Прямой расчет
Коммунальная проза
26 июня 2014 года, 15:52 Фото: Николай Щипко Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
|
В Норильске создается уникальная для Заполярья система расчета начислений и учета приема платежей населения за жилищно-коммунальные услуги – расчетно-кассовый центр (РКЦ). О том, зачем нужна такая структура, рассказал председатель комиссии по городскому хозяйству Норильского городского совета депутатов Александр Пестряков.
– Александр Александрович, сразу главный вопрос: зачем? – РКЦ станет средством контроля за качеством работы управляющих организаций. Проясню немного историю вопроса. В период с 1997-го по 2005 год поставка энергоресурсов осуществлялась ПО “Норильскэнерго”, а с 2005 года – ОАО “НТЭК”. По решению комбината предприятия ЖКХ после 2005 года в первоочередном порядке оплачивали имеющуюся дебиторскую задолженность перед “Норильскэнерго”, а затем уже платили в НТЭК. При этом в октябре 2005-го задолженность предприятий ЖКХ за потребленные энергоресурсы перед ПО “Норильскэнерго” составила 930 млн рублей, которые фактически были погашены за счет оказания услуг ОАО “НТЭК”. Всего в период с 1997-го по 2013 год предприятиями ЖКХ Норильска сформировалась задолженность за энергоресурсы в размере 2,8 млрд рублей. За этот же период население задолжало предприятиям ЖКХ 1,9 млрд рублей, в том числе за коммунальные услуги 1,1 млрд рублей и за жилищные услуги 809 млн рублей. Согласитесь, сумма более чем внушительная. Накопление дальнейших долгов я считаю преступлением перед городом, поэтому необходимо принять жесткие меры, и создание расчетно-кассового центра станет первым шагом в наведении порядка на рынке жилищно-коммунальных услуг Норильска. – Что еще послужило основанием для создания РКЦ? – Глобальная реформа системы ЖКХ по всей стране. Мы не можем быть в стороне от тренда, заданного министром ЖКХ и строительства России Михаилом Менем. Цель – формирование рыночных механизмов работы жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг. РКЦ решит сразу три задачи. Во-первых, обеспечит прозрачность расчетов между жителями, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями. Во-вторых, повысит качество предоставления жилищной и коммунальной услуги. В-третьих, создаст комфортные условия для горожан при оплате услуг ЖКХ: квартплату можно будет оплатить в любой кассе, через терминалы и банкоматы. Практика работы в других городах подтвердила целесообразность создания такого центра. В нем будут начислять суммы к оплате, оформлять квитанции, принимать денежные средства, заниматься распределением денежных средств по поставщикам и их переводом в режиме реального времени. Наш расчетно-кассовый центр создается на базе муниципального предприятия и будет работать без разделения предприятий на “своих” и “чужих”, ставя всех в одинаковые условия. Глава города и депутаты горсовета получат полную картину платежей и смогут реально контролировать работу предприятий ЖКХ, принимать правильные управленческие решения. Для горожан дополнительных платежей не возникнет, но появятся реальные гарантии целевого использования средств. Расчетно-кассовый центр примет на себя часть функционала управляющей компании, при этом сама управляющая компания сконцентрирует свое внимание на вопросах качества коммунальных услуг, чем, собственно, она и должна заниматься. – В чем разница между жилищной и коммунальной услугой? – До сих пор для многих норильчан эти понятия остаются неясными. Жилищно-коммунальные услуги – совокупность различных видов деятельности, направленных на ресурсоснабжение дома, обеспечение исправного технического состояния, а также на решение других вопросов комфортного проживания. В коммунальные услуги входят холодное и горячее водоснабжение, канализование и водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, освещение мест общего пользования. К жилищным услугам относятся содержание и ремонт жилья, вывоз мусора и твердых бытовых отходов, капитальный и текущий ремонт. Тарифы на жилищную услугу устанавливает муниципалитет, а оказывают ее управляющие компании (сегодня их в Норильске восемь). А вот коммунальную услугу оказывают ресурсоснабжающие организации – ОАО “НТЭК” и МУП “КОС”, тарифы которых утверждаются уже на уровне региона. В Норильске соотношение коммунальной и жилищной услуг в квартплате – приблизительно 60% на 40%. – Какова ваша роль в создании расчетно-кассового центра? – Я вижу главной своей задачей не выполнение роли арбитра, куратора или аналитика в сфере ЖКХ, а создание в городе условий для эффективной и бесперебойной работы предприятий ЖКХ по четким, прозрачным и понятным для всех правилам. Такие правила нам необходимо выработать, принять и узаконить. И городской расчетно-кассовый центр станет необходимым звеном для защиты целевого использования денежных средств населения, для обеспечения финансовой стабильности и предсказуемости работы предприятий сферы ЖКХ. Сначала РКЦ будет работать в тестовом режиме, но уже к концу 2015 года все платежи будут проходить через эту структуру. В соответствии с новыми нормативами деньги норильчан будут поступать поставщикам ресурсов своевременно, не оседая у управляющих компаний, и это станет первым шагом на пути к цивилизованному рынку ЖКХ в Норильске. |
0 | Твитнуть |