Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
09:00 Городских птиц в Норильске становится больше
15:45 В «Норникеле» обсудили новые требования в области промбезопасности
15:05 В «Норильскникельремонте» определили лучшего газорезчика
14:50 Будущие руководители Заполярного филиала «Норникеля» сошлись на интеллектуальном ринге
13:05 «Норникель» рассказал студентам о применяемых в металлургии технологиях
Все новости
Волки, жезлы, автоматика
Модернизация
21 января 2013 года, 19:00
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
“Прошу оградить от нападения волков” – приблизительно такую формулировку еще недавно можно было встретить в обращениях работников удаленных железнодорожных постов к руководству Норильской железной дороги. Во всяком случае, одно из таких заявлений от дежурных поста централизации Далдыкан попалось на глаза нынешнему начальнику службы движения.
А ведь это было не так давно. Тяжелый физический труд на дальних стрелочных переводах в тундре вынуждал работников,  в основном это женщины, не только озираться по сторонам в чистом поле, но и брать с собой в непогоду для веса железнодорожные тормозные “башмаки” – чтобы не унесло ветром. Теперь это в прошлом. Работа персонала на открытом воздухе уходит из практики Норильской железной дороги, и, как с гордостью говорит начальник станции Кайеркан Роман Разломенко, в этой сфере норильские железнодорожники перешагнули из XIX века сразу в XXI. Насколько он прав?
Переучиваться было нетрудно
В рамках долгосрочной программы модернизации Норильская железная дорога в последние годы в плановом порядке переводится на современные системы управления и безопасности движения. Это касается в первую очередь ввода в эксплуатацию микропроцессорных систем сигнализации, централизации и блокировки движения.
В апреле 2012 года компьютерная система станции Кайеркан замкнула на себе управление железнодорожными постами Алыкель, Разрез, Каларгон, удаленными стрелочными переводами Далдыкан и Амбарная. Людей на этих пунктах теперь нет, а управление и перевод стрелок осуществляется движением компьютерной мыши с пульта в Кайеркане.
Еще совсем недавно на НЖД действовала пресловутая жезловая система управление движением. Это когда участники движения – стрелочники, машинисты, дежурные постов централизации – передавали друг другу из рук в руки самый настоящий металлический жезл-пропуск как уведомление, что движение разрешено. Эта система еще доживает свой век на одном из участков железной дороги, однако повсеместный ввод в эксплуатацию микропроцессорной системы управления уже показал свои преимущества.
Одной из первых, кто оценил их в полной мере, стала нынешний диспетчер станции Кайеркан Елена Зарубина. Когда-то она начинала тем самым стрелочником, которому приходилось на дальних постах Алыкель, Каларгон, Разрез работать на улице в любую погоду: чистить стрелочные переводы и переводить стрелки, противостоять порывам ветра, озираться по сторонам, опасаясь диких зверей.
– Было действительно очень тяжело, – вспоминает Елена Зарубина. – Но работу выполнять надо было в любую погоду, при любых обстоятельствах, потому что речь шла о безопасности движения.
Стрелочница Елена Зарубина стала непосредственным свидетелем монтажа и ввода в эксплуатацию новых систем управления, фактически ее участником. Поэтому переучиться на работу с новым компьютерным оборудованием ей не составило труда.
Безопасность и эффективность
Показывая по очереди на каждый из шести мониторов, установленных на станции Кайеркан, начальник станции Роман Разломенко демонстрирует ситуацию на всех вверенных ему участках дороги. Схематические изображения железнодорожных систем на мониторах позволяют диспетчеру переводить стрелки, открывать или закрывать светофоры, отслеживать маршруты движения составов, их количество и местонахождение.
По словам Романа Разломенко, компьютеризированная система не позволяет диспетчеру принять неверные решения  или предпринять действия, ставящие под угрозу безопасность движения на дороге. Система многократно дублируется, сводя к минимуму влияние человеческого фактора. Для улучшения контроля происходящего на дороге участки оборудуются камерами видеонаблюдения и записи. На случай если откажет система на общем пульте управления в Кайеркане, автоматика способна функционировать автономно на каждой из отдаленных станций, постов, стрелочных переводов. В этом случае туда направляются специалисты.
За бесперебойной работой систем автоматизации следят инженеры участка службы сигнализации и связи. По словам ее начальника Вячеслава Руссу, он и его коллеги принимали активное участие во вводе в эксплуатацию всей системы вместе со специалистами подрядной организации, а потом еще дополнительно обучались обслуживанию сложной техники.
Автоматизация управления движением, по словам заместителя начальника Норильской железной дороги Сергея Киселева, позволяет в первую очередь сделать значительный шаг вперед в части повышения безопасности движения на дороге. Повышение эффективности производства тоже немаловажный аспект деятельности НЖД.
– С вводом новой автоматизированной системы управления от тяжелого ручного труда высвободилось несколько десятков человек, – говорит Сергей Киселев. – Служба сократилась существенно, но мы никого не увольняли, а переучили людей, перераспределили ресурсы, достигнув в этой области определенного экономического эффекта.
Модернизация Норильской железной дороги продолжается. На очереди – ввод системы автоматизации на станции Юбилейная, обслуживающей Надеждинский металлургический завод. В перспективе – переоборудование станции Комсомольская в Талнахе, ведь именно там еще сохранилась раритетная жезловая система.
Контроль и отладка автоматики
0

Читайте также в этом номере:

Черная неделя (Екатерина СТЕПАНОВА)
Святые воды Долгого (Андрей СОЛДАКОВ)
Выборы президента Вселеннои (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск