Авангард до востребования
НОЧЬ ИСКУССТВ
9 ноября 2017 года, 14:06 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Прилетевшие на выставку в Норильск уникальные холсты из собрания Красноярского художественного музея никогда не экспонировались на Крайнем Севере. Из постоянной экспозиции их выдавали на выставки русского авангарда в Москву и Санкт-Петербург, чаще – за рубеж: в Финляндию, Англию, Германию, Мексику, Чили.
Главный хранитель Красноярского художественного музея Полина Андреева рассказывает, что небольшое, но качественное собрание произведений русского авангарда в коллекции музея – предмет его гордости: – В последнее десятилетие авангард – очень популярное выставочное направление в мире. В прошлом году в Москву на выставку в Еврейский музей мы выдавали “Живописную архитектонику” Любови Поповой, которая сегодня украшает норильскую афишу. Кстати, ни в Москву, ни в Санкт-Петербург мы никогда не отправляли так много работ, как в Норильск. Не столько о революции Много – это шесть холстов начала прошлого века. Кроме Любови Поповой – работы Александра Родченко, Ольги Розановой, Александра Иванова, Якова Паина, Александра Шевченко. Столичный искусствовед Дмитрий Буткевич, знакомый норильчанам по прошлогоднему проекту “Космический десант”, считает, что организовать межмузейную выставку в условиях Норильска очень и очень непросто. Тем отраднее, что Красноярский художественный музей, чье собрание входит в состав Музейного фонда РФ, не испугался сложностей и согласился на сотрудничество. – Коллекция музея не велика, но в ней собраны ключевые работы. Мы не взяли Малевича, он нам не подходит, а вот Кандинского, который подходит по времени и концепции, хотели привезти, но не осилили финансово. В выставочный проект также вошли работы 1907–1922 годов из частных московских коллекций Любови Агафоновой, Татьяны и Сергея Литвиных, галереи “Ковчег”. Выставка “В авангарде новой жизни”, по замыслу Дмитрия Буткевича и директора Музея Норильска Натальи Федяниной, должна рассказать зрителю не столько о революции, сколько о жизни людей начала прошлого века. – Мы решили поговорить о революции, как о чем-то обыденном, – пояснил искусствовед, – что существовало в жизни каждого человека, проходило рядышком, перелопачивая сознание. В экспозицию кроме собственно авангарда вошли произведения русского искусства начала ХХ века. Это и известные во всем мире профессионалы: Валентин Серов, Константин Коровин, Александр Яковлев и другие. А также менее известные и не всегда профессиональные художники, отражавшие окружавшую их действительность в живописи, графике, скульптуре. Своя судьба Перед тем как провести короткую экскурсию для гостей вернисажа, Дмитрий Буткевич обратил внимание на то, что судьбы художников, живших в одно время, сложились очень по-разному. Например, мирискусник Александр Яковлев уехал из России и не вернулся. (На выставке экспонируется серия акварелей 1911 года “Деревня на Волге”.) А его друг Василий Шухаев вернулся, но попал… в Магадан, где стал основателем местного театра. Сосед Яковлева по залу известный график Михаил Черемных начинал с “Окон РОСТА”, продолжил “Окнами ТАСС” и прожил вполне благополучную жизнь, скончавшись вначале 1960-х народным художником РСФСР и лауреатом Сталинской премии. В 1921 году начинающий художник создал серию выразительных плакатов “В помощь голодающим Поволжья”, где уже чувствуется рука мастера. Кроме живописи и графики 1907–1922 годы представлены в экспозиции удивительной скульптурой. Дмитрий Цаплин, живя за границей, не продавал свои творения, мечтая о том, чтобы они вместе с ним вернулись в Советский Союз. На родине он прожил долгую жизнь, но был малоизвестен, а работы его пропали. Автор прекрасной “Балерины” Паоло Трубецкой, по определению Буткевича, импрессионист в чистом виде, родился и жил в Италии. В Россию приезжал, чтобы создать знаменитый памятник Александру III, который теперь находится в Санкт-Петербурге у входа в Мраморный дворец. Точкой в экспозиции, а вернее многоточием, можно считать три изящные фигуры знаменитого Александра Архипенко, работавшего с Модильяни, Шагалом и другими. Дмитрий Буткевич назвал его родоначальником современной скульптуры, первым, кто придумал делать в ней сквозные проемы. Заканчивая презентацию проекта в главном зале, где расположились “сливки отечественного авангарда из красноярской коллекции”, куратор выставки выразил надежду, что в этот зал будут приходить дети, чтобы перерисовать картины Родченко, Иванова, Поповой, Розановой, Паина, как это делают в западных музеях: – Это поможет понять их. Даже созерцание этих работ очень важно. Закрывать лакуны В беседе с “ЗВ” Дмитрий Буткевич подчеркнул, что появление выставки такого масштаба в Норильске – заслуга города. – Считаю, что необходимо целенаправленно на несколько лет рассчитать программу привоза музейных выставок, чтобы, условно говоря, воспитывать публику, закрывать зрительские лакуны… Хочется, чтобы люди привыкали видеть подлинники у себя дома. Понятно, что норильчане много ездят, но не думаю, что для того, чтобы сходить в галерею. Самому куратору на организованной им выставке больше всех нравятся “Натюрморт с цветами” Александра Иванова и натюрморт Якова Паина “Лампа и кастрюля” (обе работы из красноярской коллекции). Первые зрители проекта по достоинству оценили не только работы, привезенные в северный город, но и уровень оформления экспозиции. Выпускница Санкт-Петербургской академии художеств художник по костюмам Норильского Заполярного театра Ольга Атмадзас когда-то работала в музее: – Выставка вызывает восхищение и преподнесена очень грамотно. Меня поразил уровень оформления экспозиции. За это – низкий поклон организаторам! Добавим, что музейно-выставочный проект “В авангарде новой жизни” будет работать на Талнахской, 78, до 14 января 2018 года. |
0 | Твитнуть |