Право на продолжение
Театр крупным планом
18 января 2013 года, 15:56 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Первой театральной лабораторией, прошедшей на прошлой неделе в Норильском Заполярном театре драмы, остались довольны все.
Из пяти эскизов, поставленных пятью молодыми режиссерами, только два не получили зрительский жетон “Забыть как страшный сон”. 44 человека приняли участие в голосовании за “Осаду” Гришковца (режиссер Тимур Файрузов) и “Бесконечный апрель” Пулинович (Андрей Шляпин). Большинство (28 зрителей) предложили оставить работы в репертуаре как есть. Оставшиеся 16 предложили их доработать. По девять человек предложили забыть режиссерский эскиз Егора Чернышова “Цель матадора” и трактовку современного “Вия” Антоном Безъязыковым, притом что в первом случае голосовали снова 44 человека, а за “Вия” – 50, причем большинство (29 человек) предпочли бы посмотреть будущие спектакли в доработанном виде. За “Братьев Ч.” Греминой в режиссуре Тимура Насирова жетоны почти поровну распределились между урнами “Доработать” и “Оставить как есть”. В “Забыть” были опущены три жетона. Удалась! Итоги вполне предсказуемые, как и то, что при обсуждениях публика, по выражению московского критика Александра Вислова, робела. Его коллега, куратор режиссерских лабораторий Олег Лоевский зрительскую сдержанность объяснил безобидностью репертуара, назвав нравы театра пуританскими. В связи с чем даже обеспокоился за судьбу явного лабораторного хита “Вий. Докудрама”. Вообще, эксперты, подводя итоги первой норильской лаборатории, в два голоса твердили, что она удалась. – Часто первая лаборатория проходит скомкано, – отметил один из них, Александр Вислов. – Ей сопротивляются в театре, так как это серьезный стресс, но не в Норильске. Здесь этого не было. Может, почву подготовили предшествовавшие ей читки. В работе над эскизами приняла участие вся труппа. Немаловажно, что работать с артистами приехали лабораторных дел мастера, я имею в виду Тимура Насирова, Антона Безъязыкова, Андрея Шляпина. Главный режиссер театра Егор Чернышов тоже известен своими постановочными эскизами. К тому же пьесы были выбраны хорошие. Тимур Насиров, главный режиссер новосибирского “Старого дома”, заметил, что пьесы подобраны не просто хорошие, а сложные и даже рискованные и виртуозно распределены роли. Работать везде Выбором пьес для лаборатории и подбором исполнителей по долгу службы занимался Егор Чернышов, уступая друзьям-коллегам и лучших актеров, и свое репетиционное время. Заключительный эскиз “Цель матадора” с Сергеем Ребрием и Денисом Ганиным, по оценке Лоевского, придуман грамотно и правильно, но, оказывается, это не всегда тот путь. Критика “не прошибло”, так как культуры, на его взгляд, в работе оказалось больше, чем эмоций и чувств. С таким профессионалом, конечно, не поспоришь, но те, кого “прошибло”, не замедлили сообщить об этом мэтру. Лоевский отнес “Матадора” и “Братьев Ч.” к пьесам не для многих зрителей, но очень важных для актерского ансамбля, сообщив, что в этих режиссерских эскизах найден стиль и много еще чего. Виртуозно сыгранный эскиз из жизни талантливых братьев Чеховых продемонстрировал не только режиссерские находки Тимура Насирова, но и стопроцентное отсутствие у наших актеров провинциальности. Хорошо знакомые норильскому зрителю Денис Ганин, Роман Лесик, Николай Каверин вроде и не играли, а были Антоном, Александром и Николаем Чеховыми. На пресс-конференции режиссер Тимур Насиров сказал, что ему легко работалось с норильскими артистами, потому что не надо было никого настраивать на работу и удалось быстро перейти к делу. Вообще, гости говорили об артистах Норильского Заполярного с огромным уважением и даже восхищением. Александр Вислов после “Бесконечного апреля” и “Матадора” вскользь заметил, что Сергей Ребрий способен сыграть даже телефонную книгу. И добавил, что к этому же статусу подбирается Денис Ганин. Замечания по актерским работам у экспертов были самые незначительные. Играли все и с удовольствием, хоть и в экстремальных условиях в прямом и переносном смыслах, так как площадкой в эти дни была не только малая сцена, но и пространство под сценой, декорационный цех. Олег Лоевский обратил внимание, что недавно открытая в театре малая сцена оказалась не очень удобна. На ней было тесно, например, “Бесконечному апрелю”. Часть эскизов требовали не большой и не малой, а средней сцены, изобретенной Егором Чернышовым при постановке спектакля “У ковчега в восемь”, когда артисты работают в зале, а зрители сидят на сцене. Пока не решится проблема малой сцены, эксперт предложил театру работать везде, что он и сделал во время первой “Полярки”. Главный эффект Кроме эскизов критики посмотрели и две последние постановки Егора Чернышова – “У ковчега в восемь” Хуба и “Валентинов день” Вырыпаева. Напомним, что “Ковчег” уже пригласили для участия во Всероссийском фестивале театрального искусства для детей “Арлекин”. Первая норильская “Полярка” запомнится не только зрителям, актерам, но и режиссерам-постановщикам. Кто из них приедет на постановку, все еще неизвестно. – Все работы имеют право на продолжение, – подвел итог Олег Лоевский. – Из пролонгированных пьес, конечно, “Вий”, но учитывая пуританское состояние театра, то и он может не иметь продолжения, как “Братья Ч.” и “Матадор” из-за узкого круга зрителей, которым они адресованы. Остается “Бесконечный апрель”. Здесь и лексики ненормативной нет, и актерские работы получились. В практике куратора режиссерских лабораторий, эксперта “Золотой маски” были случаи, когда из хороших эскизов получались плохие спектакли и наоборот. По его словам, новые спектакли, новые режиссерские имена в городе и актерские открытия – лишь побочный результат лабораторной работы. Главный – появление в театре нового зрителя, который до поры до времени и сам не знал, что ему необходимо театральное искусство. – Мне рассказали, что в эти дни в театр из Кайеркана приезжала девушка, которая всегда сопротивлялась попыткам родителей затащить ее на спектакли. После лаборатории она сказала: “Я поняла, что такое настоящий театр”. Ради этого мы и работаем. |
0 | Твитнуть |