Самородок с “Комсомольского”
Увлечения
![]() |
15 сентября 2010 года, 13:53 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Юлия СЕРГЕЕВА
|
В России не переводятся мастера-самородки. Один из них, Альберт Туркин, электрогазосварщик с “Комсомольского”, является автором не менее сотни необыкновенных скульптур, изготовленных из списанных в утиль запчастей. Блестящие космические пришельцы, музыканты, индейцы и другие необыкновенные персонажи Альберта уже расселились по всему НПР. Самая значительная коллекция представлена на рудничной турбазе “Мечта”.
36-летний Альберт Туркин – энергичный и постоянно улыбающийся мужчина. Его весьма обширная коллекция скульптур удивительна тем, что создает их автор не из привычных камня, мрамора или гипса, а из самого что ни на есть настоящего металлолома, которого полным-полно на любой городской свалке. Вместе с автором мы отправляемся проведать некоторых из его персонажей. Первые пункты следования – клуб “Юность” и талнахская библиотека. По дороге Альберт отвечает на вопрос, что же побудило его к созданию столь необычных творений. – Как-то лежали у меня бесхозные болты и гайки. Делать было нечего, а тут фантазия разыгралась, дай, думаю, смастерю робота – детство вспомню. Я еще будучи учеником тринадцатой школы в Норильске выпиливал из дерева елочные игрушки, а в 12 лет собрал из дерева своего первого робота и радио встроил – можно было включать и слушать. Но на школьном конкурсе не победил. Сказали, не двигается. Так вот надолго отбили мне охоту что-либо создавать. Я и забросил это дело. Ну а тут дремлющий все это время потенциал вновь пробудился. В общем, за пару часов собрал я из этих гаек маленького человечка. А коллеге понравилось, предложил таким же образом изготовить оленя. Собрал, точнее, сварил его за три часа. Гайки и болты, конечно, дело хорошее, но слишком накладное. Поэтому вышел я на ближайшую свалку за гаражами и набрал всяких железяк. Я своего рода чистильщик: очищаю город от ненужного хлама и одновременно облагораживаю его. – Но на свалках обычно валяются трухлявые железки, а ваши скульптуры выглядят так, будто собраны из новых деталей. – Это только кажется так. Я же всячески зачищаю их, полирую, а готовые изделия покрываю лаком или краской. Чужие в Талнахе В клубе “Юность” когда-то обитало первое серьезное детище Альберта – металлический монстр Чужой. Но хозяин сменился, и Чужой исчез. Кто знает, быть может, он отправился порабощать землян или вернулся в далекие космические дали. Его собрат, еще один Чужой, стоял на страже городского книгохранилища. – Почему возникла идея воссоздать именно этот персонаж? – Просто все детали, из которых он составлен, когда-то были в движении, и мне показалось, что логичнее будет использовать их при создании всякого рода монстров. Они тогда получаются более динамичными, агрессивными. Этого Чужого я делал по заказу. Справился дня за три. В левой лапе он держал образец талнахской руды, в правой – книгу о Норильске. Ни того ни другого в лапах монстра мы не обнаружили. Судя по всему, он браво несет свой пост, о чем свидетельствует отсутствие и немалого количества стальных зубов. – Ребята, наверное, пообламывали, – комментирует Альберт. – Перед тем как воплотить идею в жизнь, вы делаете какие-то чертежи, зарисовки? – Нет. Это, можно сказать, чистая импровизация. Конечно, я держу в голове мысленный образ будущей скульптуры. По нему и работаю. Поскольку у меня хорошая зрительная память, все получается легко. На выходе из библиотеки сотрудники останавливают Туркина, чтобы уточнить его имя. Читатели спрашивают, чье творение охраняет залы с книжными полками, а они и не знают. Теперь установят табличку, и слава найдет своих героев. Изумрудный скрипач и мышка Альберт рассказывает, что необычным хобби увлекся лет пять-шесть назад. Очень много скульптур раздарил. В НПР они “поселились” на СТО и на кафедре Норильского индустриального института, в Лиге мастеров, осели в частных коллекциях, некоторые живут в Краснодаре и даже Чехии. – Альберт, а где вы черпаете вдохновение? – В Краснодарском крае есть Гуамское ущелье – красивейшее место! Его величие завораживает. Многие художники ищут там вдохновения. Вот и я заряжаюсь в этом месте энергией. Вообще, после недели отдыха руки уже просто чесаться начинают – необходимо что-то делать. И сейчас из отпуска вернулся полон всяких идей. Наконец мы добираемся до турбазы, где нас встречают двое работников, весьма добродушный пес и полдюжины металлических скульптур. Первая и, пожалуй, самая колоритная из них – изумрудного цвета пес-скрипач. – Здесь уже начинается серия лирических персонажей, – поясняет Альберт. – Это нищий скрипач со шляпой для подаяний, а мышка-норушка прибежала посмотреть, густо в шляпе или пусто. Композиция практически полностью собрана из труб – некоторые детали оставлял в первозданном виде, но в основном все их гнул, добиваясь необходимой формы. А глаза, к примеру, сделаны из подшипников, шнурки – из электродов. Готовую фигуру шкурил и красил. Козел-интеллигент и группа индейцев Авторские работы Альберта – настоящее украшение турбазы “Комсомольского”. Руководство рудника охотно предоставило художнику поле деятельности. Неподалеку от скрипача на лавочке, сложив ногу на ногу, сидит козел-интеллигент. – Этот экспонат был выполнен специально для одиноких дам, – шутит автор. На самом деле посидеть рядом с козлом любят дети. Впрочем, к творчеству художника неравнодушны и взрослые. – Сюда, на “Мечту”, прямо паломничество какое-то, – рассказывает Альберт. – Молодожены и просто отдыхающие приезжают фотографироваться рядом со скульптурами. Большую радость, конечно, фигуры доставляют детям – они часами могут бегать вокруг них. Есть на “Мечте” и декорированные паутиной и пауками мусорки, и декоративные урны в виде поросенка и медведя с бочонком. На входе в шашлычную конь-шериф играет на банджо левой рукой. – Как и я, левша, – замечает Альберт. В шашлычной нас встречают индейцы, вооруженные луками и томагавками, рыцари-крестоносцы, русские богатыри и даже горец в черкеске и с кинжалами. Все они вышли на тропу мира: закрывают собой обогреватели. Крестоносцы собраны из деталей от машин, кольчуги богатырей сделаны из сетки-рабицы, булава состоит из двух соединенных корпусов от лампофар с приваренными к ним болтами. Папаха горца – та же сетка-рабица. – Альберт, сколько времени вам потребовалось для создания этой коллекции? – В среднем на каждого воина уходило по неделе. На всех вместе – около двух месяцев. Проходчик будущего У Альберта Туркина начали появляться последователи. Одну из работ помогал делать родственник, другую – коллега-сварщик. – А вы не думали о том, чтобы вместе потрудиться на благо города: украсить наши улицы, дворы необычайными скульптурами? – Я обеими руками за, но на одном энтузиазме далеко не уедешь. Необходима финансовая помощь, поддержка и участие администрации города. Можно было бы открыть мастерскую, набрать персонал. Я бы всю серость в городе вытравил. До городских улиц дело пока не дошло, но кроме коллекции на “Мечте” одна эксклюзивная скульптура Альберта осела в музее рудника, куда нам тоже посчастливилось попасть. Это металлический “Проходчик будущего” с перфоратором и отбойным молотком вместо рук. Как у культового персонажа боевиков начала 90-х – Хищника, пустые глазницы монстра вдруг загораются красным огнем. Альберт удивлен: – А вот со светодиодами не я придумал. Это уже чье-то нововведение. – Вы именно таким видите проходчика будущего? – Почему нет? Колоссальная сила и мощь и ничего более. Перфоратор, отбойник и шарошка вместо рук и одной ноги – для повышения работоспособности и эффективности труда. На проходчика ушел месяц работы. Когда каких-то запчастей не хватало, выручала все та же свалка. Поблескивают вычищенные и выдраенные гайки и шестеренки, головка цилиндра от Toyota Corona, велосипедные цепи, душевые шланги и обыкновенная фляжка. На поясе железного человека прикреплена бэушная табличка с надписью TAMROCK – названием фирмы-производителя горной техники, давнего партнера “Норильского никеля”. – Альберт, а у вас есть в планах создание каких-то новых фантастических скульптур? – Конечно! – Поделитесь с читателями “ЗВ”. – Возможно, чуть позже вы и сами все увидите. А сейчас я должен полностью сосредоточиться на написании диплома – через четыре месяца у меня защита. Когда Альберт Туркин получит специальность горного инженера, а затем пополнит свою коллекцию, “Заполярный вестник” обязательно заглянет к нему снова. |
0 | Твитнуть |