Охота на студентов
ТЕНДЕНЦИИ
![]() |
30 июля 2008 года, 14:33 Текст: Владислав ТОЛСТОВ
|
Месяц остался до начала нового учебного года. У будущих студентов горячая пора. И у тех, кто будет их учить, тоже. Интересная тенденция: когда у обычных граждан в разгаре отпускной сезон, вузы открывают настоящий сезон охоты за студентами.
В словах «сезон охоты» присутствует, конечно, ирония, но в малой концентрации. Такие уж сегодня времена. Нелегкие. Последствия демографического спада начала 90-х больно бьют и по работодателям, и по институтам, подавляющее большинство которых давно уже перешли на коммерческие рельсы, и оказывают образовательные услуги за деньги. И за немалые деньги. В Норильске действует не менее десятка филиалов материковских вузов. Почему столько много? Здесь какие-то особо умные студенты? Все гораздо проще: студенты здесь такие же, как и везде, зато гораздо больше, чем в любом среднем городе, платежеспособных родителей. Впрочем, в последние годы (и это проявляется все заметней) охота за студентами превращается в жесткую конкуренцию между «охотниками» – самими филиалами институтов. Уже несколько вузов, чьи филиалы работают в Норильске, провели достаточно сильные рекламные кампании. В локальных сетях создаются странички, где подробно расписываются достоинства филиалов, – вузы стараются стать максимально ближе к своей целевой аудитории. Знакомые рассказывали, что их дети-выпускники в последние месяцы стали регулярно получать завлекательные СМС-сообщения, приглашающие прийти в тот или иной филиал вуза. Все это говорит о том, что борьба за студентов сейчас ведется серьезная. Это особенно актуально для Норильска, поскольку потенциальные абитуриенты у нас действительно наперечет. После получения аттестата большинство выпускников уезжает из Норильска, поступая в дорогие московские и питерские институты (опять же вспомним про высокую платежеспособность норильских родителей). Те, кто остается, выбирают разные поприща. Кто-то устраивается на работу, кто-то нет. Многие ли из тех, кто остается в Норильске, идут учиться? Что это за люди? Каков он, современный норильский абитуриент? Что мы о нем знаем? Оказывается, только недавно было проведено первое (о других не знаю) исследование на эту тему. Общественное движение «Новый Норильск» опросило старшеклассников норильских школ, собирающихся после окончания школы получать высшее образование. Исследование проводилось, к слову, по инициативе нашего Норильского индустриального института – и подобные инициативы нужно приветствовать. Впервые кто-то озаботился таким простым вопросом: а с кем работать-то придется? Всего было опрошено 4156 человек, примерно равное количество учащихся десятых и одиннадцатых классов. Первое замечательное открытие: на получение высшего образования нацелены три четверти норильских старшеклассников. Причем идти в институт после школы намерены даже те, у кого средний балл аттестата – тройка. Следующее интересное открытие: из числа опрошенных 88 процентов затруднились назвать вуз, в котором они хотели бы учиться. То есть для подавляющего количества (девять из десяти!) совершенно не принципиально, в каком именно институте он будет получать образование. Идеальные условия для проведения массовых рекламных акций местными филиалами вузов: можно предположить, что большинство выберут тот институт, о котором чаще всего будут слышать по телевизору. Зато что касается качества образования – тут старшеклассники проявляют вполне взрослый прагматизм. Большинство отметили, что при выборе вуза будут интересоваться именно содержательной стороной. Для них являются важными такие факторы, как качество подготовки, число выпускников норильского филиала, получивших работу по специальности; уровень оплаты за обучение, условия кредитования и даже организация внеучебной работы! Интересный показатель: одним из факторов становится престиж вуза, причем престиж не с точки зрения рейтингов, а то, что говорят об учебе в вузе его студенты. Интересуют и дополнительные услуги: например, подготовка к сдаче ЕГЭ или проведение подготовительных курсов. Ну и самое интересное: 88 процентов опрошенных ответили, что принимают платную форму обучения, поскольку не рассчитывают поступить на бюджет. То есть 88 процентов потенциальных потребителей готовы платить за те услуги, которые будут получать. В данном случае – услуги образовательные. Теперь вопрос в том, насколько те, кто платит, будут удовлетворены качеством того, что получают. Я думаю, что в новом учебном году (в течение которого произойдет немало интересных изменений – в частности, сдача ЕГЭ станет обязательной для всех) мы станем свидетелями усиления конкуренции между местными «мини-вузами». А следствием конкуренции, как мы знаем, становится то, что слабые уходят с рынка. А сильные улучшают свое предложение. Вот этого и будем ждать. |
0 | Твитнуть |