Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Между небом и землей надеждою мы жили
Норильск в истории, история в Норильске
15 февраля 2010 года, 16:43
Фото: Из фонда архивного отдела
Текст: Ирина ПЕРФИЛЬЕВА
Трудно представить современную жизнь без авиаперелетов. Несколько часов – и ты в любой точке мира. Удобно, комфортно, минимум затраченного времени. Для жителей Таймырского полуострова, куда «только самолетом можно долететь», это единственный способ связи с материком. Не считая летнего времени, когда воздушному пространству можно предпочесть речные просторы. Но это день сегодняшний, а заглянуть в прошлое норильской авиации, вспомнить военные годы помогут архивные документы.
Первым делом – самолеты
Эта фраза как нельзя точно характеризует задачу особой важности, стоящую перед Норильским комбинатом как в период строительства, так и в военные годы. 6 августа 1935 года вошло в историю как день открытия новой авиалинии Дудинка – Норильск. Летчик Николаев успешно посадил самолет с грузом и специалистами на озере Стрихнинном (сегодня это Долгое. – Авт.), за что получил благодарность и награду в виде именных часов с дарственной надписью «Товарищу Николаеву за открытие новой авиалинии Дудинка – Норильск от Норильскстроя НКВД».
До этого гидросамолеты садились у часовни на реку Рыбную. Начальник Норильскстроя Владимир Матвеев сетовал: «Перевозка важнейших грузов по непроходимой тундре стоила огромных денег, изнуряла лошадей, доставка грузов задерживалась на многие дни, а иногда недели, тем самым ставив под угрозу срыва ответственные планы строительства».
 
Все для фронта, все для Победы
В то сложное время как никогда остро стоял вопрос о завозе необходимых материалов для строительства пусковых объектов. В навигацию 1942 года число недоставленных грузов, причем самых дефицитных, составило около 3000 тонн, и это не считая цемента, химикатов, оборудования. Главные причины заключались в недостаточном количестве самолетов и горючего.
Решение начальника Норильского комбината Александра Панюкова последовало незамедлительно. Приказом от 19 декабря 1942 года были введены срочные рейсы для самолетов, обеспечивающих доставку грузов из Красноярска и из мест зимовок речных караванов (Сухая Тунгуска, район Игарки. – Авт.) в Дудинку. Общий объем зимних авиаперевозок 1942–1943 годов составил 393,5 тонны. Категорически запрещалось использовать самолеты в перевозке пассажиров и грузов, не входящих в разряд остро необходимых. Каждый из ответственных работников нес личную ответственность за возложенные на него обязанности.
30 апреля 1942 года Панюков телеграфировал секретарю Красноярского краевого комитета ВКП(б) Голубеву об отправке самолетом первой тонны электролитного никеля. В связи с этим нельзя не упомянуть фамилию летчика, которому было доверено ответственное задание. Это Степан Веребрюсов из авиаотряда Норильского комбината, куда он пришел в 1941 году. За самоотверженную работу в полярной авиации он награжден орденами Красной Звезды и «Знак Почета».
В 1945 году на самолетах СИ-47, ЛИ-2 планировалось перевезти в Воркуту уже 1000 тонн никеля. В связи с этим был предусмотрен ряд мер – от обеспечения самолетов авиакеросином до создания условий для отдыха и питания, вплоть до неприкосновенного запаса продовольствия обслуживающего состава и экипажа. Главсевморпуть обязан был обеспечить трассу Воркута – Дудинка метеообслуживанием и радиосвязью.
 
Воздушные ворота Норильска
Для установления постоянной воздушной связи Норильска с Красноярском и промышленными площадками комбината в 1944 году было принято решение построить постоянный аэродром для самолетов СИ-47 в районе железнодорожной станции Надежда и запасную посадочную площадку на отвале №2 рудника открытых работ. А также постоянные посадочные площадки в Игарке и Дудинке для самолетов У-2 и Р-5 и временные – у Зуб-горы, на территории, намеченной для медеплавильного завода, и на Имангде – для обслуживания геологических отрядов.
Старожилы хорошо помнят аэродром с символическим названием Надежда. Его строительство было начато в июне 1945 года. Буквально через год, хотя аэродром еще продолжал строиться, на взлетно-посадочную полосу приземлился первый самолет. В июне 1950 года управлению гражданского воздушного флота были переданы аэропорты комбината Валек и Надежда. На базе последнего был организован аэропорт 3-го класса ГВФ.
Аэропорт Норильск начал свою круглосуточную эксплуатацию с 19 мая 1965 года. С этого же дня командиру авиаотряда Кречетову предписывалось организовать постоянное движение вертолетов для перевозки пассажиров из города в аэропорт. Потом эту функцию взяла на себя железная дорога, открыв движение электропоездов по маршруту от станции Октябрьская площадь до станции Алыкель.
Первых пассажиров доставляли в Москву, Красноярск и обратно самолеты Ил-18 и Ан-10. Помимо билетов на самолет норильчане также оплачивали стоимость проезда от станции Алыкель до взлетной полосы. В 1965 году она составляла 40 копеек.
 
Настоящее и будущее
– Какие новшества последних лет в работе аэропорта вы считаете самым большим достижением? – спросила я у Виктора Михайловича Жилина – руководителя комплекса наземного обеспечения полетов ООО «Аэропорт «Норильск».
– Думаю, что, если перечислить все, что сделано даже за последние два года, получится приличный список. От открытия нового терминала с современными залами прилета и вылета, пассажирской галереей с телескопическими трапами и расширения сервисных услуг до создания единой системы контроля доступа и охраны периметра аэропорта. Цель предприятия – качество обслуживания пассажиров привести в соответствие с международными стандартами. В этом направлении мы и будем продолжать работать.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск