Умныи под гору идет
ПРОФСТАРТ
7 августа 2014 года, 13:36 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
Участники программы “Профессиональный старт” побывали на руднике “Ангидрит”, где находится единственный в мире подземный учебный полигон корпоративного университета “Норильский никель”. Здесь получают профессии машиниста погрузочно-доставочных машин (ПДМ) и бурильщика шпуров, закрепляя теорию практикой в условиях подземной выработки.
Все начинается с вводного инструктажа по технике безопасности. Ребят экипируют по всем правилам: резиновые сапоги, куртки и брюки из плотной ткани, перчатки, каски и очки. В ламповой все получают шахтерские фонари и самоспасатели. У группы двое сопровождающих: начальник полигона Олег Михальчук и инструктор производственного обучения Сергей Ставеров. По подземному ходку группа спускается к учебному полигону. Здесь все, как в настоящей шахте: борта и кровля надежно закреплены бетоном, влажно, темно, дорогу освещают лампы на касках. Конечно, можно было бы добавить света, объясняет Олег Михальчук, но условия работы на полигоне максимально должны быть приближены к тем, в которых слушателям придется трудиться на рудниках. – Здесь у нас учебный класс, дальше камера стоянки и ремонта самоходной техники, – рассказывает Олег Анатольевич. – Машин, на которых учатся ребята, у нас три. Две предназначены для отработки практических навыков по бурению и отгрузке горной массы, и одна буровая – для того, чтобы научиться ремонтировать установку в случае незначительной поломки, и для получения навыков технического обслуживания СБУ. Профстартовцы с любопытством заглядывают в подземный класс, где будущие бурильщики шпуров и водители ПДМ закрепляют полученные теоретические знания, не снимая касок, самоспасателей и прочих обязательных СИЗов. В классе смотрят фильмы по ТБ, с работой ПДМ и бурильных агрегатов тоже знакомятся сначала заочно – на экране. Потом обсуждают какие-то технические моменты. Внутри скалы Группа следует дальше. – Это камера отстоя и технического обслуживания самоходных машин, – рассказывает и показывает Олег Михальчук. – Здесь ребята могут посмотреть наглядные пособия: коробку, двигатель, трансформатор. Это у нас – система автоматического пожаротушения на случай пожара. Здесь – слесарно-сварочное отделение, где можно разобрать узлы и агрегаты. Есть у нас и станки, верстаки, пресс… Экскурсия проходит внутри скалы. Над головами экскурсантов – 40 метров горной породы, максимальная глубина на шахте “Ангидрит” – 200 метров. Раздаются звуки сигналов. Таким образом один из слушателей, осваивающих вождение погрузочно-доставочной машины Caterpillar R1600, издалека предупреждает: еду, осторожно! – Машинист, увидев человека в пределах 25 метров, должен остановиться и пропустить его, – рассказывает Олег Михальчук. – А на талнахских рудниках сейчас внедряют автоматическую систему оповещения машинистов погрузочно-доставочных машин о нахождении людей в опасной зоне, то есть в радиусе 25 метров. Специальное оборудование в кабине ПДМ считывает сигналы с датчиков, установленных на шахтерских лампах. Это делает безопасной работу и машиниста, и пешеходов. Наш экскурсовод – горняк со стажем, прежде чем стать начальником полигона, успел поработать и на карьере открытых работ, и под землей: слесарем-ремонтником, машинистом ПДМ, электромехаником, начальником участка на руднике “Комсомольский”. Поэтому про цикл подземных работ рассказывает легко: бурильщики шпуры забурили, взрывники зарядили взрывчатые материалы и взорвали, приехала погрузочно-доставочная машина, отгрузила руду после взрыва, крепильщики выработку закрепили, обезопасили – и цикл повторяется заново. Профстартовцы движутся как раз к тому месту, где слушатели подземного полигона учатся ремонтировать и обслуживать самоходную буровую установку Boomer 252 фирмы Atlas Copco. Свой срок эксплуатации под землей “Бумер” выработал, а как учебное пособие вполне хорош. Паруса, чемодан и кубик По дороге к месту работы машин Олег Михальчук рассказывает про те учебные пособия, что попадаются профстартовцам на глаза. Например, удлиненной формы прямоугольник, сваренный из металла, – имитация ремонтной ямы. Пособие нужно для того, чтобы машинисты ПДМ научились заезжать на ремонтную яму, а не в нее. Шторки из транспортерной ленты (правильное название – парус для вентиляции) имитируют въезд в мертвую зону горной выработки. Водитель ПДМ не видит, есть ли за парусами люди, и должен подать световой и звуковой сигнал перед въездом туда. Если забудет это правило на зачете, лишится баллов. Держать экзамен придется перед комиссией – опытными специалистами с рудников. Не так просто загрузить в ковш огромные негабаритные куски руды, на сленге горняков – “чемоданы”. Такие на полигоне тоже имеются – тренируйся, сколько надо. Справа в выработке сделано углубление с опалубкой. Это “тренажер”, чтобы учиться набирать груз на спуске, что тоже непросто. Наш экскурсовод объясняет, с какой целью посреди шахтного коридора подвешены труба с транспортерной лентой и бутылочки. Выработки на учебном полигоне восьмиметровые, а на шахтах в большинстве случаев четырехметровые. Поэтому пришла идея сузить выработку таким образом. Задевать бутылочки на зачете, разворачивая ПДМ, тоже нельзя. Обучение длится месяц, и оно значительно качественнее, чем в те времена, когда теорию постигали в корпоративном университете, а на практику отправлялись на предприятия. Там машинисту ПДМ учить практикантов можно было разве что в ущерб плану. Поэтому метла в руки – и “обучайся”. Настоящий ажиотаж у профстартовцев вызывает разрешение бурить шпуры под руководством инструктора производственного обучения Максима Негачева. Почва, кровля, борта – имитация забоя, все вместе называется “кубик”. Здесь, напротив “Бумера”, – стенд с забуренными отверстиями. – Когда бурильщик приезжает в забой, у него есть паспорт бурения, – рассказывает Олег Михальчук. – Согласно паспорту он должен забурить такие отверстия, потом в них закладывается взрывчатка. Гости полигона с удовольствием снимают друг друга на телефоны в интерьере кабины “Бумера”. Бесспорный эксклюзив – выложить такой снимок в социальных сетях. Горит зеленый свет Для студентов готовится еще один сюрприз. Инструктор Сергей Ставеров берет в руки пульт управления и демонстрирует, как ПДМ без водителя берет ковшом груз. – Есть камеры, опасные для жизни человека, они рушатся, туда нельзя заезжать машинисту, – комментирует зрелище Олег Михальчук. – У водителя в путевке написано: вы должны отгрузить эту камеру с помощью пульта дистанционного управления. Он подъезжает, включает пульт и начинает работать. В кабине никого нет, загорается зеленый фонарик, что означает: машина находится в режиме дистанционного управления. ПДМ нагребла полный ковш, поехала назад. Вернулась и высыпала груз – отработала вторую операцию. На выходе студенты моют сапоги, поднявшись на поверхность, делятся впечатлениями. Будущий обогатитель Александр Мунгалов, проходящий основную практику на ТОФ в качестве машиниста мельницы, рассказывает, что важно и интересно получить представление о всей горно-металлургической цепочке компании. Говорит, что подумывает о Норильске как о постоянном месте жизни и работы. Будущий горный инженер-механик Денис Росьянский, приехавший в составе стройотряда из Красноярска, впервые в жизни спускался под землю. Говорит: “Понравилось. Увидел то, что раньше видел только на картинках, то, о чем писал рефераты. Хотелось бы еще повторить”. Денис мечтает посмотреть другие горные предприятия, в частности побывать на Кольской ГМК. На вопрос, свяжет ли судьбу с “Норильским никелем” после окончания института, отвечает: “Процент вероятности, что вернусь, есть. Говорят, что “Норильский никель” предоставляет хорошие условия, поэтому многие сюда возвращаются”. |
0 | Твитнуть |