Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
На что опирается Интернет
ЛИНИЯ СВЯЗИ
25 мая 2017 года, 15:19
Текст: Ростислав ЗОЛОТАРЕВ
Мы продолжаем серию публикаций о том, как идет строительство волоконно-оптической линии связи в Норильск. В сегодняшнем выпуске рубрики “ЗВ” продолжает специальный репортаж с первого пускового комплекса ВОЛС и заглянет на третий пусковой комплекс, который тянется от Игарки до Ванкора на расстоянии 173 километра.
Игарка
По пути в Игарку с борта вертолета хорошо видны просеки, по которым из Снежногорска уходят мачты линии электропередачи. На них, как объяснили строители ВОЛС, практически везде уже подвешен интернет-кабель, он объединит полуостров Таймыр с интернет-сетями материка. Если вдуматься, это, по сути, единственная нить, которая по-настоящему связывает нашу территорию с внешним миром.
Вертолет пошел еще на один вираж, и в иллюминаторах появился скованный льдом Енисей. Его ширина завораживает – от берега до берега примерно три километра. Укрытую льдом реку пересекает самая настоящая снежная дорога. По ней движется техника, видны маленькие фигурки идущих людей. На берегах сосредоточены жилые модули, техника, оборудование. Это один из строительных участков, где живут и работают те, кто занимается проводкой интернет-кабеля.
Кстати, аэропорт Игарки с появлением в этих краях крупного бизнеса очень изменился в лучшую сторону. Здесь возведен современный комплекс, готовый обслуживать крупные самолеты и вертолеты.
В Игарке, на подстанции Норильско-Таймырской энергетической компании, находится очередной блок-контейнер с коммуникационным оборудованием. Точно такой же нам показывали в Норильске. Он полностью готов к работе, осталось только подвести к нему кабель, бухта которого лежит неподалеку. Здесь же, на территории подстанции, на высокой мачте установлен радиорелейный узел – выглядит как большой белый барабан. Это резервный канал интернет-связи на тот гипотетический случай, если вдруг с основным каналом что-то случится (хотя строители делают все, чтобы этого не произошло). В 14 километрах отсюда – на базе “Прилуки” компании Роснефть – установлена такая же мачта, с такой же антенной, которая будет принимать радиосигнал. Скорость соединения в этом случае составит 1 гигабит.
Если потребуется включить резервную систему, то норильский Интернет пойдет по оптоволокну до Игарки, дальше по радиосвязи на другой берег, затем снова по оптоволокну в Новый Уренгой.
…От основной ЛЭП в строну берега ведет просека. Здесь будут установлены опоры для кабеля, который должен пересечь реку. В этом месте заметно прохладнее, чем в Снежногорске, что и объясняет образцовое состояние дороги. Зимник выглядит хорошо, никакой водной каши. Перед нами гудит экскаватор, к его стреле тросом прикреплена вертикально подвешенная металлическая восьмиметровая опора – одна из многих на пути в Норильск. Нижней частью опора стоит на свайной конструкции, а двое монтажников сноровисто крепят ее к основанию при помощи болтов.
Монтажник подрядной организации “Ямалтехтранс” Алексей говорит, что на этом участке, на левом берегу Енисея, ему предстоит установить примерно 150 подобных опор:
– В “поле” я работаю уже лет двадцать. Трудился на космодроме, в районе Ханты-Мансийска и во многих других местах. Такие проекты в районах вечной мерзлоты реализуют с декабря по март-апрель, дальше никак.
Пройдет немного времени, и сюда придут монтажники-высотники. Они заберутся на опору и подвесят очередную часть оптоволоконного кабеля. ВОЛС станет еще чуть ближе к Норильску…
Отдельную и весьма серьезную часть строительства занимает установка опор для подвеса кабеля. Согласно проекту компания “Единство” установит более 2100 собственных опор. То есть там, где отсутствует ЛЭП, “Единство” прорубает просеку, устанавливает сваи и затем происходит процедура, описанная выше: возводятся опоры.
Сваи, на которых монтируют опоры, уникальные – это разработка одной из подрядных организаций “Элси”. Они непростые и, как утверждает производитель,  превосходят по техническим характеристикам обычные, бетонные. Их не забивают привычным образом, а вкручивают на глубину 8–14 метров. Делает это экскаватор с помощью специальной насадки.
Енисей
Просека длиной 800 метров приводит нас на берег Енисея. Река здесь широкая – до противоположного берега почти три километра, максимальная глубина на этом участке – 22 метра. С левого берега на глубине три метра под дном реки нынешним летом планируется уложить две ветки бронированного оптоволоконного кабеля. Одна линия основная, вторая – резервная. Расстояние между ними – 100 м. Технология по-своему уникальна, для ее реализации потребовалась большая подготовка.
На правом берегу действует самая настоящая база. Громко тарахтит дизель-генератор, в ряд выстроены несколько жилых балков и мастерских. Здесь же размещено оборудование водолазов Каспийского филиала Морспасслужбы Росморречфлота. Они занимаются исследованием характеристик дна, контролируют прокладку кабеля.
По Енисею гуляет бодрящий ветерок, зябко. Ослепительное солнце отражается от заснеженной реки. Берега здесь соединяет ровный, очищенный от снега зимник. Его нужно регулярно чистить от снежных наносов, иначе работать невозможно. Но для непосвященных снегоуборочная техника на середине Енисея смотрится странно.
На ровной, как стрела, ледяной дороге в определенном порядке стоят палатки, катушки с кабелем, тут же грохочет спецтехника. Нас больше всего поразила машина, которую местные называют “бара”. Это маленький трактор со здоровенной сюрреалистичной пилой, которой он, собственно, пилит лед Енисея толщиной от 70 до 150 см. В пропиленную канаву строители ВОЛС укладывают кабель под присмотром опытных водолазов. Это тестовая прокладка. Уже сейчас важно узнать, как он поведет себя на дне.
Представитель Морспасслужбы Росморречфлота Вадим Веролайнен, ответственный за работу на этом участке, поделился с репортерами:
– Сейчас мы отрабатываем технологический процесс летней укладки кабеля, который ориентировочно начнется после большого паводка, примерно 1 июня. Ведем подготовительные работы.
На середине реки расположилась палатка водолазов с различным оборудованием: компрессорами, баллонами со сжатым воздухом, резервным оснащением, пультом управления всех основных узлов. На видеомонитор от камеры, установленной на шлеме водолаза, передается изображение подводной жизни Енисея. В углу палатки в полу оборудованы сходни прямо в воду. Это, как говорят водолазы, “майна” – место погружения под лед. В нее сейчас ведет плотный жгут из разноцветных трубок. По ним осуществляется снабжение водолаза воздухом, связь и много чего еще. Запитано это оборудование от переносного электрогенератора, тарахтящего на улице.
Игорь Усов, старшина водолазов, периодически общается по подводной связи со своим коллегой, который сейчас поднимается с глубины 18 метров. Это самая настоящая операция: подъем со дна реки занимает не менее восьми минут, чтобы работающий водолаз смог пройти декомпрессию. Для этого на определенных глубинах нужно постоянно делать паузы в подъеме. Иначе возможна угроза здоровью подводника. Именно для предотвращения нештатных ситуаций команда водолазов привезла из Астрахани немалое количество снаряжения.
– Мы ведь серьезная организация, а не просто так, – говорит Игорь Усов, водолазный специалист каспийского филиала ФБУ “Морспасслужба Росморречфлота”. – Для качественной и безопасной работы водолазной бригады нужно быть готовым ко всем неожиданностям. Тем более условия здесь непростые. Время спуска водолаза сейчас составляет 29 минут. Температура воды – плюс два градуса.
Водолазы
Пошла последняя минута декомпрессии, вот-вот водолаз появится в майне. Спустя отведенный срок, сквозь толщу воды красиво подсвечивая лед, ударил мощный фонарь. Шипя воздушными фильтрами, из майны сначала появляется глухой шлем ярко-желтого цвета, затем, собственно, водолаз в полукосмическом костюме. Бригада обслуживания сноровисто освобождает его от снаряжения, и вскоре перед нами предстает Андрей Сидоров.
– Мы работаем здесь с января этого года, но предварительно была большая подготовка. Спускаемся под воду до четырех раз практически каждый день. Чаще погружаться не рекомендуется из-за больших глубин. В команде нас четверо. Задача – обследование акватории по пути проводки кабеля, устранение препятствий, контроль укладки. Сегодня, например, мы удаляли небольшое бревно с трассы. Попадаются большие валуны, мы их стараемся оттащить либо закопать глубже, чтобы убрать помехи при укладке кабеля. Вода сейчас чистая, видимость хорошая, летом будет хуже. Попадаются рыбы, в основном мелочь. На днях поймали небольшого осетренка, сантиметров 60. Подержали, погладили и отпустили. Пошутили еще, что сейчас его мама с папой придут, так что пора бежать, – рассказал Андрей.
На этом участке оборудовано несколько спусков на дно Енисея. Каждый из них находится в 140 метрах от предыдущего. Во время погружения водолазы проходят по дну по 70 метров от одного берега к другому. Как они признаются, самое сложное – температурный режим, ледяная вода не доставляет комфорта.
Летом, после ледохода и спада большой воды, начнется операция по укладке кабеля на три метра глубже уровня дна реки. С помощью небольшой речной флотилии на грунт Енисея опустят неширокую гидрофрезу и буквально “пропилят” реку от берега к берегу. Следом за этой “пилой” уложат бронированный кабель, который сверху присыплется песком и камнями с помощью течения реки. Затем операцию повторят с резервным кабелем.
Геология и геодезия Енисея в этом месте довольно сложные. По словам строителей, для надежного укрытия кабеля от повреждения достаточно и полутораметровой глубины подводной траншеи, как принято в мировой практике. Плюс к этому по берегам реки установят специальные предупреждающие знаки “Якоря не бросать!”, чтобы вдруг не повредить кабель. Качество укладки будут контролировать водолазы. Не зря же они привезли с собой столько оборудования.
Ванкор
Часть местности, по которой проходит кабель ВОЛС, находится на территории Роснефти на левом берегу Енисея. Данная территория – это как государство в государстве, со своими законами. Основной из них – “сухой”: спиртное здесь в любом виде под запретом. Народ работает вахтами. Преимущественно мужчины.
Чтобы получить разрешение на съемки и посещение производственной базы “Прилуки” компании “Ванкорнефть”, дочки Роснефти, необходим спецпропуск. Для его оформления паспорта недостаточно, нужно пройти медкомиссию. Въезд на территорию проходит под бдительным присмотром представителей частной охранной компании.
Нефтяники обживают эти места “в полный рост”. Построена весьма цивильная крупная база, очень много техники, кабелей и трубопроводов. Для проводки кабеля ВОЛС здесь частично используются уже имеющиеся, построенные нефтяниками коммуникации, а также будут возводиться новые опоры. Просеки для них готовы. Так что следующей зимой здесь будет кипеть работа.
На этой территории у “Единства” установлен очередной блок-контейнер с коммуникационным оборудованием, которое усиливает и передает сигнал.
– По существующим договоренностям на площадке “Прилуки” у “Единства” имеется большой склад материалов, используемых для строительства ВОЛС. В частности, здесь хранится около тысячи опорных конструкций, которые нам предстоит установить в следующий зимний сезон для подвеса кабеля, – рассказывает Татьяна Мохова, генеральный директор компании “Единство”.
Действительно, штабеля с катушками кабеля, сваями, опорами и другими материалами занимают внушительную территорию.
Канава, пропиленная во льду Енисея. В нее укладывают интернет-кабель
Легендарная пила, здесь ее называют “бара”
Так выглядит рабочее место водолазов
Монтажники предприятия “Ямалтехтранс” устанавливают очередную опору
0

Читайте также в этом номере:

Юбилейная медь (Марина БУШУЕВА)
Волонтеров ждут (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Трудный выбор (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Поехали! (Лариса ФЕДИШИНА)
Не Маня и не Вера (Татьяна РЫЧКОВА)
На мажорной ноте (Андрей ДЕГАНОВ)
Компания или кампания? (Роман БУКВОЕДОВ)
Достойны признания (Виктор ЦАРЕВ)
Агентство расширяет возможности (Екатерина СТЕПАНОВА)
А мы поплывем (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск