Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Неземная женщина
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
17 августа 2017 года, 17:32
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Наталия НИКОЛАЕВА
Ее жизненный путь связан с высотой – во всех смыслах. В детстве мечтала летать. Профессию выбрала высотную. Жить на материке планирует в горах. Сына заразила любовью к небу. А в трудовой книжке вместо записи “Присвоен пятый разряд” вполне можно было бы написать: “Взята пятая высота”. В этом году на высотном маршруте машиниста крана турбокомпрессорного участка треста “Норильскшахтсервис” “Норильскникельремонта” Людмилы ЗАРУБИНОЙ появился еще один флажок – звание заслуженного работника “ННР”.
Стюардесса турбокомпрессорной
– Ну расскажите, как вы добрались до такой высоты, что вас занесло в кабину мостового крана, – спрашиваю я женщину с горящими глазами, встречающую нас с фотографом в операторной турбокомпрессорного участка рудника “Маяк”.
Хрупкая фигура, приветливая улыбка и какой-то необыкновенно лучистый взгляд никак не ассоциируются у меня с мостовым краном и тем более – с мощными турбокомпрессорами.
– Вообще-то, в детстве мечтала стюардессой быть, мне именно такое будущее и прочили. В школе всегда была стройной. И когда на какой-нибудь праздник надевала пионерский галстук и пилотку, то все говорили, что похожа на стюардессу. Так и про- звали. Всегда хотела связать жизнь с высотой. Вот и связала, – смеется “стюардесса”. – После школы, я тогда в Мариуполе жила, решили с подругой поступить в училище на машинистов крана.
Приехала Людмила Николаевна в Норильск в 1979-м. С мужем и маленьким сыном. Ей было тогда 22 года. Устроилась на рудник “Маяк” машинистом крана. В 1996 году перевелась на турбокомпрессорный.
– Вот и вся моя трудовая биография, – скромничает кадровый работник и ветеран труда “Норильскникельремонта”. – Основная задача – ремонт компрессоров. Эти машины подают сжатый воздух в шахту, а если они выходят из строя – ремонтируем, разбираем, собираем. Тут без крана не обойтись.
Ну как слушать рассказ о тонкостях профессии и не заглянуть хотя бы одним глазком “за кулисы”? Конечно, надев каску, защитные очки, вооружившись берушами, которые выдает специальный автомат, мы идем в компрессорную.
Странное впечатление: очень чисто, несмотря на то что это производство, уютно даже... Если бы не сильный гул, можно было бы сказать, что здесь идеальная тишина – все общаются жестами, взглядами, мимикой.
– У нас есть специальная сигнальная система, инструкция, в которой все прописано:
если вира, например, то рука вверх, ход те- лежки вправо-влево – вращение кисти, стоп – скрещенные руки, даже радиус движения объясняют в буквальном смысле на пальцах.
Двое ремонтников чинят компрессор, который по форме можно сравнить с бочкой, а по размерам – с небольшим вагоном. Из-за этого ремонтировать его вручную не всегда возможно – для этого и существует мостовой кран, машинисту которого приходится всегда быть начеку! Ведь если ты “несешь” тяжелую деталь, то нужно не только доставить ее до цели, но и людей не травмировать, технику безопасности соблюсти и человеческий фактор учесть. Работа напряженная, общение – скорее на интуитивном уровне. Увидев поле деятельности вживую, понимаешь: такой ювелирный процесс под силу только щепетильному, аккуратному, безгранично терпеливому женскому характеру. Потому как каждую деталь нужно несколько раз примерить, поставить – и все это с полувзгляда, с полужеста. Кричать: “Левее! Правее!” – бесполезно.
– А среди слесарей текучка есть? Ведь в таком случае подстраиваться к людям, с которыми бок о бок на смене, каждый раз приходится заново. Тяжело, наверное?
– К счастью, почти все люди у нас работают уже подолгу, “выучили” друг друга, – смеется “ювелир”. – Утром в компрессор- ной я могу по походке понять, у кого какое сегодня настроение.
– А что нужно делать, чтобы брать такие высоты – пятый разряд по профессии, престижные звания?
– Во-первых, опыт играет роль, специфика: кран грузоподъемностью 20 тонн, сложные ремонты. И обязательно – ответственное отношение к делу.
В характеристике от руководства про Зарубину написано: “активный участник движения наставничества”.
– Ну приходилось обучать, конечно. С удовольствием это делаю. Учениками до- вольна, они у меня хорошо работают. Разлетаются, правда, по разным компрессорным: на “Маяк”, на “Комсомол”.
А еще Людмила Зарубина является председателем СТС – профсоюза, по-простому. И по совместительству табельщиком.
И целого мира мало
– Свободное время есть, конечно. На досуге всегда любила спортзал и шитье. Бывало, вечером придет в голову идея, а утром уже в новом наряде иду. В тундру с друзьями иногда выбираемся, – рассказывает наша “стюардесса”. – Хочется двигаться, общаться, работать!.. Каждый год обязательно куда-нибудь езжу. Сейчас это в основном Екатеринбург. Там у меня друзья.
Наш особенный город берет от людей по возможностям, а отдает по заслугам. Заработал хорошую северную пенсию – можешь уехать в теплые края и продолжать наслаждаться жизнью.
– Мысли такие есть, конечно, – делится Людмила Николаевна. – Моя профессия – специфическая. Здесь главное – зрение. Оно, слава богу, меня не подводит. Пока все замечательно, но случиться может всякое: мне почти 60, а это немало, и не надо тянуть до того момента, пока тебя спишут. Уйти желательно вовремя.
– Когда надумаете уезжать, то куда?
– Возможно, в Краснодарский край. Нравится мне один из старейших курортов Кавказа – город Горячий Ключ. Может, туда...
У моря воздух не такой, как в горах. Горячий Ключ как раз в горах, где особый микроклимат. И там у меня друзья-норильчане есть. Сейчас этот город активно расстраивается, и жилье доступное.
И вот опять ее тянет вверх, на этот раз – в горы. Она и здесь найдет чем заняться – приобретет приусадебный участок, чтобы можно было копаться в земле. Получит водительские права, станет путешествовать по миру.
– О чем мечтаете сегодня?
– О внуках, – смеется Людмила Николаевна.
Однако сын пока не поддерживает настроений потенциальной бабушки, он увлекается туризмом, неизведанными территориями: два года подряд, самостоятельно разработав маршрут, летал в Анадырь. А еще фотографией: в журналах о Норильске можно встретить его публикации. Парня, кстати, тоже манит высота: он увлекается парашютным спортом. Недавно, правда, во время прыжка сломал ногу – это для парашютистов обычное дело. Так что пока ему не до детей... А как нога заживет, возможно, уже в следующем путешествии в Анадырь или в Карелию он встретит свое главное увлечение и подарит нашей героине внуков.
Человек-планета
Когда Людмила Николаевна все же оставит Норильск и поедет брать новую высоту – обустраиваться в курортном городке, что цветет в горах Кавказа, она сделает это быстро: привыкла принимать решения не мешкая. “Ни к чему ждать, когда тебя попросят”, – говорит она. Хотя в действительности дело обстоит как раз наоборот: ее просят не торопиться с отъездом, без нее не представляют рабочего процесса. Начальник участка Александр Головинский понимает, что человеку, конечно, хочется отдохнуть, но спешит добавить:
– Если мы из отпуска ждем ее с нетерпением, несмотря на то что она больше месяца не отсутствует, то о том времени, когда наш заслуженный работник соберется уезжать, я даже думать не хочу. Людмила Николаевна – человек уникальный: никогда никому не откажет, с меня снимает много задач, регулирует в коллективе многие спорные моменты.
Анжела Емельчугова, машинист компрессорных установок, сталкивается с Зарубиной – машинистом крана по работе нечасто, а вот обращаться к Зарубиной-табельщице приходится регулярно. И тут слышишь в адрес Людмилы Николаевны только хорошее: всегда поможет, на любой вопрос ответит, решит вопросы, даже не касающиеся производства, – одним словом, человек-планета.
Кстати, о планетах. Наша героиня никогда не верила в гороскоп – ни разу в жизни прогноз для нее, Козерога, не сбывался. “Ерунда все это, байки”, – всегда считала она. Пока однажды не узнала, что на самом деле ее знак – Стрелец! Интригу закрутил отец, а раскрыла мама, когда Люде уже было 33 года. Оказывается, на самом деле родилась она 13 декабря, но по паспорту – 23-го. Уж очень папе хотелось, чтобы дочкин день рождения совпадал с его, а в сельском загсе нет ничего невозможного – так и стала маленькая Людочка Козерогом. А ведь в жизни и работе – истинный Стрелец: “прекрасный организатор и исполнитель, область применения способностей широка, главное условие – интерес к работе, отсутствие рутины в любом ее проявлении”.
...Если бы теперешний разум и жизненный опыт, резюмирует Людмила Николаевна, перенести на 38 лет назад, то она бы устроила свою судьбу по-другому, потому что в молодости не очень задумываешься о будущем. Но наша героиня абсолютно ни о чем не жалеет: ей повезло с работой, повезло с коллективом, с друзьями. Ее устраивает загруженность, чувство нужности, круговерть разных вопросов и рабочих моментов – она счастлива, когда жизнь кипит.
0

Читайте также в этом номере:

Так провожают самолеты (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Диксон ждет тепла (Виктор ЦАРЕВ)
Опасность под замком (Виктор ЦАРЕВ)
Где прибыло, где убыло (Татьяна СОКОЛОВА)
Бюджет по осени считают (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Кто в доме хозяин? (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
SAPсем не простая работа (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Примэрный состав (Виктор ЦАРЕВ)
На финишной прямой (Валентин ПЕТРОВ)
Непростое простое общение (Татьяна СОКОЛОВА)
Ну, артисты! (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Им бы в небо (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Самый летний Новый год (Владислав ШУКШИН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск