Чудесным образом
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
7 августа 2014 года, 13:41 Текст: Юлия КОХ
|
Немецкий писатель Гюнтер Грасс – личность незаурядная. Он служил в войсках СС, получил Нобелевскую премию по литературе, пережил несколько бурных романов, произвел на свет шесть детей и принял в семью еще двух. Неудивительно, что в зрелом возрасте писатель всерьез засел за автобиографии. После “Луковицы памяти”, посвященной самым сложным моментам германской истории, вышла “Фотокамера”. На этот раз в фокусе читательского внимания оказалась семья Гюнтера Грасса.
В этой своей книге автор использует любопытный прием – едва ли не весь текст представляет собой воображаемые диалоги родных писателя. Он представил, что многочисленное семейство Грассов готовит к его 80-летию оригинальный подарок – дети в течение нескольких месяцев собираются вместе, записывая на магнитофонную ленту воспоминания об отце. У каждого из взрослых мужчин и женщин совершенно разные жизни, профессии, увлечения, но в эти моменты все они возвращаются в далекое прошлое, заполненное гениальными собаками, дружелюбными пони, волшебными фотокарточками и другими маленькими детскими чудесами. Впрочем, всем, кто хоть немного знаком с биографией Гюнтера Грасса, ясно, что идиллическими картинами детства дело не ограничится – уж слишком бурной была личная жизнь писателя. От внимания воображаемых рассказчиков не ускользнули ни семейные, ни творческие кризисы. В этой книге всемирно известный писатель оказывается обыкновенным человеком: сомневающимся, увлекающимся, а порой подавленным и жалким. Не зря полное название этой автобиографии – “Фотокамера: истории из темной комнаты” – обещает нам нечто камерное и в меру таинственное. Пока сам Гюнтер Грасс занимается сердечными делами и вздыхает над незаконченными рукописями, на передний план выходит другая героиня. Старая Мария – хозяйка “сумасшедшего” фотоаппарата и вечная спутница писательского семейства. Она делала мгновенные фотозарисовки для будущих книг, утешала детей после семейных скандалов и незримо присутствовала “по ту сторону объектива” на каждой семейной фотографии. Ее муж погиб, а их семейное дело (небольшая фотостудия) было уничтожено пожаром. В огне уцелела только фотокамера “Агфа”, которая, по словам Марии, совсем сошла после этого с ума. Аппарат получил странную способность заглядывать в прошлое и будущее – полуразвалившийся дом на фото выглядел как новенький, а рядом с одной из дочерей Гюнтера Грасса на пленке проявлялась собачка, которую ей еще не подарили. Откуда брались волшебные фотографии Старой Марии? Что связывало эту молчаливую женщину с самим писателем? Ответы на все эти вопросы скрываются в темноте фотолаборатории. |
0 | Твитнуть |