Связь «Единства»
21 июня 2019 года, 20:04
|
Компании «Единство», которая обеспечила Норильск высокоскоростной связью, исполнилось четыре года. Что удалось сделать за это время, а что не удалось, о планах и перспективах рассказали генеральный директор «Единства» Татьяна Мохова и технический директор предприятия Павел Вадов.
За четыре года, прошедшие с момента основания, компания «Единство» многого достигла. Ключевые резуль-таты – это в первую очередь то, что Норильск на текущий момент обеспечен высокоскоростным интернетом, во что мало кто верил, когда мы начинали этот проект. У нас стабильно функционирует собственная служба эксплуатации, которую мы создали для поддержки и обслуживания ВОЛС. Служба обеспечивает SLA (англ. Service Level Agreement – согласованный уровень качества услуги) на уровне 97% доступности в год, это 355 дней в году, и, соответственно, восстановление в течение не более 72 часов. Наши коллеги по цеху считают, что для тех условий, в которых мы реализовывали проект, а сейчас осуществляем поддержку созданного канала связи, – это очень хорошие показатели. – Что предпринимает «Единство» для стабильной работы интернет-канала? – Во-первых, выбранные техни-ческие решения в рамках создания волоконно-оптической линии связи максимально надежны и соответствуют климатическим условиям, в которых линия строилась. Во-вторых, та самая служба эксплуатации, которая сейчас насчитывает четыре ремонтно-эксплуатационных участка. Они расположены в оптимальных местах трассы и способны оперативно реагировать на аварийные случаи – в Игарке, Новом Уренгое, на Ванкорском мсторождении и в Норильске. Персонал службы обладает высокой квалификацией и обеспечен техникой как для быстрого реагирования, так и для проведения планово-предупреди-тельных работ, которые на самом деле являются достаточно важной составляющей поддержки работоспособности ВОЛС. На сегодня наш эксплуатационный и ремонтный персонал обеспечен 11 единицами техники, выполненной на заказ с учетом специфики нашего региона и в соответствии с профилями де-ятельности. Это лучшая техника для использования в таких условиях: вездеходы «Беркут», «Тайга» и последнее наше приобретение – две аэролодки, которые способны обеспечивать доставку бригад для аварийно-восстановительных и плановых работ. Замечу, что этот специализированный транспорт находится в постоянной готовности практически в любой момент времени и в любой сезон. Вся техника оборудована для проведения технологических ремонт-ных работ. Бригада, выезжающая в тундру, имеет и оборудование, необходимое для обеспечения мониторинга линии связи и, естественно, все необходимые инструменты, запасные части и материалы. Также техника оснащена системами обес-печения жизнедеятельности наших бригад: это автономные электроге-нераторы, рефлектометры, сварочные аппараты, средства связи, как оперативные, так и экстренные, а также запас топлива, продуктов. Так что есть все как для плановой эксплуатации, так и для оперативного реагирования на аварийные ситуации. Но кроме профилактики и ремонта мы осуществляем в онлайн-режиме мониторинг состояния линии связи – у нас введена и работает система постоянного анализа целостности оптических волокон и система оценки деградации волокон. Они позволяют фиксировать изменения в кабеле и активно принимать необходимые меры. Закуплено эффективное оборудование, которое позволяет оценить степень воздействия на ВОЛС и определить место, где это произошло. Так, мониторинг с помощью рефлектометра, принцип действия которого основан на эффекте Бриллюэена, позволяет устанавливать факт внешнего воздействия на кабель, которое еще не привело к его заметному повреждению. Если, например, основная причина деградации волокон – это их сильное натяжение, данный прибор устанавливает и локализует места с чрезмерным натяжением волокон. Система мо-ниторинга «видит» отклонения оптических волокон от заданных параметров, сигнализирует об этом в центр управления сетью, который, соответственно, дает команду бригаде мобилизоваться и быть готовыми к выезду. Мы в пер-воочередном порядке проводим на этом месте профилактические, а если надо ремонтные, работы. Все это не дает перерасти нештатной ситуации в аварийную. А вот если авария уже произошла, то система мониторинга устанавливает место повреждения с точностью плюс-минус один метр. Это очень сокращает время на общее устранение аварии. – Почему устранение аварии на ВОЛС длится по нескольку дней, если известно точное место, в боевой гоотовности вездеходы и другая современная техника? Почему нельзя быстро мобилизовать вертолет? – С точки зрения обслуживания линий связи, которые находятся в труднодоступном районе при таких тяжелых климатических условиях, восстановление в течение 72 часов – это неплохой показатель, многие специалисты даже считают, что мы слишком высоко «задрали» планку, это невыполнимая история. Для нас вопрос о том, возможно ли ускорить ремонты, – риторический. Основное время, которое мы тратим, приходится на доставку аварийно-восстановительных бригад к месту устранения аварии. Это серьезно зависит от погодных условий и места порыва. Если порыв происходит на удалении 100–150 километров от ближайшего населенного пункта, то в совокупности со сложным ландшафтом и экстремальными погодными условиями все это существенно увеличивает время прибытия бригады к месту аварии. И вертолет тут не всегда поможет. Если уж мы не можем доехать по погодным причинам, то маловероятно, что вертолет получит разрешение на взлет. Кроме того у авиатехники всегда есть ограничения на посадку, к сожалению, вертолет не может приземлиться везде и всегда. При этом важная текущая задача – это сокращение времени прибытия бригад на место аварии, если все-таки авария случилась. Здесь есть факторы, на которые мы можем влиять, – это максимальное ускорение сбора бригады, максимальная эффективность ремонтных работ. Над этим ведется работа постоянно. – С чем были связаны обрывы зимой этого года? Можно ли рассказать подробности, как вы реагировали на них? – Мы постарались учесть все климатические факторы, когда отбирали технологии и оборудование. Эксплуатация это подтверждает. Если для примера взять прошедший сезон, было несколько аварий, которые связаны в основном с техногенными факторами. Климат – это фактор, замедляющий прибытие к месту ремонта. Зима, метель, заснеженная тундра. Пройти более 100 километров – очень серьезная задача. На нашей спецтехнике бригада движется примерно в среднем 5–7 км в час по заснеженной местности. К самым удаленным местам они добираются через 30–40 часов. И тут же приступают к устранению повреждения и восстановлению связи. Технологически ремонт – в зависимости от сложности повреждения – может занять до 24 часов. И все это время бригада на ногах, люди работают в полевых условиях, их испытывают на выносливость ветер, снег, дождь, град. Это тяжелая работа, тем не менее служба эксплуатации выдерживает взятые обязательства. Перерывы в работе магистральной ВОЛС случаются. Но, если у вас вдруг бывают кратковременные сбои с интернетом, они в основном уже связаны с доставкой сигнала от магистрального канала к потребителям интернет-провайдерами. На этой «последней миле» все, как правило, быстро устраняется операторами связи. Что касается иногда возникающей темы «ворованного трафика», то ее просто не стоит обсуждать, потому что этого в принципе быть не может. Никто к кабелю не подключается, ничего никуда не «откачивает» – просто это невозможно. – Как происходит эксплуатация линии в моменты проведения планово-предупредительных работ? – Мы действительно сейчас де-лаем основной акцент на планово-предупредительные работы, кото- рые позволяют своевременно предусмотреть возможность порыва. Если плановые работы связаны с риском перерыва связи, мы заблаговременно проводим инфор-мирование интернет-провайдеров, оговаривая время проведения и продолжительность. Также предупреждаем о проведении работ на нашей странице в социальных сетях В 99% случаях конечный пользователь не замечает изменений в момент проведения работ, но есть работы, которые невозможно провести без перерыва. Все отключения такого рода происходили и будут происходить тогда, когда трафик минимальный. – Какую следующую задачу ставит перед собой «Единство»? – Сейчас своей основной задачей мы видим повышение надежности работающего магистрального канала, поэтому следующий шаг – завершение строительства резервной нитки, которое стартовало в конце прошлого года. Прокладка дополнительного кабеля позволит минимизировать перерывы связи в результате порывов, даст возможность оперативного переключения в случае аварийных ситуаций. По нашим оценкам, дос-тупность линии, которую мы обеспечим к концу 2020 году, вырастет до 99%. Это будет существенный качественный скачок. В настоящее время мы завершаем резервирование на участке Ванкор – Сидоровск. Ведем модернизацию радиорелейной линии, которая обеспечивает «воздушный» переход через Енисей. После модернизации мощность РРЛ будет 10 Гб в секунду (сейчас 1 Гб), по плану мы повысим ее до 40, что обеспечит сопоставимую скорость с другими участками. И таким образом мы полностью закроем риск потери связи из-за повреждения подводного кабеля. Замечу, что это стало возможным с появлением современных российских технологий связи 5G. Мы тщательно следим за передовыми технологиями и готовы их оперативно внедрять для повышения надежности канала связи. В России, в Санкт-Петербурге, есть предприятие, которое является мировым лидером в данном диапазоне частот, мы пользуемся его наработками. На участке Ванкор – Сидоровск (это, наверное, самый сложный участок в настоящее время) достигнута договоренность с нефтяниками об использовании их оптического кабеля, для того чтобы обеспечить взаимное резервирование волокон. В результате всего этого проекта в Норильск придет две линии связи, независимые друг от друга. Кроме того мы постоянно мониторим ситуацию с развитием инфраструктуры связи во всем Арктическом регионе с целью дополнительного резервирования. – Удается ли вам решать вопрос с обеспеченностью инженерно-техническими специалистами, их мотивацией? – Мы можем гордиться той командой, которую собрали. Действительно можно использовать это слово, потому что искали сотрудников по всей Российской Федерации. Искали людей с хорошим опытом и высокой квалификацией в области строительства и эксплуатации ВОЛС. Некоторые уже переехали вместе с семьями. А если говорить о мотивации, то здесь, наверное, особого секрета никакого нет. Людям нужна стабильность, людям нужно уважение, очень важен дружный коллектив и понимание значимости своей работы. В нашем случае все это есть. – «Норникель» с помощью ВОЛС решает свои управленческие задачи. Цифровизация и переход к Индустрии 4.0 невозможны без он-лайна. Насколько стабильна работа канала в сфере поддержки систем «Норникеля»? – Все составляющие новой промышленной революции (или Индустрия 4.0), любые вопросы, касающиеся цифровизации, напрямую зависят от постоянного обмена данными, качества связи и скорости передачи данных, будь то предприятие «Норникеля» или любое другое в Норильске. Эти сервисы обеспечиваются качеством и стабильностью работы нашей структуры. Для этого построена ВОЛС, в Норильске сейчас есть высокоскоростной широкополосный интернет. А наша задача на текущий момент – обеспечивать стабильность работы и надежность этой линии. Вместе с тем «Норникель» использует для своих нужд менее 1%. Конечно, потенциал у компании очень большой, но есть уверенность, что мощности хватит на всех, это было заложено еще при строительстве. Главное для компании в настоящий момент – это стабильность и надежность связи. Точно так же, как и для всех других пользователей. |
0 | Твитнуть |