Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Будем учиться по-новому
Образование
24 февраля 2011 года, 13:20
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
С 1 января новые стандарты для начальной школы вступили в силу. Официально они будут введены во всех российских школах с 1 сентября 2011 года. О том, что необходимо знать о ФГОС родителям будущих первоклассников, – в интервью с Ириной Похабовой, главным специалистом управления общего образования Норильска.    
– Расскажите, пожалуйста, в чем отличие нового стандарта от того, который действует сегодня?
– Старый стандарт известен тем, что в нем прописаны основные требования ко всем обязательным предметам начального образования. Новые стандарты предполагают другой подход: здесь предъявляются требования к результатам, которых должны достигнуть учащиеся, к условиям, которые должна создать школа, и к структуре образовательной программы, которая самостоятельно разрабатывается в каждом учебном учреждении и обязана учитывать мнения всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и родителей.  
Проще говоря, если раньше самым необходимым было дать определенные знания по математике, русскому и чтению, то сегодня это требование прописано достаточно узко и является лишь одним из пунктов программы.
– Так чему же еще будет учить школа нового образца?
– Умению работать с текстом, владению информационными технологиями, развитию коммуникативных навыков и многим другим непредметным требованиям. То есть тому, что позволит ребенку самостоятельно овладевать знаниями и использовать их на практике. Сегодня школе мало найти ответ на вопрос, чему учить, сейчас важно, как учить, чтобы школьник сам мог ответить на вопрос “Что я должен знать и уметь и как мне этого добиться?”. Пока это высокопарные слова, но мы стараемся понять, что нужно сделать в образовании для того, чтобы перейти от теории к практике.
– Как будут формироваться новые навыки?
– Возьмем, например, навыки работы с информационными технологиями. Сегодня стандарты не предполагают такого предмета, как “информатика”, притом не только в начальной школе. Потому что умение работать на компьютере должно формироваться на протяжении всего учебного процесса – и на уроках литературного чтения, и на уроках математики, и на уроках окружающего мира. Ребенок должен уметь находить в Интернете необходимую информацию, уметь ее распечатать, составить какой-то тест для своих одноклассников и так далее. И новые стандарты это учитывают.
– Для того чтобы привить эти навыки, необходимо иметь хорошую материально-техническую базу.
– В новых стандартах говорится, что школа должна создать условия для комфортного обучения. Это подразумевает как высокую квалификацию педагогического состава, так и хорошую материально-техническую и информационную базу. Например, в перечень обязательного оборудования входят: компьютер, принтер, фотоаппарат, видеокамера, сканер и другая техника. Чтобы ученик мог заснять какое-то явление природы, например радугу. После чего вывести изображение на интерактивную доску и распечатать картинку. И все это подчинено определенной цели – объяснить пройденный материал, увидеть разницу между одним и тем же в разное время суток, поделиться эмоциями и так далее. И это должны понимать школы, разрабатывая индивидуальные образовательные программы. И подразумевая результат, которого они хотят добиться.
– А если школа запланирует к пятому классу научить ребенка находить информацию в Интернете, но при этом считать только до десяти?
– Каждая школа планирует результат сама. Но этот результат не должен быть ниже обязательного, прописанного в стандартах. Школа может взять только более высокую планку, с учетом того что она добавляет предметы свыше нормы по выбору родителей и учеников.
В данном случае очень многое зависит от учителя, который должен вначале спланировать результат, потом решить, каким образом он будет добиваться этого результата и потом применять это на практике. Не просто дать часы, а понимать, зачем эти часы нужны. Кстати, количество часов по всем обязательным предметам остается неизменным. Плюс выделяется три часа в неделю на предметы, которые школа желает дать детям дополнительно. Сейчас эти предметы идут как факультативные занятия.
– Есть ли какие-то изменения по дополнительному образованию?
– Впервые в начальной школе на каждого ученика выделяется десять часов внеурочной деятельности в неделю. Это всевозможные кружки, секции, клубы, социальные практики. Каждый родитель вправе выбрать столько часов для своего ребенка, сколько он считает нужным. Максимально – это по два часа каждый день. Это достаточно большая нагрузка для первоклассника.
Эти занятия не обязательны для посещения, все они идут по запросам родителей. Главное, чтобы у детей был выбор, чем заниматься: танцевать, или рисовать, или играть в шахматы. Кроме того, школам рекомендуется свести к минимуму лекционные занятия. А те знания, которые учителя хотели бы дать своим ученикам, преподносить в форме игры, заседания клуба и так далее. И детям будет это интересно.
– Изменятся ли учебники для первоклассников?
– Хотя школы продолжат учить по тем образовательным программам, которые действуют у них сегодня, будь то “Школа России” или “2100”, поменяются абсолютно все учебники. Некоторые из них изменятся кардинально, другие претерпели лишь небольшие изменения. Есть уже сигнальные образцы, и по ним можно судить, что учебник нового стандарта становится помощником не только для ученика, но и для учителя. Определенные значки помогают педагогу  понять, на что направлено то или иное задание, что оно формирует у ребенка.
Министерство образования Красноярского края берет на себя обеспечение учебниками всех первоклассников из малообеспеченных и многодетных семей, а также детей, относящихся к льготным категориям. Все остальные должны быть обеспечены учебниками за счет муниципалитета либо за счет краевых субвенций, выделяемых школам в рамках ежегодного финансирования.
– Гимназия №4, школы №23 и №41 вошли в пилотный проект и работают по новым стандартам с начала учебного года. Можно уже говорить о каких-то результатах?
– Учителя наших пилотных школ уже имеют возможность оценить новые стандарты. Но им наиболее сложно, потому что со старыми материалами нужно выйти на новый результат.
Сегодня мы не можем сказать, что у нас все получилось и мы достигли всего, что планировали. Но для того и есть пилотные школы, чтобы почувствовать, в правильном ли направлении мы движемся. Чтобы мы могли в апреле-мае подвести итоги и сказать, что здесь нужна корректировка, а здесь школам надо посоветовать пойти по другому пути.
– Какие средства используются для внедрения ФГОС в пилотных школах?
– На  оплату дополнительных часов в учебном плане были выделены краевые субвенции. Что касается материально-технической базы, то здесь использовались средства образовательных учреждений. Специально под новые стандарты школы приобретали компьютеры, плазменные панели, проекторы, много наглядных пособий для изучения иностранного языка. За счет средств шефской помощи Заполярного филиала было приобретено это лабораторное оборудование для уроков окружающего мира.  
– Новые образовательные стандарты будут внедряться только в первых классах?
– Все, кроме первоклассников, продолжат обучение по старым стандартам. ФГОС для средней школы планируется ввести в 2012/13, а для старшей школы только в 2020 году! Поэтому педагогическая общественность не бьет тревоги, а начинает активно обсуждать стратегию развития школ.
О том, что предполагает федеральный государственный образовательный стандарт для учащихся средней школы, читайте в ближайших выпусках “ЗВ”.
Начали с начальной школы
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск