Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Под колпаком у GPS
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
4 февраля 2009 года, 13:16
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
В транспортных подразделениях Заполярного филиала идет успешное внедрение системы спутникового слежения за транспортными средствами – ГЛОНАСС GPS. Датчики, установленные в машинах, позволяют контролировать передвижение транспорта в НПР, информация хранится в черных ящиках-терминалах и передается в общую базу данных. Кроме экономического эффекта система спутникового слежения позволяет решить ряд производственных задач. Какие именно, «Заполярный вестник» узнал на предприятии «Норильский промышленный транспорт», которое расположилось у подножия горы Шмидтихи в районе Нулевого пикета.
– В начале 2008-го была тестовая эксплуатация первых GPS-навигаторов, – рассказывает главный инженер предприятия Дмитрий Гришин. – Тогда установили порядка 60 датчиков, в полном объеме оборудовали всю технику к концу года. Из 1125 машин ими оснащены 670 единиц.
Извини, сегодня ты пробежал 50
Известно, что особой популярностью у автолюбителей НПР еще недавно пользовались машины, работающие на дизельном топливе. Отчасти потому, что на черном рынке его можно было купить недорого. Предметом продажи являлась солярка, так сказать, из «государственного кармана». С тех пор как за передвижением транспорта стали присматривать спутники, утекать на сторону дизельного топлива стало меньше. А цена на него на черном рынке выросла. Сослужили службу GPS-навигаторы?
– Не знаю причины, но что выросла – да, и это совпадает с внедрением системы, – отвечает на вопрос главный инженер. – Только пилотный проект программы «М2М телематика» позволил нам сэкономить по дизельному топливу 18 процентов.
Датчики расхода топлива устанавливают пока только в АТО «ЦАТК», в «Норильском промышленном транспорте» экономия достигнута исключительно при помощи контроля за маршрутами движения  транспортных средств.
– Человеческий фактор везде существует, и если вместо 50 км водитель написал 100, как его проконтролировать? – говорит  Альберт Халиков, заместитель генерального директора «Норильского промышленного транспорта» по эксплуатации. – Если раньше контроль осуществлялся только работниками службы эксплуатации, так сказать, «вживую», то сегодня к ним на помощь пришла система, которая позволяет посмотреть в реальном времени маршрут движения или сформировать отчет и сказать: «Извини, сегодня ты пробежал 50–60». Увеличение пробега – это топливо, которое можно списать. С пробегом связан и расход масла, шин и так далее. Если это сдельная работа и водитель вошел в сговор с заказчиком, то тот может приписать ему рейсы. Это еще и заработная плата, которую водитель  необоснованно получит.
Навигаторы против нарушителей
Функции GPS-навигаторов не только  экономические.
– Экономия топлива – только одна из задач, – рассказывает Альберт Халиков. – Программа включает в себя и производственные задачи. Позволяет контролировать маршруты перевозок металлосодержащей продукции. Все, наверное, смотрели фильм, как ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» борется с расхитителями своей продукции? Данная система позволяет вводить так называемые маршруты движения на какой-либо перевозке. Если я установлю для нее границы по карте, то отклонение от маршрута сразу видно на экране. Если машина  остановилась, то система сразу среагирует: «Чего стоит?» Может, ее в это время разгружают? Сохранность металлосодержащей продукции – важная задача.
При перевозке любой продукции система позволяет устанавливать заданные маршруты, которые можно контролировать в реальном времени, особенно это актуально, если техника с опасным грузом – кислородом, взрывчатыми веществами, кислотами – вдруг заедет на территорию жилой зоны.
– Грузовому транспорту там делать вообще нечего, – говорит Халиков, – если речь не идет об обслуживании предприятий в черте города. Если можно проехать по Старому городу, а водитель едет напрямую через город, это опять же отклонение от маршрута и нарушение правил дорожного движения. Система позволяет решать целый комплекс задач, связанных с безопасностью дорожного движения.
Главный инженер добавляет:
– Она уже помогла в расследовании случаев автотранспортных происшествий, поскольку фиксирует скорость, и, когда возникают какие-то спорные моменты (нужно уточнить, с какой скоростью машина двигалась  в момент ДТП), это можно проследить. Можно отслеживать водителей, нарушающих скоростной режим. Ведется работа по выявлению таких лихачей.
Уже не обижаются
Систему «М2М телематика», которую внедряют в транспортных подразделениях Заполярного филиала, разрабатывают программисты Московского института  космического приборостроения. Она находится в стадии обкатки и пока еще не является такой универсальной, как хотели бы заказчики. Наши формулируют москвичам свои пожелания-дополнения.  
– Чтобы они могли сказать, что могут, что смогут через какое-то время и что из области фантастики, а Билл Гейтс ушел на пенсию, – шутит Альберт Халиков.
На сегодняшний день в «Норильском промышленном транспорте» один специалист, занимающийся работой с системой, – Ирина Сахно. Предполагается увеличить количество автоматизированных рабочих мест, так как один человек не может наблюдать за 670 автомобилями одновременно. Ирина контролирует выборочные маршруты автотранспорта.
– Вот «вахтовочка» 9488, – показывает она точку на экране.
– Сейчас 16 часов 14 минут 14 секунд. Машина находится на территории Надеждинского завода.
Все транспортные средства – под колпаком у GPS. На столе рядом с компьютером лежат сданные водителями путевые листы. На них написано, сколько километров пробежали машины. Система должна подтвердить цифру. Ирина смотрит в одну из путевок. Здесь указан пробег 105 км. Система слежения  выдает 95 км. Такая разница считается допустимой. Ведь на дорогах встречаются большие перепады высот. А вот если бы разница была 30–40–50 км, можно было бы говорить о приписках.
На вопрос, не обижаются ли водители, привыкшие к вольнице, на тотальный контроль, Ирина отвечает:
– Уже не обижаются.
–  Много времени потрачено, чтобы внушить, что здесь не враги сидят, – добавляет Халиков.
Экономия должна быть весомой
Возникает вопрос, нельзя ли сделать так, чтобы процесс был автоматизирован полностью.
– Сегодня нельзя, – отвечает Альберт Халиков, – но по нашей просьбе две фирмы – разработчики «М2М» и «Стерлинг групп» попытаются договориться между собой, чтобы их программы могли автоматически сравнить показания системы и данные путевых листов, показав отклонения.
Параллельно с «Норильским промышленным транспортом» внедрение систем слежения ведется в АТО «ЦАТК». Как сообщил «Заполярному вестнику» заведующий транспортным отделом производственного управления ЗФ Сергей Воронов, из 1266 транспортных средств основного парка компании (машины, которые возят технологические грузы) на сегодняшний день датчики установлены на 907. Уже в конце года можно будет назвать цифры общей экономии. Судя по итогам внедрения Пилотного проекта в «Норильском промышленном транспорте» (14 млн. рублей экономии), они должны быть очень весомыми. Пока же изучается логистика транспортных перевозок, решаются вопросы с количеством автоматизированных рабочих мест по предприятиям и правовой основой.
0

Читайте также в этом номере:

Дорогие не покупать (Лариса ФЕДИШИНА)
Вот это люди! (Сергей МОГЛОВЕЦ, Александр СЕМЧЕНКОВ)
Он знал? (Лариса ФЕДИШИНА)
Перевозчики обороняются (Юлия КОСТИКОВА)
Теплый прием (Анна ВЛАДИМИРОВА)
Он один такой (Марина БУШУЕВА)
Ударный турнир (Андрей СОЛДАКОВ, Дудинка – Норильск)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск