У ребят есть работа
ОБРАЗОВАНИЕ
26 февраля 2015 года, 14:52 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Выпускники Норильского техникума промышленных технологий и сервиса (НТПТиС) защитили практические работы. Экзаменационная комиссия решила присвоить ребятам квалификацию по двум профессиям.
Станочники широкого профиля, раньше их называли токарями, – одна из первых профессий, которой стали обучать в профтехучилище №17, ныне техникуме. Группа выпускников этого года состоит из 17 человек. На выпускные испытания к ним и пришла творческая группа “ЗВ”. Заземление прежде всего В коридоре у большого стола группа парней что-то заинтересованно обсуждает. Мне показалось, ребята с надеждой смотрят на дверь аудитории, в которой защищается их товарищ. Наверное, в студенческие годы у всех так: спросишь “отстрелявшегося” однокурсника: “Ну как? Сколько?” – и вроде самому легче станет. В аудитории у доски Дмитрий Кульчак. Он рассказывает про фрезерную операцию и на маршрутной карте детали указкой проходит все этапы ее изготовления, называет использованные материалы. Члены экзаменационной комиссии время от времени делают пометки на листах бумаги и обмениваются репликами. Практические навыки и теоретическую подготовку ребят оценивают Константин Малыгин, начальник технического отдела механического завода, председатель комиссии, Евгений Артёмчик, начальник производственно-распределительного бюро механообрабатывающего производства этого же предприятия, Александр Головин, инженер первой категории отдела главного механика треста “Норильскшахтсервис” и Юрий Артёмчик, старший мастер техникума промышленных технологий и сервиса. – Правила техники безопасности перед началом работы, – вопрос к Дмитрию Кульчаку. Он говорит о проверке станка на холостых оборотах и получает наводящий вопрос. Что-то о посторонних шумах. Но наводящие вопросы не заканчиваются. Оказывается, юноша забыл про самую первую операцию – проверку заземления станка. К счастью, он быстро сориентировался, но на вопрос, как проверить нарезку резьбы, отвечал уже без куража. Доклад закончен, Дмитрий выходит к товарищам, а в аудитории появляется Андрей Сапачук. Юноша представляется, берет с демонстрационного стола ходовой вал для станка и предъявляет экзаменационной комиссии деталь собственного изготовления. Проведя нас по маршрутной карте, Андрей не забывает про заземление и посторонние шумы. Уверенно отвечает, из какой стали сделан ходовой вал, а вот с посадками у него что-то не сходится. Пока у Андрея продолжается диалог с экспертами, я выхожу в коридор поговорить с другими ребятами. Все они поступали в техникум после окончания девятого класса. За два года и пять месяцев парни обучались по двум специальностям: станочник широкого профиля и оператор станков с числовым программным управлением. Получишь ли разряд по обеим, зависит от успешной защиты выпускной квалификационной работы. А уверенность на защите – от теоретической подготовки и практических навыков. Профессия прокормит Раньше среднее профессиональное обучение длилось на пять месяцев дольше, чем сейчас: министерские реформы… На три месяца сократили и время практики. Возможно, это способ повысить заинтересованность ребят продуктивно использовать каждое занятие в техникуме и в цехе у станка. Но вчерашние девятиклассники вряд ли это понимают с первого курса. На третьем – другое дело. Когда мы разговаривали с ребятами, услышали такую фразу: “Профессия прокормит”. Производственные навыки парни получают уже после первого года обучения. Ребята самостоятельно работают на токарных станках, изготавливают простые детали цилиндрической формы, но с соблюдением заданных размеров. Будущие дипломированные станочники работают в Норильско-Таймырской энергетической компании, на медном и механическом заводах, рудниках “Комсомольский”, “Октябрьский” и других предприятиях. Норильский техникум промышленных технологий и сервиса имеет лицензию на подготовку рабочих по 23 специальностям. В этом учебном году техникум выпускает 180 молодых людей, получивших востребованную в Норильском промрайоне профессию. …К защите дипломной работы приступает Валентин Белозор. Его, как и всех уже защитившихся выпускников, сначала представляют экзаменационной комиссии: зачитывают производственную характеристику, в которой дается оценка качества работы молодого человека во время практики, освоения им технологического процесса и трудовой дисциплины. По итогам производственной практики Валентину Белозору рекомендуется присвоить четвертый разряд по профессии станочника широкого профиля и третий – оператора станков с программным управлением. После ответа Валентина на все вопросы я заглядываю в оценочный лист старшего мастера – Юрий Николаевич поставил юноше пятерку. Как потом выяснилось, пять баллов – итоговая оценка экзаменационной комиссии Валентину Белозору. Александр Федоров практику проходил на механическом заводе. Наставники оценили качество его работы и знание технологического процесса на хорошо. Рекомендуемые разряды такие же, как у Валентина. Александр представил экзаменационной комиссии самостоятельно изготовленную деталь – вал-шестерня. – Сложная деталь, – объясняет Юрий Николаевич Артёмчик. Пока молодой человек рассказывает профессионалам, как и что он делал, я изучаю отчет о его производственной практике. Курс “Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)”. На трех листах проставлены оценки за успеваемость по каждой теме. Одна пятерка, остальные четверки. – Что значит, сталь 40Х? – задают вопрос экзаменаторы. – Значит, она содержит хром. Арбитры желают знать, каков его процент и для чего служит эта добавка. Александр не ошибается в процентах и уверен, что включения хрома придают материалу твердость. И старший мастер техникума ставит парню отлично. У председателя экзаменационной комиссии Константина Малыгина другой подход: никаких “школьных поблажек”, все по-взрослому. В его оценочном листе вижу другие баллы и специальные пометки. Строго оценивают знания ребят и остальные производственники. Какие же баллы получатся в итоге? Об этом разговариваем с экспертами в перерыве. – Будем обсуждать, спорить, – говорит Константин Валерьевич Малыгин. – Хочется, чтобы у ребят было больше заинтересованности в профессии, – добавляет Евгений Артёмчик. Он, так же как его родители, выпускник профессионально-технического училища №17. Юрий Николаевич получил специальность машиниста экскаватора, Евгений Юрьевич – токаря. Оба продолжили образование в вузе. И оба не сомневаются, что защищающиеся сегодня выпускники выбрали очень перспективную специальность. – Хорошие токари всегда нужны, – развивает мысль опытный инженер Александр Головин. Говорят, чтобы сделать из человека токаря, требуется семь лет. Будем надеяться, что лет через пять о ребятах из нашей группы можно будет говорить как о состоявшихся мастерах своего дела и о перспективных в профессиональном плане людях. К слову, около 60 процентов выпускников Норильского техникума промышленных технологий и сервиса работают по выбранной специальности. Это почти вдвое выше, чем в среднем по стране. Думаю, будет еще выше: в прошлом году НТПТиС впервые набрал группу по специальности “техник-технолог машиностроения”. Успешно пройдя все теоретические и практические испытания, через 3 года и 10 месяцев молодые люди выйдут из техникума линейными руководителями – бригадирами и сменными мастерами. На днях наша группа станочников получит дипломы о начальном профессиональном образовании, и в марте молодые люди, кто не уходит служить в армию, приступят к работе. В подразделениях компании “Норильский никель” парней уже ждут. |
0 | Твитнуть |