Индивидуальный подход
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
24 июля 2014 года, 13:44 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
|
В канун Дня металлурга и Дня города в Норильск приехал временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Виктор ТОЛОКОНСКИЙ. Здесь он совместил полезное – рабочие встречи – и приятное – участие в праздничных мероприятиях. Виктор Толоконский также нашел время, чтобы обсудить с представителями СМИ актуальные для региона вопросы.
– Виктор Александрович, большое спасибо, что вновь к нам приехали. Мы практически каждый день слышим о ваших визитах в районы, поселки. Наверное, у вас уже сложилась новая картина проблематики небольших поселений, уголков края? – Во-первых, не мне спасибо, а норильчанам, что приглашают, что у них такая добрая традиция – праздновать День города, День компании, День металлурга. Действительно, за два месяца я вто-рой раз в Норильске, хотя знакомство с Северами еще предстоит, и в ближайшее время я постараюсь побывать на Таймыре. Главное, в чем изменилось мое восприятие края, – я по-особому почув-ствовал масштаб территории. Да, я знал, сколько это миллионов квадратных километров. Но, когда полетаешь, проедешь эти огромные расстояния, поймешь отличие от других субъектов Федера-ции. Там обычно два типа проблем: большого города и сельского района. Во многих регионах есть моногорода – может быть проблема моногорода. В Красноярском крае такой специфики гораздо больше. Здесь нет территории, которая бы легко вписывалась в общие закономерности развития, и можно было бы применить уже наработанные приемы. Здесь индивидуальные проблемы, задачи и подходы. И мне кажется, что в современных условиях для края очень важно, чтобы были не только масштабные мегапроекты – Нижнее Приангарье, Арктический Север, Богучанская ГЭС с алюми-ниевым комплексом, а чтобы была перспектива развития каждого района, города. Самое худшее – это когда человек, живя в каком-то городе, районе, поселке, селе, не верит в будущее этой земли, теряет уверенность в своих силах. Я убедился в разнообразии проблем и одно-временно в особой силе людей, здесь живущих. Равнодушия и неуверенности не видел. Был и в Казачинском, и Кировском районе, был в Шушенском и Минусинске. Был в Ачинске и в Назарово, в Канске, Железногорске, в Ужурском районе, во многих других местах. Везде встречал энергичных людей, которые представляют картину будущего… У меня много конкретных впечатлений. Я под-писал уже несколько сотен поручений – от долговременных, плановых, нацеленных на развитие, до текущих проблем какого-то предприятия, поселка, отдельного гражданина. Я всегда считал, что недостаточно понимать проблему территории, нужно еще знать, чем живет конкретный человек. Поэтому, несмотря на плотный график, я уже провел пять или шесть личных приемов. Старался в проблемах отдельной семьи, человека почувствовать, на что нужно обратить внимание. Какие направления работы органов власти нужно обновить. Потому что, когда проблемы человека не находят понимания у власти, это подрывает его уверенность. И очень важно укрепить веру людей в свои силы и понимание того, что у каждой территории этого огромного края может быть большое буду-щее. – Позвольте спросить вас о мегапроекте под названием “Арктика”. Развитие Таймыра, его будущее в свете развития Арктики – каким вы его видите? – Я думаю, что мегапроект “Развитие Арктического Севера” будет очень многообразным, долговременным по осуществлению. Чтобы видеть точную картину этого развития, нужно не просто по-нимать логику, нужно быть внутренне погруженным в проблемы. О некоторых направлениях могу сказать, даже еще не будучи знаком с Таймыром и его особенностями. Уже принято решение о развитии морских и речных портов, а это в первую очередь Таймыр. Диксон определен как главная база ледокольного и торгового специального флота. Понятно, что для этого потребуется развитие специальных объектов, портовых сооружений, дополнительная инфраструктура, приедут строители, потребуются производственные базы. Понятно, что это даст новый импульс развития всем сфе-рам жизнедеятельности на этой территории. Нам, конечно, важны общероссийские, а может быть, международные задачи – развитие Арктического Севера, разработка морского шельфа, решение научных стратегических задач, строительство станций наблюдения за метеорологическими условиями, за другими параметрами, связанными с географией и природой… Это даст возможность по-лучить дополнительные капитальные вложения из федерального бюджета на укрепление транспортных коммуникаций, авиационных портов. Потому что есть такие места и на Таймыре, и на Севе-рах в целом, где требуется только авиационное сообщение и укрепление энергетических коммуникаций. Сейчас в Норильском промышленном узле строятся новые объекты. В ближайшее время я еще раз буду здесь и хочу их увидеть. Их много, они влияют на развитие инфраструктуры. Принято ре-шение по капитальной реконструкции аэропорта, полосы, это необходимо. При этом очень важно учитывать интересы коренных народов, которых держит на Таймыре специфический образ жизни – природа, традиции, история, которая в них генетически присутствует. Ведь, согласитесь, далеко не все хотят уехать на материк. Традиции должны в полной мере учитываться. Нужно развиваться так, чтобы сохранять их и повышать качество жизни за счет лучшей транспортной доступности, жилищного фонда, новых возможностей работать. Поэтому все, что будет связано с Севером: науч-ные исследования, геологоразведка, добыча углеводородов, строительство транспортных коммуникаций – уверен, будет давать очень мощный импульс к развитию полуострова во всех отношениях. – Первое, с чем вам пришлось столкнуться, встав у руля края, – проблема бюджета. Как регион из донора превратился в территорию, которой требуется поддержка? Возможно, нам в ближайшее время придется затянуть пояса потуже, от чего-то отказаться? Каким вы видите выход из ситуации? – Первое, что хочу подчеркнуть: я убежден, что эта ситуация временная. Это стечение обстоятельств, которые привели к существенному разрыву между доходами и расходами бюджета края. Так получилось, что в течение четырех последних лет доходы края не росли... Цены на металлы, золото, алюминий, уголь падали – на все, что мы экспортируем, что создавало выручку наших компаний. Мы делали продукции больше, но теряли за счет изменения цен. Несли существенные потери по налогу на прибыль, и тот рост доходов, которые край получал от других налогов, только компенси-ровал снижение, но не давал роста. Я работаю с крупными компаниями, чтобы они увеличивали налоговую отдачу сверх того, что мы планировали на этот год. Чтобы уже в этом году увеличили платежи в бюджет. И это в боль-шинстве случаев получается. Сейчас мы на заключительном этапе с “Норильским никелем”, и, думаю, несколько миллиардов дополнительных платежей будет уже в этом году. Плюс компания “По-люс” и еще несколько компаний. Восемь миллиардов выделено из федерального бюджета, но этого пока недостаточно. Я прошу у руководителей государства поддержать край всего в течение двух лет. Край сильно прибавил в отдаче в федеральный бюджет – за счет роста экономики, при этом мы просим маленькую часть этого прироста. И рост экономики края, рост его доходов позволит нам, надеюсь, уже в 2016 году принимать сбалансированный бюджет. То есть в 2015 году текущий дефицит еще будет, но в 2016 году я ставлю задачу принять бюджет без серьезного дефицита. Вы использовали выражение “затянуть пояса”. Хочу возразить, что все-таки главная стратегия – не ограничить расходы, а добавить доходы. Проехав по краю, не могу сказать, что у нас большой запас прочности, высокое качество жизни. У нас плохие дороги, в тяжелом состоянии коммунальное хозяйство. Требуются большие вложения, чтобы поднять технический уровень этого комплекса. У нас требуют дальнейшего ремонта школы, не хватает детских садов на большинстве территорий. Поэтому если просто абсолютизировать принцип “жить по средствам”, то мы будем не только сдерживать социальное развитие края, но и ограничивать рост экономики вообще. Мы затянем пояса, но не слишком туго. Мне хочется во всем видеть эффективность, и резервы снижения расходов есть. Где-то это излишки затрат на органы власти и управления. Нужно “под-сократиться” в этих расходах. Где-то это неэффективная работа по формированию смет, цен, схем товародвижения. Недавно рассматривал в одном городе проблему строительства новых котельных. Называют цены, мощность котельных. Я говорю: “Побойтесь бога, это совсем нелепая цена”. Они начинают загибать пальцы: площадка плохая, решили разместить котельную на болоте. Там, только чтобы грунт подготовить, надо 50–60 миллионов. Подождите, мы же не в Лихтенштейне, где нет территории. Мы в Красноярском крае, у нас миллионы квадратных километров. Почему нельзя найти другое решение? Есть достаточный резерв оптимизации расходов, связанный с тем, что по целому ряду направлений развития бюджет должен объединять свои усилия с бизнесом... Нужно уметь вкладывать в человеческий капитал. Не будут работать самые современные технологии, если не будет подготовленного, хорошо мотивированного специалиста. А этот специалист формируется в школе, он требует хорошей больницы, дороги, качественной среды в целом. Когда нет улучшений в инфраструктурном и социальном плане, рост экономики замедляется. Поэтому, подчеркиваю, главная задача – увеличение доходов. Продолжение читайте в следующем номере |
0 | Твитнуть |