Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Зазвучала история мастера
ФЕСТИВАЛИ
27 января 2012 года, 13:14
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса МИХАЙЛОВА
На сцене Большого концертного зала Красноярской филармонии состоялась мировая премьера оратории норильского композитора Владимира Примака “История Мастера”.
Музыкальная драма, созданная под влиянием семи выдающихся исторических полотен Сурикова, прозвучала 24 января, в день рождения нашего великого земляка, прославленного живописца. Критики назвали премьеру оратории одним из самых ярких событий VI зимнего Суриковского фестиваля искусств.
Тебе поем
Композитор, педагог Норильской детской школы искусств Владимир Примак работал над своим произведением больше года. Как автор либретто, он использовал стихи Максимилиана Волошина и Владимира Захарова, интервью Василия Сурикова Волошину, “Откровение Иоанна Златоуста” (Апокалипсис), молитву старца Симеона, третий псалом Давида, Славословие, “Повесть о боярыне Морозовой” (летопись XVII века), казачий песенный фольклор.
В постановке задействовано около двухсот артистов: Красноярский хоровой ансамбль солистов “Тебе поемъ”, руководимый Константином Якобсоном, камерный оркестр под управлением Михаила Бенюмова, студенческий хор и симфонический оркестр Красноярской государственной академии музыки и театра, хор краевого театра оперы и балета. Среди приглашенных участников премьеры – солист Государственного академического Мариинского театра, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Александр Морозов (бас). В исполнении оратории также приняли участие солисты Красноярского театра оперы и балета Анастасия Лепешинская и Виталий Осипов. Главный дирижер – Валерий Шелепов. Художественный руководитель проекта и автор идеи – доктор искусствоведения, профессор Людмила Гаврилова.
– Я нахожусь под впечатлением от премьеры, – сказал нашему корреспонденту Владимир Примак. – Это пока все, что могу сказать о своих эмоциях, через неделю, может быть, через две ощущения окончательно оформятся.
Композитор присутствовал на репетициях своей оратории, но, по признанию Владимира Ильича, чувствовал он себя совершенно беспомощным. Сидел и слушал.
– Когда ты все сделал, от тебя уже ничего не зависит, – рассказывает автор. – Но услышал первые звуки хора и понял: с хором все в порядке. Поет великолепно (главный хормейстер Константин Якобсон. – Авт.). Оркестр наполовину состоял из студентов, но дирижер “вытащил” его на профессиональное звучание. За два дня до премьеры приехал приглашенный солист, я опять заволновался. Но оказалось, напрасно, Александр Морозов все выучил и был полностью готов к работе. Кажется, первое, что он мне сказал: “Не дрейфь, всё споем”. И спели!
Применительно к себе слово “успех” Владимир Примак не употребляет, больше говорит об исполнителях, организаторах спектакля. Очень благодарен за работу Анастасии Лепешинской (меццо-сопрано) и Виталию Осипову, он выступал как чтец.
– Меня очень порадовало серьезное, внимательное отношение исполнителей к новой музыке. Это проявилось и во время работы, и в общении за кулисами, – продолжает Владимир Примак. – Одна студентка намерена писать дипломную работу по оратории “История Мастера”, другая девушка, почему-то решив, что я не найду времени поговорить с ней, передала мне письмо, в котором поделилась своими мыслями об оратории, поблагодарила меня за работу. Это очень трогательно и приятно.
И зажигаем свечи
В материалах, подготовленных музыковедами к мировой премьере “Истории Мастера”, отмечается, что это уже не первое обращение сибирских композиторов к творчеству выдающегося живописца. Известно “Утро стрелецкой казни” Игоря Флейшера и симфоническая поэма “Посвящение Сурикову” Олега Меремкулова. В 2008 году в Красноярске исполнялась симфония для русского оркестра Владимира Пороцкого “Суриковская Русь”. И вот спустя четыре года на родине художника впервые прозвучало произведение норильского композитора Владимира Примака – оратория для чтеца, меццо-сопрано, баса, смешанного хора и симфонического оркестра.
Основная идея музыкальной драмы “История Мастера” – воплотить в звуковом мире оратории страницы русской истории, воспринятые сквозь призму художественного мышления Сурикова и осмысленные в новом историческом контексте современным композитором.
По мнению кандидата исторических наук Людмилы Тульцевой, полотна Василия Сурикова неразрывно связаны с традициями Русской православной церкви и пронизаны ритуально-семантическими смыслами. Один из них – семь свечей в картине “Утро стрелецкой казни”. Магическая цифра определила и семичастную структуру оратории, обрамленную прологом
и эпилогом. В начале каждой части исполнительница зажигала одну из семи свечей как символ очередного этапа жизни художника.
Немаловажно, что исследователи отмечают семь крупных полотен, принадлежащих мастеру, про которые он сам сказал следующее: “Стрельцов”, “Меншикова” и “Морозову” не мог не написать. “Снежный городок” и “Ермака” смог написать. “Суворова” мог не писать. “Стеньку” так и не смог...”
Иллюстрацией к оратории послужили семь картин Василия Сурикова, проецированные на большой экран. Перед эпилогом прозвучало песнопение “Ныне отпущаеши раба твоего…”, во время которого погасили все семь свечей, ибо, по свидетельству историков, именно столько свечей горело 6 марта 1916 года у гроба великого живописца.
“Мне самому всегда хотелось знать о художниках то, что вы хотите обо мне написать, и не находил таких книг. Я вам все о себе рассказал по порядку. Думал, так жизнь моя и пропадет вместе со мною. А тут все-таки кое-что останется…” – звучат в финале оратории слова Василия Сурикова. Останется! Его живопись и музыка, ему посвященная.
Добавлю, что композитор Владимир Примак является лауреатом международных фестивалей, номинантом “Золотой Книги” города Келькхайма (Франкфурт-на-Майне) как руководитель волгоградского хора, участвовавшего в межнациональном фестивале духовной музыки. Сегодня педагог Норильской детской школы искусств Владимир Примак учит хоровому пению маленьких северян.
Этим ребятам тоже открыта дорога на большую сцену
Начинается урок
0

Читайте также в этом номере:

Цена вопроса (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Востребован всегда (Галина КАСАБОВА, генеральный директор некоммерческого издательского фонда “Норильский”)
Такая интересная дорога (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Апостол и его наследники (Валентина ВАЧАЕВА)
Игрушки для взрослых (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск