Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ну не сказка ли?
POLART-РЕЗИДЕНЦИЯ
22 февраля 2018 года, 13:18
Фото: Анна РАХМАТУЛИНА
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
“Норильские хроники” Людмилы ЛУНЦ включили в себя открытие музейной экспозиции к юбилею Николая Николаевича Урванцева, встречу в арт-резиденции с норильчанами, пришедшими на презентацию проекта художницы, театральные спектакли, экскурсию на медный завод и хоккейный матч с легендами отечественного спорта в “Арктике”.
Все увиденное в северном городе график из Санкт-Петербурга Людмила Лунц запечатлела в дневнике художника, отсканированные листы которого легли в основу ее однодневной итоговой выставки в арт-резиденции на Богдана Хмельницкого, 1. Сам дневник, который останется на хранении в Музее Норильска, в соответствии с музейными правилами можно было посмотреть в  витрине, оборудованной отверстиями для рук и… перчатками. Эту идею предложила художница.
Плюс магия
Еще на презентации своего проекта под названием “Жизнь как чудо” резидент номер три очень подробно рассказала об авторском жанре, в котором работает. Оказывается, название “уланг” происходит от фамилии иллюстратора Игоря Улагина, одного из учителей Людмилы Лунц чебоксарского периода. В интервью “ЗВ” гостья сообщила, что рисует  “уланги”  с 2010 года:
–  Это дневниковый жанр, фиксирующий события, которые происходят здесь и сейчас. Люди иногда называют это набросками, но наброски – это отдельные ситуации, разрозненные, не связанные друг с другом. “Уланги” – прицельная серия иллюстраций или одна картинка, рассказывающая о каком-то событии с участием в том числе и вымышленных персонажей из разных эпох, а также магии и мистики.
Путь художника Людмилы Лунц начинался в Чебоксарах, куда семья лесника и врача-лаборанта с маленькой дочкой перебралась из Сыктывкара. Девочке очень нравилось рисовать принцесс и рассматривать под микроскопом на работе у мамы  разные вещества:
– Есть техника разбрызгивания краски на воду и создание диковинных пятен. Они мне напоминают то, что я в детстве видела под микроскопом и думала: какие же бывают красивые болезни…
В Северную столицу студентка худграфа Чебоксарского пединститута приехала в 2007 году поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств имени Репина. Вернее, сначала увидела, как работают те, кто там учится, и, не получив диплом пединститута, решила начать все сначала.  Поступить на отделение графики маниакальной рисовальщице, как ее назовут позднее, удалось только с третьей попытки.
– С Санкт-Петербургом у меня неоднозначные  отношения. Коренные петербуржцы и приезжие – разные миры. Мои “уланги” появились еще и как возможность отрыва от суровой питерской действительности. Для меня это отдушина, потому что мне нравится проявляться как художник-иллюстратор, но попытки заняться этим в Питере  пока не увенчались успехом. Город консервативный. Без  рекомендаций то к одному берегу прибьет, то к другому.  “Уланги”   компенсируют мне то, что пока не сбылось. А еще они настолько социальны и коммуникативны, что я с их помощью могу принимать участие во многих добрых делах.
С Дали в один день
Для Людмилы Лунц самая северная резиденция – первая в ее биографии:
– Когда начинала  работать в этом жанре, то мечтала ездить по разным местам и делать альбомы художника. О резиденции в Норильске узнала случайно и практически в последний момент. И мне повезло, как повезло в свое время с Эрартой.
“Успеть”  Людмилы Лунц в  Санкт-Петербургском музее современного искусства Эрарта (декабрь 2014-го – январь 2015-го) была пятой персональной выставкой молодого графика. Именно в аннотации к ней художницу назвали “маниакальным рисовальщиком, владеющим всеми графическими техниками, воспринимающим  действительность исключительно путем творческого осмысления и моделирования”.
Среди своих ориентиров в мировом изобразительном искусстве первым она называет имя Сальвадора  Дали:
– С Дали мы родились в один день и месяц. Таким приятным совпадением художнику нельзя не похвалиться. Я раз пятнадцать перечитывала его “Дневник одного гения”, в котором он рассказал о себе все. Мне нравится в Дали  то, что он был приверженцем  разных форм видения мира,  не боялся самых разных направлений, будучи величайшим  живописцем, занимался, например, рекламой. Он умел говорить на публику. Для художника это немаловажно.
После  выставки в Эрмитаже “Сюрреализм в Каталонии”, где экспонировались работы Дали, я начала  проект “Музейный лабиринт”. Планирую ходить по музеям, рисовать планы зданий,  в которые будут включаться культовые привозные выставки. Уже побывала на Модильяни в Музее Фаберже.
По словам Людмилы Лунц, для матерых художников, не принимающих “уланги”, у нее есть линогравюры. Она и в академию поступала, потому что хотела овладеть техникой гравюры. Сегодня Людмила Лунц режет гравюры, пишет акварелью и маслом, шьет авторские вещи, рисует “уланги”:
– У меня несколько направлений в работе, и они  взаимосвязаны. “Уланги” – одно из них, но у него неисчерпаемые возможности.
Есть что рисовать
В северном городе художница продемонстрировала “уланги” – иллюстрации увиденного здесь за три недели. При этом к первоначальному названию проекта “Жизнь как чудо” было добавлено словосочетание “Норильские хроники”. На открытии выставки она сообщила многочисленным гостям музейной резиденции, что места для рисованных впечатлений в одном альбоме ей не хватило:
– Чтобы выдержать подробный иллюстративный стиль, пришлось вклеивать страницы и начать второй альбом…
Город, по словам Людмилы Лунц, оказался очень хорошей площадкой для творчества:
– Здесь есть что рисовать. Особенно сильные впечатления у меня связаны с медным заводом, открывшим мне огненную силу этого места. Безумно порадовала архитектура центра, и я нашла здесь удивительные здания. Правда, они находятся в разрушенном состоянии, но для художника это очень хороший артефакт. Появилось много идей, связанных с этими постройками. Планирую просто порисовать город.
Норильские “уланги” Людмила  обещала выкладывать в сетях и призвала гостей вернисажа самим попробовать вести рисованные дневники.
Гости, в том числе и прославленные в “Норильских хрониках”, весь вечер не отпускали автора: брали автографы на подарочных “улангах”, обменивались контактами и просто общались со сказочно приветливой и располагающей к себе художницей.
Коллега Людмилы Лунц – преподаватель Норильского колледжа искусств Елена Сотникова попала в “Хроники” одной из первых, во время презентации проекта 1 февраля:
– Кому-то нравится. Кто-то говорит, что не похожа. Но главный судья, моя дочь, которой я отправила рисунок по WhatsApp, была в восторге. Она написала, что Модильяни отдыхает… В этой иллюстрации и композиции с  оленями на переходном мосту великолепно передана архитектура Норильска. Кстати, олени смотрят прямо на мое окно в колледже…
Я видела, как Людмила начала рисовать еще на открытии урванцевской выставки, и мне очень нравятся все ее  музейные рисунки. Хорош и Егор Тулновский с белыми медведями. Нравятся театральные зарисовки, точно передающие мизансцены спектаклей.  Восхищаюсь: ведь все это сделано во время спектакля из зрительного зала, ей никто специально не позировал.
Дизайнер медиакомпании “Северный город” Владимир Егоров в альбом для музея не попал, но именно он делал афишу выставки:
– Мои фавориты – “уланги”, которые я условно назвал “Ленинский с рыбками” (портрет Елены Сотниковой и инженера НТЭК Натальи Андрушкевич на фоне Ленинского проспекта. – Авт.). Я полагаю, что летающие рыбки здесь символизируют творческую натуру моделей. Очень привлекательно выглядят персонажи в иллюстрациях к “Норильским анекдотам”. Ну и конечно, волшебные олени, которых фантазия художницы перенесла на мост, а мы – на афишу выставки.
Меня поразило то, как автор  экспериментирует с норильской действительностью,  переплетая ее с фантастикой.
Вот и родились
Не все герои “Норильских хроник” присутствовали на вернисаже. По понятным причинам не было на выставке “Легенд хоккея”, которых художница успела запечатлеть на льду “Арктики” во время благотворительного матча. Александр Якушев, Алексей Касатонов, Павел Буре и другие на этот раз остались не только на профессиональных и любительских фотографиях и видео, но и в формате “улангов”. К тому же автор в Facebook снабдила иллюстрации подробнейшим описанием вечера 8 февраля, проведенного во Дворце спорта, сопроводив пост цитатами из Пушкина:
– …И вот, на лед выкатывают друг за другом: “Легенды хоккея” и клуб “Норильск”, представляющий Ночную хоккейную лигу. В состав “Легенд хоккея” вошли такие олимпийские чемпионы и победители мировых первенств разных лет: Александр Якушев, Алексей Касатонов, Павел Буре, Сергей Федоров, Владимир Мышкин, Валерий Каменский, а также председатель попечительского совета фонда развития хоккея “Ночная хоккейная лига”, президент “Норникеля” Владимир Потанин. Ну не сказка ли?! Глядя, как величаво сыны Отечества скользят на хоккейном поле с клюшкой в руке да в красной форме Лиги чемпионов, вспоминаю Александра Сергеевича: “Все красавцы удалые,/Великаны молодые,/Все равны, как на подбор…”
Улыбка не сходит с лица, я счастлива: никто не позирует, хоккеисты заняты шайбой и стремительно несутся по льду, преодолевая лезвием конька расстояния до ворот. Про себя отмечаю, как они забавны в своих одежках, делающих фигуры их вдвое шире и массивнее, головы меньше, а движения комичнее. С самых верхних трибун зрительного зала событие видится словно мультик. Мысли проносятся в голове, как цунами, через образы и звуки рождаются на листе альбома ледовое поле, игрушечные фигурки хоккеистов, камеры, свет… Вот и родились одна за другой три иллюстрации! В таком темпе да с таким накалом страстей в зале рисовать “уланги” вдвойне веселее…
0

Читайте также в этом номере:

В целях обогащения (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Инновации идут под землю (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Бизнес ставит на качество (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Стимул побеждать (Екатерина СТЕПАНОВА)
Красавцы “Хаски” (Мария СОКОЛОВА)
Основа будущих побед (Татьяна РЫЧКОВА)
Отчизны верные сыны (Анна САРАФАНОВА)
Зима в Норильске (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Все пути ведут на Север (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Драма в “Арене” (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск