Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Твоя жизнь в твоих руках
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
26 февраля 2015 года, 14:33
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
В редакции газеты прошла прямая линия с заместителем директора Заполярного филиала по промышленной безопасности и охране труда Сергеем ГРАДЮШКО. Тема – “Проблемы безопасности труда на производстве”.
В начале нашего разговора Сергей Градюшко напомнил, что главная цель каждого сотрудника отдела охраны труда и промбезопасности – заставить всех без исключения работников беречь свою жизнь.
– Задача сохранить жизнь и здоровье работников толкает нас на ужесточение требований и усиление контроля за соблюдением всех инструкций, – подчеркнул Сергей Градюшко. – К сожалению, статистика по травматизму за последние годы пока не позволяет действовать иначе. Учить людей соблюдать технику безопасности необходимо, и мы это будем делать, используя все имеющиеся у нас возможности.
– Что нового в сфере охраны труда и техники безопасности будет введено в 2015 году?
– В этом году мы намерены привести в надлежащий вид конвейерный транспорт – это один из опасных производственных факторов, который, к сожалению, из года в год становится причиной несчастных случаев. Прежде всего из-за неправильной эксплуатации, нарушений при проведении ремонтов, неправильного содержания, а также отсутствия ограждения вокруг вращающихся и движущихся механизмов. По нашей инициативе на уровне головного офиса компании были разработаны новые требования безопасности к системам ограждения, блокировок конвейерного транспорта, которые в ближайшее время начнут действовать в Заполярном филиале. Предварительно на предмет соответствия правилам проведем обследование всего конвейерного транспорта – это более 600 единиц оборудования. Разработаем детальные графики устранения выявленных несоответствий. Когда приведем весь этот транспорт в идеальное состояние, создадим на каждое рабочее место паспорт соответствия. В нем будет описано состояние механизмов и пошаговый процесс выполнения операций на этом агрегате, существующие риски и опасности, какие средства индивидуальной защиты, приемы и навыки необходимо применять во избежание несчастных случаев. Планируем эту большую работу закончить до конца года.
Мы разработали регламент работ с подрядными организациями и несколько изменили существующее положение по нарядо-допускной системе. Форму наряда-допуска сделали более прозрачной. Теперь понятно, кто, где и какие работы выполняет, в каком составе, какая квалификация у работников и так далее. В первом полугодии 2015 года этот новый корпоративный стандарт, согласованный с Ростехнадзором, будет внедрен на всех переделах ЗФ.
Продолжим внедрять корпоративный стандарт “Изоляция источников энергии”. Пилотной площадкой стала Норильская обогатительная фабрика. Стандарт предполагает не только обследование оборудования, но и обучение специалистов работе на нем – например, как правильно подбирать и устанавливать блокиаторы. Предполагаем обучить более 200 специалистов со всего Заполярного филиала.
– Сергей Борисович, один из наших читателей написал в газету, что требования по технике безопасности очень жесткие и порой даже жестокие. А вы говорите, что они будут еще ужесточаться…
– Требования не жестокие, а необходимые, на чаше весов жизнь и здоровье людей. К тому же все они обусловлены федеральными нормами и правилами. Внимание к соблюдению норм и правил по охране труда постоянно растет. На мой взгляд, с работниками, которые сознательно нарушают нормы охраны труда, необходимо безжалостно расставаться.
 
За металл не нужно погибать
– Один из наших читателей уверен, что в 99 процентах несчастных случаев виноваты сами пострадавшие. Однако при этом “паровозом” признают виновными мастера, начальника участка, главного инженера. Но зачем объяснять, что в ковше или на крыше ездить нельзя, если это и так понятно, задается вопросом читатель. За элементарные ошибки и собственную неосторожность люди сами должны отвечать. Вы согласны с таким утверждением?

– Не согласен, более половины несчастных случаев на производстве произошли из-за не-
удовлетворительной организации производства работ инженерно-техническим персоналом. Для людей не создали безопасных условий труда. У нас нет цели наказать всех по вертикали, главная наша задача, повторюсь, сохранение жизни людей. И мера наказания к виновным лицам принимается на основании материалов расследования. Руководитель обязан создать для работников безопасные условия труда.
– Многие считают, что если строго соблюдать все правила ТБ, то производство встанет, что отделы охраны труда стали основным тормозом развития производства из-за большого количества инструкций.
– Никому – ни директору, ни заместителю директора по производству, ни мне – никому из нас не нужен металл, добытый ценой человеческих жизней. Поэтому производство, организованное без соблюдения мер безопасности, будет останавливаться. Лучше не выполнить производственную программу, чем потерять человека. План можно наверстать, а погибшего не оживить.
– Для чего с февраля решено завести на всех работников карточки выдачи мыла, крема защитного, крема восстанавливающего, пасты очищающей?
– На самом деле это заведено гораздо раньше. Еще в мою бытность мастером на медном заводе, в начале 2000-х годов, а то и раньше, такие нормы существовали.
– По статистике, чаще всего технику безопасности нарушают либо новички со стажем работы менее трех лет, либо те, кто отработал лет 10–15. Для новичков ввели красные каски. Насколько оправдал себя этот проект, помог ли уменьшить уровень травматизма среди молодых работников?
– На самом деле травматизм среди вновь пришедших – серьезная проблема. Поэтому красные каски и должны привлекать повышенное внимание к этой категории работников и инженерно-технического персонала, и более опытных специалистов. Проект оправдал себя и будет, конечно, продолжен. Если за 2013 год среди этой категории было травмировано 17 человек, то в прошлом – 7.
Со всеми работниками, стаж которых не превышает трех лет, проводится адаптационный курс, где им рассказывают основные причины травмирования и последствия этого. Обучаем новичков не только выявлять риски на своих рабочих местах, но и как правильно их избегать.
 
Охрана труда должна быть разумной
– Один из наших читателей спрашивает: “Зачем четыре раза в неделю проводить поведенческий аудит ремонтникам оргтехники и приборов, если они работают, как бухгалтеры, в офисных условиях, и из СИЗов им полагаются халат и тапочки (которых, кстати, часто нет)? Никаких опасных факторов не присутствует, вернее, их столько, сколько в городской квартире”.

– Поведенческий аудит безопасности в подразделениях Заполярного филиала проводится на основании стандарта, утвержденного генеральным директором компании. Это профилактическая мера, которая применяется во всех ведущих мировых компаниях. На начальном этапе обучение проводилось специалистами фирмы “Дюпон”. Далее все руководители и специалисты, участвующие в аудите, прошли обучение методике поведения по каскадной схеме. Эту процедуру мы начали в июне прошлого года, она для нас достаточно новая, поэтому пока, возможно, где-то и воспринимается настороженно. Но хочу отметить: цель аудита – не наказание работника, а профилактика дальнейших нарушений. Работник должен сам ответить, что он делал неправильно, проанализировать причины этого и скорректировать свое дальнейшее поведение.
Не секрет, что подчас нарушение ТБ – вынужденное, просто оттого, что ответственные лица не снабдили работника подходящими средствами индивидуальной защиты или, допустим, его рабочее место недостаточно освещено. Цель аудита – выявить такие ситуации. Подчеркну: по результатам поведенческого аудита безопасности работника запрещено наказывать. Наказание следует лишь в случае грубого нарушения техники безопасности, но здесь действует другая методика.
– А вот, можно сказать, крик души: “Все скрывается. Оформляется после смены как бытовая травма. Поработайте сначала рабочим, потом поймете, что требуется только одно – не мешать работать”.
– Я работал и плавильщиком 4-го разряда, и мастером, поэтому знаю все нюансы производства изнутри. В случае возникновения конфликтных ситуаций или непонимания со стороны руководителей мы просим обращаться в управление промышленной безопасности и охраны труда по анонимному телефону доверия 25-11-11. Гарантирую, ни один случай не останется без внимания, я лично буду разбираться. И поверьте, к виновным будут приняты жесткие меры – для нас превыше всего безопасность каждого работника, не устану повторять. С начала этого года состоялись уже три проверки по факту сокрытия легких несчастных случаев, проведено служебное расследование, виновные, в том числе и в сокрытии, понесли наказание.
Еще раз отмечу: скрывая нарушение, вы тем самым создаете предпосылки для его повторения. Рано или поздно это может обернуться гораздо более серьезными последствиями.
– “Работяг совсем замучили со своими ремешками и очками, они очень неудобные для использования, от очков глаза болят”, – жалуется еще один читатель.
– Возможно, ремешки – это неудобно, но только за последнее время как минимум в двух случаях применение ремешков спасло жизнь людям. Не будь их – каска слетела бы с головы работника и последствия были бы гораздо тяжелее.
Что касается защитных очков, то статистика говорит однозначно: неприменение данных средств индивидуальной защиты в 95 процентах случаев при травмировании приводит к тяжелым последствиям, вплоть до потери зрения. В Заполярном филиале применяется 25 моделей очков, в том числе 12 моделей открытого типа. В случае если вам очки не подходят, всегда можно подобрать более подходящие. Для этого нужно обратиться либо к своему руководителю, либо к инспектору по охране труда своего подразделения, либо на телефон доверия.
– Читатель “ЗВ” Валентин Иванов спрашивает: “Постоянно слышим информацию об усилении работы в области промышленной безопасности. Между тем число специалистов отделов охраны труда только сокращается. Конкретный пример – почему такие огромные предприятия, как ПЕСХ и ЦАТК, не имеют своих отделов охраны труда? В ПЕСХ один специалист, в ЦАТК – два. Объединение отделов (сокращение) показало, что, кроме ущерба, настоящей работе это ничего не принесло. Специалисты отделов охраны труда просто не успевают посещать рабочие места. Вопрос неоднократно задавался на совещаниях всех уровней, но внятных объяснений так и не получено. Будет ли решаться эта проблема?”
– Отделы охраны труда предприятия “Единое складское хозяйство” и ЦАТК в результате оптимизации вошли в отделы транспортных и централизованных подразделений управления промышленной безопасности. Хотелось бы акцентировать внимание, что организация контрольно-профилактической работы возлагается в первую очередь на руководителей подразделений. А специалисты по охране труда – их непосредственные помощники по организации данной работы. Охрана труда – это не застывшая форма, не формальность для галочки. В соблюдении техники безопасности на производстве должен быть заинтересован каждый.
– Один из наших читателей уверен, что снизить до нуля количество несчастных случаев нереально. Опасное производство, в котором задействовано 80 тысяч работников, не может не иметь несчастных случаев. А вы как думаете?
– Что значит снизить до нуля нереально, а на сколько реально? В 2013 году общее количество несчастных случаев в Заполярном филиале было минимальным за всю историю. В прошедшем году мы обновили этот рекорд, причем как по количеству, так и по коэффициенту частоты, учитывающей количество работников. Я уверен, что работу по охране труда надо продолжать. И продолжать не только специалистам УОТиТБ, но и всем работникам компании.
В соблюдении техники безопасности на производстве должен быть заинтересован каждый
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск