Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Студентам нужна мотивация
Взгляд со стороны. Анатолий АНДРИЕВСКИЙ, проректор по воспитательной работе и связям с общественными организациями НИИ
22 января 2010 года, 14:21
Основное отличие нынешних студентов от студентов прошлых лет состоит в том, что современная молодежь менее мотивирована к обучению. Менее целеустремленная. До того как был введен ЕГЭ, мы проводили мониторинг абсолютной успеваемости по математике и физике при поступлении в вуз. Успеваемость по этим дисциплинам ухудшилась в два раза. Также показатель – отсутствие конкурса. Хотя в этом году у нас по некоторым специальностям был конкурс и пять человек на место.
Все меньше приходит студентов, которые читают художественную литературу. Они более продвинуты в области информационных технологий, легче ориентируются в современных новшествах. А вот что касается мотивации к учебе и общего уровня развития, он, конечно, падает. В том числе и уровень культуры.
В качестве иллюстрации: студенты набора 2009 года могут прийти в кабинет, например, к декану, и, развалившись в кресле, спросить: «Как у вас делишки?» Думаю, что даже пять лет назад за такие рамки студент первого курса выйти не мог. Многие студенты своей внешностью и поведением показывают, что они находятся на дискотеке, а не в институте. Им нужно здесь развлечься, отдохнуть, пообщаться с друзьями… Очень часто, когда они приводят в пример западных студентов (там стиль обучения несколько иной), забывают главное. Студенты ведущих западных университетов очень эффективно и напряженно трудятся. Вот этой целеустремленности у подавляющего большинства наших студентов нет. Как и умения и желания ежедневно и интенсивно работать. Это не только в Норильском индустриальном институте. Коллеги с материка сталкиваются с такими же проблемами.
Среда высшей школы все же накладывает свой отпечаток, хотят этого студенты или нет. И к старшим курсам происходит очень интересное изменение. Как правило, отсев, который идет на первом курсе, оставляет наиболее мотивированных. У старшекурсников нет проблем с учебой. Практически все студенты получают стипендию. Но это начинается примерно с третьего курса.
А только пришедшие из школы ребята еще несколько инфантильные. Сейчас закончилась зачетная неделя. Началась сессия. Родители сидят на скамеечках вместе с детьми. Я сегодня с одной мамой беседовал. Говорил: «Отпустите ситуацию, пусть ребенок сам все делает». А у нее целый список, к кому из преподавателей нужно прийти и поговорить. Это характерно именно для Норильска. На материке так не принято.
Это не значит, что наши студенты плохие. Они очень разительно отличаются от материковских. Проживание дома с родителями, отсутствие общежития, не нужно особенно напрягаться. А там студенты предоставлены сами себе. Они подзарабатывают где-то по частичной занятости, ценят каждую копейку… У подавляющего большинства норильских детей этого нет. Поэтому и стиль работы педагога отличается от методов коллег на материке.
Несколько лет назад институт заявил о своих новых целях в области образования. Мы их так сформулировали: «Главная цель в образовании – не диплом, а счастливая жизнь». Эти установки канадских философов нам и сейчас близки. Говорим ребятам, что диплом – лишь инструмент к карьере. А она нужна, чтобы быть счастливым. Для этого каждый день нужно трудиться, ведь обучение – это труд. Снова вспомним студентов западного вуза. Они встают рано утром и говорят себе: «Кому я нужен? Никому. Кто мне поможет? Никто. Я должен сам сегодня пойти и добиться маленьких побед для дальнейшего роста».
Ну и еще один постулат, который мы повторяем своим студентам: если содержимое кошелька высыпать тебе в голову, то у тебя его никто не отнимет. Диплом, который наполнен знаниями, навыками, умениями – самое большое богатство.
0

Читайте также в этом номере:

Фото солдату (Марина БУШУЕВА)
Наука за кадром (Сергей ПИЛИПЕНКО, заведующий кафедрой «Технологические машины и оборудование» Норильского индустриального института)
Не будь жертвой! (Александр ИШУДЧЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск