Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Искусственный отбор
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОГУЛКИ
26 февраля 2015 года, 15:14
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Кажется, столько написано и сказано о норильской архитектуре, что даже мало интересующиеся ею люди знают, например, почему Витольд Непокойчицкий сделал такой помпезной, в лучших традициях ленинградского барокко, Октябрьскую площадь. И что современный Норильск начинался Горстроем. Даже почтовые адреса до появления первой улицы писали в соответствии со строительными номерами домов и звучали необычно: “Горстрой, дом №5”. Но есть страницы в истории норильской архитектуры, которые так и остались “в рукописи”, чьей-то невоплощенной мечтой. “Архитектурные прогулки”, куда мы приглашаем читателей, пройдут по Норильску, каким он мог бы стать. И каким его знает историк архитектуры Станислав Стрючков. Прогулки с ним корреспондент “ЗВ” начал с Октябрьской площади.
В шестидесятые годы Октябрьская площадь мало отличалась от той, какой мы видим ее сегодня. Тогда прогрессивные норильские архитекторы Екаб-Ольгерт Трушиньш, Лариса Назарова, Александр Шипков обратили внимание на то, что Октябрьская не завершена. Она стоит каре, открывая взору озеро Долгое с одной стороны и незастроенную площадку с другой. Спустя много лет на ней поставили жилой дом и профтехучилище №105.
 
Оказался воздушным замком
А полвека назад на Октябрьской решили построить два удивительнейших объекта. На месте станции железной дороги должен был появиться аэровокзал. Где отпускники-норильчане могли бы зарегистрировать билет, сдать багаж и либо сесть в электричку, чтобы поехать в аэропорт, прямо к самолету, минуя здание алыкельского аэровокзала. Либо, если нелетная погода, идти домой и ждать объявления по радио, чтобы сесть в электричку и отправиться к рейсу в аэропорт.
Позднее по такому же принципу построили городской аэровокзал в Москве на станции метро “Аэропорт”. Этот транспортный узел действует до сих пор. В Норильске же на градостроительных советах тех лет разгорались жаркие баталии на тему: быть или не быть аэровокзалу. Сторонники идеи аргументировали: мы сможем совместить несколько функций: сделаем современную станцию железной дороги вместо существующей деревянной постройки, с залом ожидания,  гостиницей и другими службами. Перенесем автовокзал от магазина “Цветы”, где он мешает и пассажирам, и покупателям, в здание аэровокзала.
– Этот комплекс решил бы много транспортных проблем, – рассказывает Станислав Стрючков. – Но, как всегда, не нашлось денег, а самое главное, в шестидесятые годы в стране уже вовсю сталкивались архитектурные интересы. Освободившиеся из заключения зодчие поднимали головы и говорили: мы предлагаем толковые решения. Привыкший командовать Витольд Непокойчицкий парировал: что вы там предлагаете, у меня есть концепция, утвержденная чуть ли не самим Завенягиным. Ему отвечали: времена изменились, требуется новый, современный подход к городской застройке... Эти споры зафиксированы в протоколах градостроительных советов, которые я читал, о них вспоминали участники событий, например Лариса Григорьевна Назарова, у которой я учился в НИИ.
В спорах ничего не родилось, здание аэровокзала в Норильске не построили. Даже нормального зала ожидания на станции “Октябрьская площадь” не сделали, а в девяностые годы вовсе закрыли пассажирское железнодорожное движение электрички.
 
Не дом – мечта
А мы с вами прогуляемся на улицу 50 лет Октября, на не завершенную строительством площадку напротив Норильского индустриального института. Здесь должна была воплотиться идея Екаба-Ольгерта (в Норильске его звали Яков Карлович) Трушиньша о жилом комплексе на две с половиной тысячи человек.
– Можете себе представить эту громадину! – говорит Станислав Стрючков. – По этому принципу действовал знаменитый дом на  Берсеневской набережной в Москве. Здесь были элитные квартиры. Внутри здания разместились прачечная, кинотеатр, библиотека, магазин…  
– Это знаменитые поляры* Александра Шипкова!
– Да, но они появились от Екаба-Ольгерта Трушиньша. А Шипков был его последователем, – уточняет Станислав. – Существовал еще проект “Пирамида” и много идей без названия. Впрочем, все эти новаторские проекты и создавало творческое трио – Екаб-Ольгерт Трушиньш и Александр и Елизавета Шипковы.
Позднее их идеи легли в основу фильма Сергея Герасимова “Любить человека”. Прототипом Дмитрия Калмыкова, архитектора, который строит на Севере новые города, в немалой степени стал Александр Шипков. В ноябре прошлого года мы с ним встречались. И бывший главный архитектор  Норильска Шипков много рассказывал о полярах. В 1963 году Александр Иванович сделал проект жилого комплекса в начинавшем строиться Талнахе. Четыре этажа, и первый из них занимает зимний сад.
Комплексный проект Шипкова “Поляр Талнах” в 1967 году получил первую премию на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР. Так родилось решение построить жилой комплекс с зимним садом – “Поляр Снежногорск” в поселке Усть-Хантайской ГЭС. Не сбылось.
Так вот, наш норильский дом-комплекс Трушиньша должен был создать некое всепогодное пространство, заняв целый квартал. Его жители, вернувшись с работы и оставив верхнюю одежду дома, могли бы пойти в кино, на концерт, в парикмахерскую. По пути в детсад за ребенком заглянуть в магазин, сдать обувь в ремонт… Архитектор все предусмотрел. Даже вертолетную площадку наверху. Вот такой гигант планировался в Норильске!
Проектов его, как говорит Станислав Стрючков, он не нашел ни в одном архиве. Но об идее дома-комплекса на Крайнем Севере в семидесятые годы прошлого века много писали  в центральных газетах и журналах. На основе принципов, которые он придумал здесь для домов-комплексов, архитектор Трушиньш защитил кандидатскую диссертацию. Гораздо позднее на основании этого опыта он развил новую науку – рекреалогию – в  Симферополе, куда Яков Карлович уехал из Норильска и где возглавлял отдел экспериментального курортного строительства, защитил докторскую. Рекреалогия – это наука об отдыхе, восстановлении сил человека, израсходованных в процессе труда.
…А вы, читатель, теперь, гуляя по городу, мысленно представляете, какие объекты могли встать в Норильске, завершив комплекс Октябрьской площади как визитной карточки города.
План трамвайный
На Октябрьской площади должна была располагаться конечная станция норильского трамвая, продолжает удивлять меня Станислав Стрючков.
Это было бы так: по центру Ленинского проспекта идет газон, возле него – две линии трамвая в двух направлениях.
На газоне стояли лавочки, место, которое они занимали, должны были сократить и пустить здесь новый вид транспорта.
Мне кажется, что эту идею в Норильске могли предложить только люди, не отличающие Крайний Север от Северного Кавказа.
Но Станислав напоминает, что наш город делался под Ленинград, где в точно таких же местах ходят трамваи. Это перенос, калька с Северной столицы. Поэтому разворотная и конечная станция планировалась на Октябрьской площади, после этого трамвай уходил по Ленинскому проспекту приблизительно до улицы Советской. Дальше были варианты: то ли он двигается в сторону сегодняшней улицы Мира, то ли в сторону Долгого по улице Советской.
В сороковые и пятидесятые годы архитекторы и строители на своих ошибках создавали правила и нормы возведения объектов на Крайнем Севере. Потом этот опыт лег в основу строительства всех городов на вечной мерзлоте. Ну а трамвайных проектов в Норильске было три, говорит Станислав Стрючков. Они хранятся в архиве института “Норильскпроект”. Отличаются эти задумки только длиной линии, местом, где она должна была заканчиваться, а также шириной проспекта под трамвайные пути.
 
Цикл “Архитектурные прогулки” иллюстрируют фотоматериалы из городского архива, собрания архивного отдела Заполярного филиала ГМК “Норильский никель”, института “Норильскпроект”, а также открытых источников.
Здание аэровокзала можно увидеть разве что на рисунке художника Вадима Зверева
Норильский дом-комплекс Трушиньша мог занять целый квартал. Мечта архитектора в воображении художника Вадима Зверева
По Ленинскому проспекту собирались пустить трамвайную линию
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск