До и после Театральной
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОГУЛКИ
9 апреля 2015 года, 14:46 Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Кто из норильчан, услышав фразу: “Собираемся у драмака”, ошибется с местом встречи! Даже если он не воспринимает молодежный сленг, придет все равно на Театральную площадь.
Сегодня мало кто знает, что в начале 60-х годов прошлого века это место в центре Норильска называлось площадью Дзержинского. Хотя еще раньше оно задумывалось именно как Театральный проезд и площадь Театральная. Почему возникли именно эти варианты? Микрогород на площади Конституции – Полвека назад здесь собирались строить здание городского управления внутренних дел, многоэтажное с колоннадой, – говорит историк норильской архитектуры Станислав Стрючков. – Поскольку Дзержинский был первым министром внутренних дел в советской России, то назвали площадь именем Железного Феликса. От нее пошла и улица Дзержинского. Через 20 лет площадь переименовали, а улица имени Феликса Эдмундовича в Норильске осталась. Долгое время нынешняя Театральная была любимым местом гуляний: летом в этой части Ленинского проспекта традиционно открывали ярмарку, возможно, поэтому в городской газете место большого скопления норильчан называли ярмарочной или базарной площадью. Зимой здесь заливали каток и ставили елку. На прошлых архитектурных прогулках мы говорили, что на площади Дзержинского планировали поставить Дом промышленности, который по непонятным причинам не стали строить на Гвардейской площади, хотя собирались. Позднее, наверное, в качестве утешительного приза проект главного архитектора Норильска Витольда Непокойчицкого, созданный при участии Микаэла Мазманяна и Геворка Кочара, обещали реализовать на площади Конституции (теперь Металлургов). Но и там Дом промышленности (управление Норильского комбината) не появился. Когда строительство города дошло до улицы Советской, проектировщики стали думать, что же впереди. Было понятно, что в перспективе – застройка площади Металлургов. Это единственное место, где огромное скальное основание выходило на поверхность, благодаря чему здесь можно было возводить любые здания. Каждая группа архитекторов предлагала свои варианты и считала, что должны быть реализованы именно ее идеи. – Чтобы прекратить споры, 4 ноября 1964 года был объявлен конкурс на лучший эскиз застройки площади Конституции, оставим ее первоначальное название, – продолжает свои архитектурные истории Станислав Стрючков. – Работая по этой теме в архивах, я нашел как минимум шесть коллективных предложений. Почему коллективных? Потому что в то время укреплялась тенденция к обезличиванию проектов. Ну и объективно говоря, в одиночку такую работу потянуть невозможно. За дело принялись творческие коллективы архитекторов. Они предложили не просто эскизы нового микрорайона со всей возможной инфраструктурой, а микрогород, где должны быть жилые здания, общественные, культурные центры, рестораны, рынок – все, что нужно для нормального существования человека. Проекты застройки площади Конституции назывались “Круг”, “Вымпел”, “Два синих квадрата”, “Север”, “Красный треугольник”, “Снежинка”. – Что такое, например, “Два синих квадрата”? В плане вся территория делится на три микрорайона, – рассказывает наш гид, – а также включает городской центр и высотную группу молодежных домов. Каждый микрорайон имеет три детских сада и одну школу, внутри городского центра, объединенного как бы в единое здание, проходят крытые улицы – норильским архитекторам все время хочется иметь крытые улицы! Там находится театр, универмаг, спорткомплекс, гостиница, кафе, ресторан, почта. А еще каток с искусственным льдом, зал для прыжков в воду, гостиница для иностранных специалистов, широкоформатный кинотеатр, который все-таки построили, единственный из предложенных на конкурс объектов. Широкоформатный кинотеатр “60 лет Октября” открыли накануне революционного праздника – 6 ноября 1977 года. В народе кинотеатр получил название “6-0”. В начале 2000-х годов его официально переименовали в киноконцертный зал “Арт”. Мечта воплотилась в “Арене” Конкурсные предложения по застройке нового общественного центра положили на полку истории. А когда возникла идея перенести драматический театр с улицы Севастопольской на площадь Конституции, конкурсным путем определяли, каким быть дому Мельпомены. И вот “в конце Ленинского проспекта гремят взрывы, – цитируем “Заполярную правду” за 1966 год. – Идет закладка фундамента под театр на 800 мест”. Но мы с вами знаем, что строительство нового здания драмтеатра началось лишь 17 лет спустя и в другом месте – на Театральной площади. Где планировал поставить храм Мельпомены Витольд Непокойчицкий. В бюллетене технической информации №1–2 за 1946 год, посвященном десятилетию Норильского комбината, главный архитектор писал: “В центре площади окруженное колоннадой величественно возвышается здание городского театра. Островное положение театра и сама форма площади усиливают выразительность здания и подчеркивают его доминирующее значение в ансамбле”. В этом смысле акцент на Театральной сохраняется и сегодня. А вот информация для любителей статистики: архитектор Непокойчицкий задумывал театр на 1000 зрительских мест, 20 лет спустя строители закладывали здание, рассчитанное на 800 мест. В зрительном зале действующего Заполярного драматического театра 547 кресел. Но давайте прогуляемся до конца Ленинского проспекта и остановимся на площади, где полвека назад проектировщики представляли “Красный треугольник”, “Снежинку” и др. В 1967 году главный архитектор Норильска Александр Шипков пишет в городской газете: “В эстетическом плане ансамбль нового общественного центра рассматривался как монументальный памятник героям освоения Крайнего Севера. В начале ноября представители общественности рассмотрели первые эскизы. К сожалению, эскизы не были одобрены. В чем же причина творческой неудачи? А в принципиально неверном подходе к проектированию. Авторы шли от композиции, от решения внешних перспектив… Важно было определить не столько законченный в деталях внешний облик, сколько рациональную, обоснованную объективными факторами систему, в которой должна органично формироваться разносторонняя общественная жизнь города”. Александр Шипков говорит все о той же площади Металлургов. В 1967 году она получила свое сегодняшнее название. Между тем после проведенных взрывов “под театр” площадь несколько лет не застраивалась. Затем здесь начали появляться первые жилые дома. А в 1974 году из статьи в городской газете Владимира Гилельса, заместителя директора института “Норильскпроект”, мы узнаем, что “разрабатываются чертежи так называемого молодежного комплекса. В четырех девятиэтажных жилых зданиях, соединенных по торцам двухэтажной галереей, столовыми, кафе, библиотекой…”. Речь идет не о высотной группе молодежных домов в проекте “Два синих квадрата”. О чем-то другом, опять не конкурсном. Но всепогодном и снова несбывшемся. – В 1992 году возникла идея построить “гигантский терем” – Дом детского творчества – как альтернатива проекту Дворца пионеров в новое время, – дополняет список “не…” Станислав Стрючков. – Инициаторы выходили на мэра Норильска Анатолия Попова. Но в итоге ничего не построили. И лишь когда возвели “Арену”, наконец-то воплотилась мечта норильских архитекторов о всепогодном пространстве для горожан. Цикл “Архитектурные прогулки” иллюстрируют фотоматериалы городского архива, собрания архивного отдела Заполярного филиала ГМК “Норильский никель”, института “Норильскпроект”, личного архива Станислава Стрючкова и открытых источников. |
0 | Твитнуть |