Боевая задача – держать КПП
ЕСТЬ ПОВОД
22 февраля 2018 года, 13:36 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
|
Сегодня годы армейской службы коренной норильчанин Андрей ОРТМАН, бывший сержант российских погранвойск, вспоминает с улыбкой, такой уж он неунывающий оптимист по жизни. Гордится, что не просто был пограничником, а еще и кинологом.
Началась его служба в армии вполне мирно: учебка в одном из городов Приморского края, затем служба на границе между Россией и Китаем: – Мы с Лаймой, это моя служебная собака была, вместе с ребятами из нашего взвода охраняли границу на участке неподалеку от Дальнереченска. А затем пришел приказ, и меня и еще нескольких бойцов перебросили в Чечню. Когда узнали куда, немного не по себе стало, но ничего. Только очень жалко было с собакой расставаться, привыкли мы с ней друг к другу. Она настоящим боевым товарищем была, все команды понимала с полуслова. Но приказ есть приказ. С ноября 2002 года по апрель 2003-го его служба проходила в Чечне, на блок-посту одной из федеральных трасс. Федеральный контрольно-пропускной пункт, где служил Андрей Ортман, со дня своего образования никогда не терял важного стратегического, политического и организационного значения. Пост был установлен на федеральной трассе в двух километрах от Грозного, столицы Чечни, и во время первой и второй военных кампаний этот участок дороги оставался одним из самых важных. В обоих направлениях за день, бывало, проходило по несколько автоколонн, не считая просто автомашин различных марок и грузоподъемности. Весь этот поток транспорта и людей надо было профильтровать, а из множества лиц остановить именно тех, которые указаны в ориентировках. Движение по трассе с семи утра и до десяти вечера, а потом – комендантский час, никто не должен пересечь границу – и это тоже было боевой задачей наших ребят. Нагрузка на людей неимоверно тяжелая, участок дороги открыт со всех сторон, бойцам укрыться негде, кроме как за мешками с песком. Одна за другой приходили ориентировки на бандитов различных мастей, которые под видом беженцев пробирались в Чечню. Одни – чтобы продолжать творить там свои черные дела, другие – скрываясь от преследования правоохранительных органов за совершенные в России преступления. Иногда бойцы КПП просто валились с ног от усталости и нервотрепки, но приказ есть приказ, и за четыре часа – а именно столько приходилось стоять на посту – ни на минуту нельзя было ослабить внимание и потерять бдительность. Потом небольшой отдых, а через четыре часа опять на пост. – За день на ФКПП подвергались тщательному досмотру в среднем около 20–30 человек, у остальных проверяли только документы. По негласным нормативам на личный досмотр каждого полагается по десять минут. Триста минут на всех – это пять часов непрерывной работы. И так без выходных и праздничных дней, – вспоминает Андрей Андреевич. – Но иногда одного взгляда или нескольких фраз бывало достаточно, чтобы определить: что-то неладно. К примеру, со временем я уже знал: если контролер какого-нибудь рейсового автобуса начинает заговаривать мне зубы, значит кто-то из пассажиров едет без документов. Начинаю проверять – интуиция не подвела. Поднимается гвалт, недовольные задержкой автобуса заступаются за нарушителей порядка, просят пропустить их без бумаг. Находится масса причин и отговорок. Бывало, и наркотики пытались провезти… Но у нас была боевая задача: держать КПП. И мы старались ее выполнить. За годы службы в Чечне сержант Ортман награжден медалью “За участие в боевых действиях”. Всегда на ходу После службы в армии Андрей Андреевич вернулся в родной город, и вот уже более десяти лет работает водителем в ремонтно-строительном тресте “Норильскникельремонта”: – Тружусь на вахтовке, развожу людей по объектам. Перевозить приходится рабочих и на “Надежду”, и на медный, и по рудникам, по всему НПР, – рассказывает Андрей Ортман. – Работа нравится, стараюсь, чтобы моя “ласточка” всегда была на ходу, чтобы в салоне чисто было. Ведь если машину любишь, то и она тебе взаимностью отвечает. А по вечерам Андрей спешит домой, к жене и сыну. Это так важно, когда есть кому ждать тебя дома. |
0 | Твитнуть |