Нешуточные игры
ДЕЛО МОЛОДОЕ
9 ноября 2017 года, 14:11 Фото: Алена ИВАНОВА Текст: Марина БУШУЕВА
|
Самые PROдвинутые, PROгрессивные, PROфессиональные и PROкачанные подростки Норильска приняли участие в “Заполярном технодроме” научно-технического марафона Арктик.PRO.
В Норильске и Дудинке научно-технический марафон Арктик.PRO проводится уже в четвертый раз. Участие в нем принимают учащиеся 7–10-х классов. На первом этапе они отвечают на вопросы онлайн-викторины и вопросы по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В этом году за место в “Заполярном технодроме” боролись 700 норильчан, в итоге 60 прошли во второй этап. И только 10 из них поедут на обучение в Зимнюю научно-техническую школу, которое пройдет с 15 по 21 января 2018 года. – Ежегодно мы меняем программу, чтобы попробовать себя могли те ребята, которые уже принимали участие в марафоне, но не ездили в Зимнюю школу, – рассказывает менеджер и ведущий проекта Дмитрий Сапожников. – В этом году мы взяли за основу оценки и компетенции, которые были представлены на Давосском экономическом форуме как компетенции будущего. Они формируют понимание, как “заточить” современного человека на полноценную успешную жизнь. Как для топ-менеджеров И вот первое упражнение из серии “Маршмеллоу челлендж”. Ребятам выдают набор самых разных предметов, среди них скотч, бумага, макароны, какие-то бруски, ручки. Используя все это, необходимо построить самую высокую башню и водрузить на ее верхушку зефиринку. – Эта техника, несмотря на кажущуюся веселость и детскость, активно используется зарубежными топ-менеджерами, – говорит Дмитрий Сапожников. – Считается, что такое упражнение помогает взглянуть на вещи по-новому. А мы, в свою очередь, смотрим на то, как человек в совершенно новой и непонятной ситуации умеет находить какие-то интересные решения, работать в команде с другими людьми, искать компромиссы. Нововведением этого года стал тренинг по генерации идей, на котором участники думали, как упростить жизнь себе и окружающим. Например, ребята обсуждали, как облегчить школьный рюкзак. Ведь это проблема, с которой сталкивается каждый современный подросток. – Мы стали больше обращать внимание на изобретательские навыки, умения ребят видеть нестандартные подходы в решении задач. Например, обсуждали проблему, что в компании есть цинковый бак, который постоянно окисляется, и думали, что сделать, чтобы жидкость его не окисляла. В итоге только один участник предложил заменить цинковую емкость на другую, – рассказывает Сапожников. PRО Пушкина и Чехова И если подросткам понравилось строить башню, то большинству организаторов полюбился квест “Книжный червь”. По легенде он попал в большую библиотеку, ползал с полки на полку, жевал, жевал, и… все смешалось в доме Облонских: кони, люди. Герои из Пушкина попали к Достоевскому, из Достоевского к Чехову и так далее. – Каждый участник становится героем какого-то произведения и имеет на руках определенные артефакты, – рассказывает Дмитрий. – Путем обмена и договора ребятам необходимо восстановить справедливость. Например, если ты дама из рассказа Чехова и у тебя есть топор, то надо “махнуться” топором с Раскольниковым, себе вернуть собачку и перейти в команду “Чехов”. Несмотря на то что марафон определен как научно-технический, этот квест направлен в том числе и на то, чтобы побудить у школьников интерес к русской классической литературе. Впрочем, организаторы уверяют, что сегодняшние дети весьма начитанны, хотя бы благодаря аудиокнигам. – Конечно, может, это наши ребята такие, ведь они прошли серьезный отбор. Не у каждого школьника это получится. Я бы не прошел, – добавляет Дмитрий. Все круче и круче В первый день “Заполярного технодрома” ребятам предстояло проявить смекалку в настольной игре, спастись в игре-катастрофе, сконструировать передовой прибор. Второй день был главным образом посвящен презентации участниками своих суперидей. Пригласили и победителей прошлых лет, чтобы узнать, как складывается их дальнейшая жизнь, и дать возможность вырваться из учебных будней. – Сейчас нам нужно определить проблему человека, которого мы сами сгенерировали, и креативно решить эту проблему, – говорит одиннадцатиклассник Сергей Падалка, победитель технодрома 2015 года. – У нас это школьник, он не хочет вникать в предметы, которые не пригодятся ему в будущем. Мы придумали умный браслет, который фиксирует, в какие моменты у него лучше получается заниматься тем или иным видом деятельности. Сергей второй год приходит на “Заполярный технодром” уже не как участник, а чтобы поздороваться с Дмитрием и помочь решить новые увлекательные задачи. – Благодаря фестивалю я понял, что мне больше всего близка научно-техническая специализация с уклоном в электронику и программирование. И именно на Арктик.PRO я узнал, что у нас в городе есть место, где я смогу реализовать свои идеи, – фаблаб. Там я встретил много единомышленников. Хочу сказать, что год от года “Заполярный технодром” становится намного круче, интереснее. Марафон проходит четвертый год. И некоторые участники уже проявили себя. Например, один из победителей Зимней школы Олег Бузенков в этом году поступил в МГУ на бюджет. Такая цель у него появилась именно после участия в этом проекте. Норильчане – значит умные – Для компании этот марафон очень важен, потому что здесь мы находим и помогаем проявить себя ребятам изобретательным, любопытным, умеющим работать в команде, принимать нестандартные решения и брать на себя ответственность, обладающим навыками, которые, на наш взгляд, должны быть у будущего инженера, – говорит главный менеджер управления благотворительных программ департамента социальной политики “Норникеля” Ирина Жуйкова. – В этом году к Арктик.PRO присоединился новый регион – Чита. Там ребята еще не знают, что это за марафон, одноклассники не рассказывают им с горящими глазами про Зимнюю школу. И вот в этом отличие норильчан. Они уже наслышаны, они заинтересованы в победе, а не просто в участии. Это и понятно. Ведь из 60 норильчан в Зимнюю школу отправятся только десять. Они узнают, как развивался тот или иной город с технической точки зрения, встретятся с учеными, побывают в лабораториях и научных центрах. Победители прошлых лет посетили Санкт-Петербург, Красноярск и Казань. Где будет проходить нынешняя Зимняя школа, пока держат в секрете. – Нужно отметить, и это важно понять ребятам и их родителям: те десять человек, которые попадут в финал, не умнее остальных, но именно здесь и сейчас они проявили компетенции лучше других участников, – говорит Дмитрий Сапожников. – На фестиваль в Норильск приехали эксперты со всей России. И они оценивают ребят не в рамках понравился – не понравился, а по весьма четким критериям: встал, сделал предложение – плюс, нашел, как задействовать человека, который не был задействован, – еще плюс. Поссорился, перетянул одеяло на себя, не выслушал другого – минус. Как говорит Дмитрий, лидирующую пятерку обычно видно в первые полтора часа игры, но бывают сюрпризы. Например, человек совершенно неактивный, сидит в стороне от других, но, когда начинается работа, он показывает себя с другой стороны, предлагает эффективные решения, умеет действовать в команде. – Мне очень интересно посмотреть, какие дети придут на марафон уже в следующем году. На мой взгляд, отсутствие качественного Интернета в течение долгого времени могло способствовать тому, что в Норильске такие смышленые дети: у них было больше времени что-то читать, конструировать, изобретать. |
0 | Твитнуть |