Дети лейтенанта Шмидта
ДЕНЬ ДОМОВОГО
10 февраля 2012 года, 13:29 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
На 10 февраля выпадает экзотичный праздник – День домового. Навряд ли кто-то может похвалиться, что здоровался с этим персонажем русской мифологии за руку. Но в городе есть места, где можно увидеть домовых в материализованном виде и услышать про них занятные истории.
В домовых верят. Этим летом приехавшая на каникулы моя дочь-студентка, услышав, как пыхтит и кряхтит наш новый холодильник (охлаждение в нем происходит с помощью воздушных потоков), поставила на его крышку блюдце с молоком. Для домового. Совсем недавно дату уточняли у меня по телефону сотрудник одного корпоративного музея и известная норильчанка со стажем, которая сказала, если не покормить домового в праздник, счастья не видать как своих ушей. Потому что домовой не любит нерадивых хозяек. – Если в доме домовой, дом в порядке, дом живой, – бодро произнесла стишок продавец магазина “Левша” Екатерина. – Существует поверье, что они вносят в дом мир, любовь и счастье. Наших покупают в качестве подарков на дни рожденья: с цветами – для процветания, с деньгами – как обереги от бедности. Домовые из “Левши” – все ребята наши, российские: мужички крупные, нос картошкой, волосы соломенные. И мечты к ним прилагаются наши. У одного в руках мешок с деньгами и фасолью (Екатерина говорит, народ кладет этот продукт в кошельки для привлечения денег). Домовик Капиталыч напялил на себя шляпу с долларовой символикой. Третий домовой ухватился за муляж пятитысячной купюры и украшен слоганом “С миру по нитке – икра на батоне”. Так наш человек понимает счастье. Их видят кошки и фотоаппаратыС кем поговорить о домовых, как не с Сергеем Глошкиным, хозяином магазина “Светоч”. Сергей любит экзотическое и эзотерическое, часто отправляется в экспедиции за непознанным и приглашает в Норильск в гости специалистов по паранормальному. А вообще-то, добрый и дружелюбный человек.В его магазине домовые с виду иностранные, малюсенькие, из керамики. Почему-то одежда присутствует только на верхней части тела, зато над головой домовые держат камни-обереги. За домовыми присматривают славянские божества Чуры, их начальники, очень похожие на нганасанских идолов. – По поверьям, в каждом помещении должны находиться защитные духи, – рассказывает Сергей. – Если с ними не договориться, могут доставить много хлопот. У меня сотрудница была, кормила их. Залезу сейчас на полку, а там лежат конфеты, баранки. Ими принято задабривать домовых, чтобы добрые были и кошки с ними дружили. Если домовые агрессивные, кошки тоже начинают нервничать. Сергей рисует портрет домового. Это тонкое существо, которое не фиксируется человеческим глазом, зато кошки видят его в виде некой субстанции, а фотоаппарат и сверхскоростное видео “проявляют” как белые шары. Полупрозрачные силуэты, похожие на гномов или старичков с бородой. Они могут шуметь, издавать какие-нибудь звуки, столкнуть что-нибудь стеклянное с полки. Особенности национального характера– Приходилось с ними сталкиваться?– Нет, слышал от людей. Сергей берет со стеллажа книгу под названием “Домовой – хранитель домашнего очага”. Ее написала ученица Александра Астрогора, когда-то составившего гороскоп Норильска. Это инструкция, как вести себя с домовым. Если начали пропадать вилки и ложки, а дверь ванной оказывается заперта изнутри, значит у вас поселился домовой, предупреждает автор. Пугаться не надо. С домовым надо дружить, в праздник кормить, и тогда он поможет улучшить энергетику жизненного пространства. Удивительно, до чего долго – много столетий – язычество существует параллельно с христианством. Вот и День домового – одновременно день преподобного Ефрема Сирина. В народе богослова первых веков христианства называли сверчковым заступником, так как считалось, что 10 февраля нельзя убивать в доме насекомых: клопов, сверчков, тараканов. Чтобы не обидеть их друга домового. – Сергей, как вы думаете, почему язычество не исчезает? – Передается генетически. Православие искоренило поклонение кумирам, а поклонение духам – частное дело каждого. На языческих праздниках: святках, колядках, Масленице – выпестовался национальный характер. В языческих праздниках были заложены огромные знания, запреты на определенные вещи, которые разрушают здоровье. Бука из шкафа, Аука из лесовОтвет на вопрос, где живут настоящие домовые, мы нашли в детско-юношеском центре “Горка”, в творческом объединении Ларисы Котовой “Ежики”. Здесь девчонки шьют мягкую игрушку, а стены украшает коллекция из восьми домовых, сделанных руками воспитанниц Ларисы. У домовых, как у детей лейтенанта Шмидта, поделены зоны влияния, сообщила нам руководитель “Ежиков”.– Домовой Баюнок убаюкивает, помогает заснуть. Бука живет в шкафу и наводит там беспорядок. Банник живет в бане, про него я от бабушки слышала. Кикимора проказничает, путает клубочки по ночам. Полевик живет в поле, отвечает за хороший урожай. Дворовой, вот этот, в шапке-ушанке и с метлой, следит за хозяйством. Аука живет в лесах ближе к деревне. Кузя – просто домовой (вот, по-видимому, кто кряхтит и пыхтит в холодильнике). Ну и конечно, главное “место”, где живет домовой, – это устное народное творчество. От Ларисы Котовой мы узнали, что раньше, когда семья переезжала, домового брали с собой. Для этого на пол укладывалась варежка, произносились слова: “Домовой, домовой, пошли со мной”, в новом доме следовало сказать: “Выходи, домовой”. Отличная традиция. Мифы и легенды нужно хранить. |
0 | Твитнуть |