Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Другой Север
БОЛЬШОЙ АРГИШ
25 октября 2011 года, 19:39
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Скоро в Норильске – Большой аргиш. Этнический праздник встречи зимы, организованный медиакомпанией “Северный город” при поддержке Заполярного филиала, пройдет в нашем городе во второй раз. За две недели до этого события  норильчане получили возможность узнать больше о своих соседях по Таймыру – представителях коренных народов Крайнего Севера.
Большинство норильчан даже не задумываются о том, что мы живем на земле, где еще в 30-е годы прошлого века (по историческим меркам – совсем недавно) существовал совершенно иной мир – цивилизация традиционного типа. Вместо домов здесь были чумы, вместо улиц пролегали кочевые пути. Потесненная техногенной, эта цивилизация тем не менее выжила и сохранила характерные для себя черты.
“В тундре все наши традиции еще сохранились. Мы хотим рассказать о них вам, жителям Норильска”, – говорят гости из Дудинки, приехавшие сюда, чтобы в преддверии Большого аргиша познакомить норильчан со своей культурой, такой близкой к нам территориально и такой далекой от нас по существу.
Сколько коренных этносов живет на Таймыре? Какой из них самый малочисленный, а какой самый древний? Чем отличаются и чем похожи их традиции, уклад жизни, одежда? Ответы на эти вопросы знает далеко не каждый взрослый норильчанин, но теперь знают ученики школы №31. Здесь прошла первая из запланированных перед Большим аргишем познавательных интерактивных программ – “Знакомство с культурой и бытом народов Таймыра”.

Древние и малые

Актовый зал. На экране у сцены сменяют друг друга картинки с изображениями людей, одежды, сцен охоты, предметов быта. Представитель Таймырского краеведческого музея Лэйла Ландина каждый кадр сопровождает пояснениями.
На Таймыре проживают пять коренных этносов: долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и энцы (всего около 9000 человек).
– Самый древний из них – нганасаны, – рассказывает Лэйла Ландина. – Они же считаются самым северным народом Евразии. Их предки пришли на Таймыр еще в эпоху неолита, более 6000 лет назад, вслед за стадами диких северных оленей.
Как и все кочевые народы Севера, нганасаны занимались охотой, рыболовством и оленеводством. В 40-е годы прошлого века пришедшая на Таймыр советская власть провозгласила переход от кочевого образа жизни к оседлому. Были построены поселки Усть-Авам, Волочанка и другие. По сей день значительная часть представителей коренных народов живет в этих поселках. Но есть и те, кто продолжает вести близкий к традиционному полуоседлый-полукочевой образ жизни на точках в тундре.
Долганы – самый молодой и многочисленный этнос Таймыра, сформировавшийся в результате ассимиляции нескольких народностей – эвенков, якутов и русских. Как и их коренные соседи по полуострову, жили рыбной ловлей, охотой, разведением оленей, продавали за бесценок русским купцам пушнину. В отличие от других сомадийских народов использовали оленей “под седло”, то есть ездили на них верхом. Первыми вместо чума стали использовать передвижной балок.
– Считается, что у долган самая разнообразная и красивая одежда среди таймырских народов, – продолжает Лэйла Ландина. – За это естествоиспытатель Меддендорф даже назвал долган “аристократами тундры”. Главная отличительная особенность долганской одежды – ее украшают бисером. Бисер, как и пестрые павловопосадские платки, так полюбившиеся долганкам и ставшие характерным элементом их нарядов, в XIX веке завезли на Таймыр русские купцы. Долганы же первыми стали шить одежду из покупных тканей.
Чтобы удержать внимание детей – учеников 6–7-х классов, Лэйла Ландина говорит коротко, образно, упоминая самые важные факты.
– Ненцы – вторая по численности после долган народность полуострова. Они мигрировали сюда из Сибири в первом тысячелетии нашей эры. Первыми среди сомадийских народов стали разводить оленей. Для охоты на них использовали маут… Эвенки, как можно понять из названия народности, в свое время пришли на Таймыр из Эвенкии… Энцы – одна из самых редких национальностей на планете и самый малочисленный этнос нашего полуострова. Их осталось всего 100 человек, и все энцы сосредоточены только на Таймыре.

Все дети играют в это

Вкратце рассказав о тех, кто населяет Таймырскую землю и чем на ней занимается, перешли к близкой детям теме – национальным игрушкам и играм. Оказалось, что некоторые игры народов Севера вполне схожи с теми, что знакомы нам. Например, прыжки через маут – это, считай, те же прыжки через скакалку.
Многие игры коренных народов связаны с их традиционными занятиями. Они как бы репетиция того, чем дети будут заниматься, когда подрастут. Мальчики, к примеру, учатся ловить оленя, воткнув в снег рога и набрасывая на них детский маут. Девочки учатся шить, начиная с кукол и одежды для них.
– Для игрушек использовали любой подручный материал, – рассказывает главный специалист Таймырского дома творчества Анна Барболина. – Вот, например, деревянные олени. Их фигурки вырезали из дерева наши папы по вечерам, когда появлялось свободное время. По долганскому поверью, если мальчик в детстве играет в кочевье, если у него много фигурок оленей, то и у взрослого будет большое стадо и будет много всего. Ведь мужчина в тундре без оленя – это не мужчина. Олень дает нам все – еду, жилище, одежду. Есть у северных народов и игрушки-обереги для самых маленьких, которые вешают на люльку. А люльку для младенца изготавливает непременно старейшина рода.

Бакари и нухуко

Чтобы проверить, насколько запомнили услышанное дети, им предложили ответить на вопросы. Как ни странно, заминок почти не было. Ответ из зала прозвучал, даже когда задали один из самых сложных вопросов: “Почему у ненецкой куклы нухуко нет глаз?”. Руку поднял семиклассник Алексей Макаров:
– Потому что раньше люди верили, что если кукле нарисовать глаза, то в нее вселится злой дух и будет вредить.
Потом мы поинтересовались, откуда ему это известно, ведь про нухуко сегодня почти ничего не рассказывали, кроме того что это национальная игрушка. Алексей пояснил, что его старшая сестра готовилась к экзамену по культурологии, и в билетах был подобный вопрос.
Не обошлось и без смешного. На вопрос: “Как называются зимние сапоги выше колена из оленьих шкур?” (правильный ответ – бакари) – из зала радостно выкрикнули: “Ботфорты!”
– Детская аудитория, конечно, своеобразная, – поделилась с “ЗВ” впечатлениями от встречи Анна Барболина. – И впитать такой объем информации за один раз им сложно. Но они все равно многое запомнили, и мы видели искренний интерес в глазах многих детей.

Энергетические куклы

Самые заинтересовавшиеся остались на мастер-классы. У одного из столов, выставленных тут же, в актовом зале, делали тех самых ненецких куколок – нухуко.
– А теперь нужно выбрать, какой нашить элемент орнамента, – поясняет собравшимся вокруг школьницам Елена Евай, главный специалист Дудинского центра народного творчества. – Вот этот орнамент у ненцев называется “заячьи ушки”, а этот – “оленьи рога”. Беру кусочек сукна, проталкиваю иглу… С наперстком было бы проще, но наперстка нет, – замечает Елена Евай. И с улыбкой добавляет: – В тундре женщина без наперстка не ходит.
Спрашиваем у одной из девочек, семиклассницы Алины Бутоля, почему она подошла именно сюда.
– За другими столами уже не протолкнуться, – отвечает. – А вообще, мне просто нравится ручное шитье. Но больше всего сегодня понравились танцы ансамбля “Хэйро” и когда рассказывали о национальных играх.
За другим столом делают долганских куколок. Это оказалось так увлекательно и вместе с тем несложно, что некоторые, сделав одну игрушку, уже не могут остановиться. Девочки отходят от стола с тремя, четырьмя, а то и пятью куколками в руках.
– Подарю сестре и подружке, – поясняет кто-то.
– Я верю, что куклы, сделанные вручную, несут в себе много энергетики, – говорит нам старший научный сотрудник Таймырского краеведческого музея Бэлла Чуприна. – С какими мыслями сделаешь куклу, так она и будет к тебе относиться (смеется).
Еще один стол окружили преимущественно мальчики. Здесь мастер-косторез Таймырского дома народного творчества Николай Киргизов показывает, как делать нганасанский музыкальный инструмент вывк, или жужжалку. Это похожий на большую пуговицу спил оленьего рога, надетый на сухожильную нить (сейчас используют уже и искусственную). Если перекрутить “пуговицу” на нитке, а затем резко натянуть, она начинает жужжать, а то и завывать.
– Напоминает вой пурги, – поясняют нам. – Национальные инструменты народов Севера вообще чаще всего имитируют звуки природы – вой ветра, крик чаек, топот оленьих копыт.
– А как раньше вырезали из кости, когда вот этой штуки не было? – спрашивает один из школьников, показывая на электрический косторезный аппарат, похожий на бор-машину стоматолога.
– Ножом, – поясняет Николай Киргизов. И продолжает, отвечая уже на наши вопросы: – Уходило значительно больше времени на одну фигурку. С бивнем мамонта мне меньше нравится работать, чем с рогом оленя. Мамонт более хрупкий материал, лопается. Олений рог более мягкий, и текстура у него красивее и разнообразнее.

Продолжение следует

Напомним, праздник встречи зимы – Большой аргиш – пройдет в Норильске 5 ноября на площади Комсомольской (между музеем и Дворцом культуры). В нем примут участие почти 200 человек из творческих коллективов и семейных родовых хозяйств Дудинки – представители пяти коренных этносов. Они познакомят норильчан со своей культурой и жизненным укладом. На площади установят семь чумов. Как и в прошлом году, норильчане смогут поучаствовать в национальных и спортивных играх, в общем хороводе “Хэйро”, попробовать северную кухню, купить сувениры.
А пока в Норильске проходят познавательные встречи для всех желающих. Так, в воскресенье, 30 октября, в медиакомпании “Северный город” (ул. Комсомольская, 33а) запланирована программа по истории национальных костюмов и орнаментов народов Таймыра с дефиле и мастер-классом по изготовлению традиционной северной одежды. Начало в 15 часов. Ждем всех, кому это интересно.
Раньше верили: если нарисовать кукле глаза, в нее может вселиться злой дух
Одна из национальных игр народов Таймыра – прыжки через маут
Косторез Николай Киргизов по просьбе школьников пишет их имена на спилах рога оленя
Мастер-класс по изготовлению долганских кукол
0

Читайте также в этом номере:

Квартальный отчет (Виктор ЦАРЕВ)
Как показывает практика (Марина СОКОЛОВА)
Суточный постой (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск