являются его относительно небольшие размеры и универсальность. Генератор представляет собой так называемый картридж, сменное навесное оборудование для универсального тягача с крановой установкой Multimek. Без помощи дополнительной подъемной техники Multimek устанавливает на себя генератор и доставляет его к месту работы. Подключение электрической пэдээмки к дизель-генератору занимает всего несколько минут.
Предпочтения горняков
На руднике “Заполярный” работает сейчас 39 единиц самоходной техники. В их числе две поверхностные буровые установки фирм Atlas Copco и Sandvik, ведущие бурение в карьере “Медвежий ручей”, четыре дизельные погрузочно-доставочные машины Caterpillar, две ПДМ Atlas Copco. Пополнили этот ряд две электрические пэдээмки Sandvik. Также на руднике имеется шахтный самосвал Atlas Copco и три буровые установки для подземного бурения той же фирмы. А также значительное количество вспомогательной техники фирмы Normet – автобусы, заправщик, бетономешалки, кровлеоборочные и машины для нанесения бетона.  
– Только в прошлом году мы получили пять единиц новой техники, – рассказывает заместитель главного инженера рудника “Заполярный” по самоходной технике Игорь Крамаренко. – Это универсальная шахтная машина Normet, машина для доставки взрывчатых веществ и кровлеоборочная машина, а также заправщик той же фирмы. Поступила на рудник и новая погрузочно-доставочная машина Caterpillar.
На “Заполярном” стремятся унифицировать машинный парк, чтобы создать лучшие условия для централизованного техобслуживания и снабжения запчастями.
– Из погрузочно-доставочных машин мы отдаем предпочтение фирме Caterpillar. Это надежные и выносливые машины. Из буровых хорошо зарекомендовали себя установки Sandvik. А почти вся вспомогательная техника закупается у фирмы Normet.
Снизить трудоемкость
Еще большее поступление техники ожидается в нынешнем году. Кроме дизель-генератора и электрических ПДМ уже поступили и введены в эксплуатацию две машины для механической кровлеоборки. Кровлеооборочные машины пришли по принятой “Норильским никелем” для своих горных предприятий специальной программе предотвращения заколообразования и уменьшения травматизма. Это своеобразный бонус. В апреле и мае ожидается поступление двух буровых установок Sandvik, которые придут взамен устаревшим и отработавшим свой ресурс буровым установкам Atlas Copсo. В четвертом квартале 2012 года придут на рудник две пэдээмки Caterpillar – R1600 грузоподъемностью 10 тонн и R1700 грузоподъемностью 14 тонн. Они заменят машины, выработавшие свой ресурс. А в карьере начнет работать мощный буровой станок тяжелого класса для поверхностного бурения Atlas Copco PV-235.
– Современной техникой мы не обделены, – считает Игорь Крамаренко. – Все, что нужно для нормальной работы, у нас есть. Первое время были определенные проблемы с обслуживанием новейшей самоходной техники, но постепенно набрались опыта. Обслуживают нашу технику цех №14 “Норильскремонта” по ремонту подземного оборудования, а также сервисные службы Sandvik и “Восточной техники”, официального дилера Caterpillar.
И еще об одной программе, принятой в компании, рассказал заместитель главного инженера рудника “Заполярный” по самоходной технике:
– Разработана специальная программа, предусматривающая проведение мероприятий организационного, технического и технологического характера, позволяющих снизить трудоемкость на производстве. По ней в 2013 году мы планируем закупить машину для механической обработки кровли Scamec 2000, а в 2014-м – машину этой же фирмы для дробления негабаритов.  
Модернизация на руднике “Заполярный” идет по плану.
В карьер пэдээмку привезли, а в шахту она заедет своим ходом
Приходится и руками поработать
0

Читайте также в этом номере:

Век учись (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Они семья – они команда (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Студентам дается старт (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Проба знаний (Юлия КОСТИКОВА)
Достойные соперники (Лариса САМОСЕНКО, руководитель приемной по производственным и социально-трудовым вопросам ПО “Норильскремонт”)
Новые горизонты (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск