Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:40 Профессионалов Заполярного филиала «Норникеля» отметили корпоративными наградами
14:05 «Норникель»: процессы цифровизации будут определять развитие корпоративной безопасности
13:45 Сотрудникам Норильско-Таймырской энергетической компании рассказали о «Серном проекте»
12:05 48 норильчан получат звание «Почетный донор России»
11:45 Мини-футбольный клуб «Норильский никель» набирает очки
Все новости
Век учись
КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ
27 марта 2012 года, 15:05
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
“Я вас прекрасно вижу и слышу. А вы меня?” Все присутствующие в аудитории смотрят на экран, с которого к ним обращается проректор корпоративного университета “Норильский никель” Владимир Жеребцов. Кто-то машет ему рукой.
В корпоративном университете школьникам из “норникельклассов” демонстрируют возможности дистанционного общения. Молодые люди находятся в одной из аудиторий, проректор –  двумя этажами выше, в конференц-зале. Посредством экранов и видеокамер они могут видеть друг друга и свободно разговаривать.
Владимир Жеребцов поясняет, что это один из используемых в университете способов обучения персонала. Видеоконференц-связь позволяет, к примеру, проводить семинары с участием специалистов из профильных
вузов других городов.
–  А с Москвой связь такая же хорошая? –  интересуется кто-то из школьников.
–  Как правило, да, –  отвечает проректор. –  Хотя все зависит от спутника. Если магнитная буря создает помехи, то связь хуже.
На столах перед ребятами –  чай, конфеты, печенье.
–  Не стесняйтесь, подкрепитесь, –  предлагает Владимир Жеребцов. –  Вам еще предстоит поездка на нашу производственную базу.
Докажи, что не верблюд
Знакомство с корпоративным университетом входило в план поездки в наш город десятиклассников из “норникельклассов”, открытых с этого учебного года в пяти населенных пунктах Красноярского края. Всю прошлую неделю молодым людям показывали город и предприятия ЗФ, на которые они, возможно, приедут работать после окончания профильных вузов.
–  В горно-металлургических классах ребята обучаются по специальным программам, разработанным нашим университетом совместно со специалистами компании, –  рассказала “ЗВ” ведущий специалист корпоративного университета “Норильский никель” Инна Гаврина. – Этот проект нацелен на формирование кадрового резерва прямо со школьной скамьи и на привлечение к работе в “Норильском никеле” перспективных молодых людей.
Как говорят сами ребята, попасть в “норникелькласс” можно было только пройдя конкурс –  учащихся набирали по сумме личных достижений в учебе и школьной жизни.
Организовав для них экскурсию по корпоративному университету, преподаватели ставили задачу дать понять, что если молодые люди решат жить и работать в Норильске, в подразделениях  Заполярного филиала, то сотрудничать с университетом им придется постоянно. Ведь технологические знания, как известно, устаревают через каждые три-пять лет. И любой работник компании должен регулярно повышать и подтверждать свою квалификацию. Доказывать, что способен выполнять свои профессиональные обязанности.
Школьникам рассказали, что история подготовки специалистов в Заполярном филиале исчисляется с 1938 года. Тогда приказом начальника Норильского комбината Авраамия Завенягина был организован отдел подготовки кадров. Потом его неоднократно переименовывали и постепенно расширяли. В 1975 году учебно-курсовой комбинат из района Нулевого пикета переехал в здание на Талнахской, 31, а в 2003-м стал называться центром подготовки персонала.
В 2006-м решением учредителя –  ГМК “Норильский никель” –  было создано негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования “Корпоративный университет “Норильский никель”, а центр подготовки персонала реорганизован в Заполярный филиал университета.
По аудиториям детей водили
–  Сегодня университет обеспечивает потребность в высококвалифицированном персонале всех предприятий группы “Норильский никель”, –  говорит Инна Гаврина. –  Мы имеем лицензию на образовательную деятельность по 40 направлениям и более чем 300 профессиям. Среди них –  повышение квалификации и подготовка специалистов в соответствии с требованиями надзорных органов, курсы дистанционного обучения, тренинги, семинары. Ежегодно у нас обучаются больше 20 тысяч слушателей.
Ребят ведут по аудиториям. Их 25, в том числе пять компьютерных классов.
– Дистанционное обучение мы считаем наиболее перспективным и инновационным, –
рассказывает главный специалист корпоративного университета “Норильский никель” по информационным технологиям Павел Шевцов, демонстрируя в одном из классов работу университетского портала. –  Слушатели без отрыва от производства, со своих рабочих мест могут подключаться к корпоративной сети, изучать нужный курс, сдавать тесты. Наш портал насчитывает более 60 курсов по разным специальностям. Вот, например, “Основы производства цветных и драгоценных металлов”. Вы видите, что здесь есть видеовставки, анимированные схемы, все очень понятно и наглядно.
–  А если все-таки возникнут вопросы?
–  С вопросами можно обратиться к преподавателям в любое время.
Экскурсия по зданию университета завершилась видеоконференцией, о которой мы рассказали в начале. А после чая с конфетами старшеклассников повезли на производственную базу университета.
Долгая дорога к базе
Учебно-производственная база расположена на территории хлорно-кобальтового цеха никелевого завода. Едем довольно долго, и сопровождающие нас специалисты по пути рассказывают школьникам, что из 53 элементов периодической системы, обнаруженных в разведанных недрах Таймыра, “Норильский никель” добывает 14. Производство здесь очень разветвленное и сложное, имеет замкнутый цикл.
В это время за окном автобуса –  словно подтверждение: сплошная промплощадка с множеством сооружений и коммуникаций. Человека неподготовленного эти виды не могут не впечатлить.
–  Да-а, –  произносит кто-то.
–  Страшно?
–  Да нет, масштабно. У нас нет таких гигантских производств.
–  А сейчас мы проедем мимо цементного завода, –  продолжает гид. –  Вы, наверное, уже знаете, что пройденные горные выработки заливают цементным раствором, чтобы земная кора не деформировалась от пустот.
Молодые люди кивают –  в профильных классах им уже многое рассказывали. Теперь в дополнение к теории у них появилась возможность своими глазами увидеть, как выглядит горно-металлургическое производство.
Желтый или синий?
Наконец приехали к нужному цеху. Стоит отметить, что собственная производственная база –  гордость корпоративного университета “Норильский никель”. Здесь расположены сварочная лаборатория, специализированные тренажеры, гараж с горнодобывающей техникой. Все это предназначено для закрепления теоретических знаний на практике.
Инструктор производственного обучения Виталий Касьяненко подводит ребят к одному из тренажеров:
–  Обратите внимание, это крепь. Она поддерживает форму и состояние горной выработки в шахте. С одной стороны, крепи имеют относительно простую сборку. Но под землей нет права на ошибку, действовать надо слаженно, поэтому крепильщики должны все действия отработать на поверхности.
Макет забоя позволяет отработать и закрепить навыки закладывания взрывчатки. Взрыватели, конечно, ненастоящие – муляжи. Сопровождающий нас Владимир Жеребцов берет один из них и показывает, как производить закладку.
–  Я сам бывший горняк, 13 лет отработал в шахте, чего и вам желаю, –  говорит он. И задает провокационный вопрос: –  Помните, в фильмах: какой провод перерезать, желтый или синий?
Школьники задумываются, одни говорят –  желтый, другие –  синий.
–  А не надо ничего резать, –  улыбается проректор. –  Это все киношные выдумки –  без детонатора ничего не взрывается.
Дали порулить
По-настоящему сильный эффект произвела на ребят горнодобывающая техника. Они впервые увидели гигантские многотонные машины не на фотографиях или по телевизору, а вживую. Инструкторов засыпали вопросами.
–  А сколько весит этот “Бумер”?
–  Именно этот –  13 тонн, он не самый большой. “Съедает” 22 с половиной литра топлива в час.
–  А сколько руды помещается в ковш погрузчика?
–  Эта пэдээмка берет восемь тонн, но сейчас есть машины с ковшами, которые могут и 14 тонн поднимать.
–  А это бур?
–  Самоходная буровая установка. Стрела может поворачиваться на 180 градусов и бурить в любых направлениях. Кто желает с инструктором в кабину?
В кабину пожелали все. Но взять можно было только одного, чтобы показать машину в действии. Остальным пришлось довольствоваться фотографированием и видеосъемкой.
На улице учащимся показали работу наземного погрузчика. И даже дали одному из школьников порулить. Другие смотрели и завидовали, что прорывалось в критических замечаниях (“Эх, вот я б щас форсаж устроил!”).
За рулем –  десятиклассник школы №163 города Зеленогорска Дмитрий Ельяшевич.
–  Ну как? –  спрашиваем у него, когда он закончил кататься по пригаражной площадке и выпрыгнул из кабины.
–  Вообще нормально! И ничего сложного, там автоматическая коробка передач.
На вопрос, почему выбрал учебу в “норникельклассе”, Дмитрий ответил, что это даст возможность поступить в профильный вуз и потом трудоустроиться в “Норильский никель”.
–  Не знаю еще, кем буду конкретно. Но скорее всего, выберу горное дело.
Улетели, но обещали вернуться
В общей сложности ребята из иногородних “норникельклассов” пробыли в нашем городе неделю. За это время их свозили на Надеждинский металлургический завод, Талнахскую обогатительную фабрику, рудник “Октябрьский”, они пообщались с горняками и металлургами, побывали в Дудинском морском порту и даже поднялись на борт одного из дизель-электроходов ледового флота компании. В свободное время были в музее, кино и театре.
–  Мы заинтересованы в том, чтобы молодежь приходила работать в компанию, –  напутствовал ребят во время одной из экскурсий по промплощадке начальник ТОФ Тамерлан Тинаев. –  Все вы, конечно, к нам не вернетесь, так не бывает, но хотя бы какой-то процент –  приезжайте. Нам нужны профессионалы.
Начальник фабрики, наверное, прав насчет “так не бывает”. Но никто из молодых людей не сказал, что пожалел о поездке. Напротив, каждый заметил, что она поможет определиться с выбором профессии. А многие высказали желание вернуться, чтобы делать здесь карьеру.
Это был первый визит в Норильск школьников из других городов. Подобные экскурсии для учащихся “норникельклассов” планируется сделать регулярными.
0

Читайте также в этом номере:

Из карьера в шахту (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Они семья – они команда (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Студентам дается старт (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Проба знаний (Юлия КОСТИКОВА)
Достойные соперники (Лариса САМОСЕНКО, руководитель приемной по производственным и социально-трудовым вопросам ПО “Норильскремонт”)
Новые горизонты (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск