Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Авангард до востребования
НОЧЬ ИСКУССТВ
9 ноября 2017 года, 14:06
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Прилетевшие на выставку в Норильск уникальные холсты из собрания Красноярского художественного музея никогда не экспонировались на Крайнем Севере. Из постоянной экспозиции их выдавали на выставки русского авангарда в Москву и Санкт-Петербург, чаще – за рубеж: в Финляндию, Англию, Германию, Мексику, Чили.
Главный хранитель Красноярского художественного музея Полина Андреева рассказывает, что небольшое, но качественное собрание произведений русского авангарда в коллекции музея – предмет его гордости:
– В последнее десятилетие авангард – очень популярное выставочное направление в мире. В прошлом году в Москву на выставку в Еврейский музей мы выдавали “Живописную архитектонику” Любови Поповой, которая сегодня украшает норильскую афишу. Кстати, ни в Москву, ни в Санкт-Петербург мы никогда не отправляли так много работ, как в Норильск.
Не столько о революции
Много – это шесть холстов начала прошлого века. Кроме Любови Поповой – работы Александра Родченко, Ольги Розановой, Александра Иванова, Якова Паина, Александра Шевченко.
Столичный искусствовед Дмитрий Буткевич, знакомый норильчанам по прошлогоднему проекту “Космический десант”, считает, что организовать межмузейную выставку в условиях Норильска очень и очень непросто. Тем отраднее, что Красноярский художественный музей, чье собрание входит в состав Музейного фонда РФ, не испугался сложностей и согласился на сотрудничество.
– Коллекция музея не велика, но в ней собраны ключевые работы. Мы не взяли Малевича, он нам не подходит, а вот Кандинского, который подходит по времени и концепции, хотели привезти, но не осилили финансово. В выставочный проект также вошли работы 1907–1922 годов из частных московских коллекций Любови Агафоновой, Татьяны и Сергея Литвиных, галереи “Ковчег”.
Выставка “В авангарде новой жизни”, по замыслу Дмитрия Буткевича и директора Музея Норильска Натальи Федяниной, должна рассказать зрителю не столько о революции, сколько о жизни людей начала прошлого века.
– Мы решили поговорить о революции, как о чем-то обыденном, – пояснил искусствовед, – что существовало в жизни каждого человека, проходило рядышком, перелопачивая сознание. В экспозицию кроме собственно авангарда вошли произведения русского искусства начала ХХ века. Это и известные во всем мире профессионалы: Валентин Серов, Константин Коровин, Александр Яковлев и другие. А также менее известные и не всегда профессиональные художники, отражавшие окружавшую их действительность в живописи, графике, скульптуре.
Своя судьба
Перед тем как провести короткую экскурсию для гостей вернисажа, Дмитрий Буткевич обратил внимание на то, что судьбы художников, живших в одно время, сложились очень по-разному. Например, мирискусник Александр Яковлев уехал из России и не  вернулся. (На выставке экспонируется  серия акварелей 1911 года “Деревня на Волге”.)  А его друг Василий Шухаев вернулся, но попал… в Магадан, где стал основателем местного театра.
Сосед Яковлева по залу  известный график Михаил Черемных начинал с “Окон РОСТА”, продолжил “Окнами ТАСС” и прожил вполне благополучную жизнь, скончавшись вначале 1960-х народным художником РСФСР и лауреатом Сталинской премии. В 1921 году начинающий художник создал серию выразительных плакатов “В помощь голодающим Поволжья”, где уже чувствуется рука мастера.
Кроме живописи и графики 1907–1922 годы представлены в экспозиции удивительной скульптурой. Дмитрий Цаплин, живя за границей,  не продавал свои творения, мечтая о том, чтобы они  вместе с ним вернулись в Советский Союз. На родине он прожил долгую жизнь, но был малоизвестен, а работы его пропали.
Автор  прекрасной “Балерины” Паоло Трубецкой, по определению Буткевича, импрессионист в чистом виде, родился и жил в Италии. В Россию приезжал, чтобы создать знаменитый  памятник Александру III, который теперь находится в Санкт-Петербурге у входа в Мраморный дворец.
Точкой в экспозиции, а вернее многоточием, можно считать три изящные фигуры знаменитого Александра Архипенко, работавшего с Модильяни, Шагалом и другими. Дмитрий Буткевич назвал его родоначальником современной скульптуры, первым, кто придумал делать в ней сквозные проемы.
Заканчивая презентацию проекта в главном зале, где расположились “сливки отечественного авангарда из красноярской коллекции”, куратор выставки выразил надежду, что в этот зал будут приходить дети, чтобы перерисовать картины Родченко, Иванова, Поповой, Розановой, Паина, как это делают в западных музеях:
– Это поможет понять их. Даже созерцание этих работ очень важно.
Закрывать лакуны
В беседе с “ЗВ” Дмитрий Буткевич подчеркнул, что появление выставки такого масштаба в Норильске – заслуга города.
– Считаю, что необходимо целенаправленно на несколько лет рассчитать программу привоза музейных выставок, чтобы, условно говоря, воспитывать публику, закрывать зрительские лакуны… Хочется, чтобы люди привыкали видеть подлинники у себя дома. Понятно, что норильчане много ездят, но не думаю, что для того, чтобы сходить в галерею.
Самому куратору на организованной им выставке больше всех  нравятся “Натюрморт с цветами” Александра Иванова и натюрморт Якова Паина “Лампа и кастрюля” (обе работы из красноярской коллекции).
Первые зрители проекта  по достоинству оценили не только работы, привезенные в северный город, но и уровень оформления экспозиции. Выпускница Санкт-Петербургской академии художеств художник по костюмам Норильского Заполярного театра Ольга Атмадзас когда-то работала в музее:
– Выставка вызывает восхищение и преподнесена очень грамотно. Меня поразил уровень оформления экспозиции. За это – низкий поклон организаторам!
Добавим, что музейно-выставочный проект “В авангарде новой жизни” будет работать на Талнахской, 78, до 14 января 2018 года.
0

Читайте также в этом номере:

Это снято в Норильске (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Все на посадку (Виктор ЦАРЕВ)
В медный путь (Виктор ЦАРЕВ)
Жестко спросят за ТБ (Виктор ЦАРЕВ)
Безопасная высота (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Эффективной компанию делают кадры (Алексеи БУЛАНОВ, “Эксперт” №44 за 31.10.2017)
Новаторский подход (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Впереди планеты всей (Елена ПОПОВА)
Елки зеленые и белые (Лариса ФЕДИШИНА)
Бизнесу нужны идеи (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Добро пожаловаться (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Нешуточные игры (Марина БУШУЕВА)
Дату рождения уточнить (Лариса ФЕДИШИНА)
Инновации обязательны (Татьяна РЫЧКОВА)
…И первые розы (Лариса ФЕДИШИНА)
В каждой школе (Андрей ДЕГАНОВ)
Дошли до бронзы (Анна ФИНН)
Трафик, шопинг и иже с ними (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск