Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Изобретать может каждый
Arctic Wave
27 сентября 2016 года, 12:28
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
Фестиваль научных открытий Arctic Wave в Музее НПР начался с викторины. Впрочем, возможность оценить космическую составляющую проекта посетители получили еще на подходе к основным площадкам.
Недалеко от входа в музей разместилась экспозиция фотографий научного журналиста, главного редактора журнала «За науку» Алексея Паевского. «Послужной список» представляет его главным образом как пишущего журналиста. Химик-органик по образованию, здесь он автор научно-популярных статей и заметок в таких изданиях, как «Вокруг света», Discovery, «Наука и жизнь» и многих других. Можно предположить, что практика научной журналистики и интересные проекты привели нашего гостя к необходимости взять в руки фотоаппарат.
Представленные снимки не только демонстрировали красоту звездного неба, закатов и восходов, что тоже, несомненно, имеет космическую природу. Они показывали разные обсерватории на Земле, ведущие наблюдения за небесными процессами, изучающие их закономерности. Причем виды обсерваторий и телескопов сделаны с разных ракурсов, в разной обстановке и в разное время суток. Это способно привлечь внимание даже самого неискушенного зрителя хотя бы потому, что обсерватории и телескопы располагаются в довольно непривычных местах планеты Земля. Фотовыставка Паевского так и называется – «Страна пустынь и телескопов».
Пять секунд до Земли
Интеллектуальная игра марафона «АрктикPro» началась в одном из центральных экспозиционных залов норильского музея, в месте конференций и научных встреч, среди краеведческих экспозиций. Не зря возрастная категория участников фестиваля начиналась с шести лет – самыми активными участниками проекта стали школьники. По признанию многих, входя в эти стены, они невольно терялись – то ли им заниматься научно-техническими сторонами современности, то ли разглядывать экспонаты музея, рассказывающие об истории освоения промышленного района и становлении города. Стремление к неизведанному преобладало, и в итоге участники викторины с головой окунулись в предлагаемые на этой площадке области исследования.
Вопросы и задачи, предлагаемые для решения ребятам, требовали определенных знаний школьной программы по физики. Ну и немного собственного кругозора и заинтересованности. Участникам викторины пришлось с первых минут мыслить по-научному – примерно так, как когда-то начинали античные прародители многих современных наук. Даже команды в этом сегменте Arctic Wave были названы специальными терминами – «Альфа», «Бета», «Гамма», «Омега». И хотя среди школьников были попытки стушеваться перед таким серьезным началом, задания оказались не так уж сложны.
Например, собрать из полученных на входе билетов конструкцию, способную в роли некой подставки удержать смартфон. При выполнении задания допускалось использование подручных средств из простой бумаги, но только чтобы придуманное приспособление могло выдержать вес мобильного телефона. В качестве проверочного эталона выступал смартфон ведущего викторины. Задачка, по словам организаторов, не только на сообразительность, но и на знание элементарных законов. На все про все у юных изобретателей было не больше полутора минут.
Следующей, более сложной задачей для ребят стало техническое задание – соорудить из той же бумаги конструкцию, которая сможет приземлиться на землю с высоты вытянутой руки взрослого человека не ранее чем через пять секунд.
Пять секунд до приземления бумажный «летательный аппарат» должен провести в воздухе, вращаясь или двигаясь по сложной траектории. Первые опыты укладывались не более чем в полторы секунды. Так что конструкторам приспособлений требовалось придать своим бумажным аппаратам некие сложные формы, чтобы они витали в воздухе дольше.
Вкус корабельного ветра…
Тем временем на соседней площадке любой желающий мог выступить в роли конструктора и соорудить из подручных материалов плавающее средство. Для этого были предоставлены компоненты из пенопласта, дерева и пластмассы, а также электропроводка, скотч и компактные источники энергии в виде элементов питания и место для испытаний – вода в небольшом надувном бассейне.
Участники этого проекта сооружали свои корабли под руководством эксперта. Предполагалось использовать небольшой электромотор, батарейки, материал для корпуса судна. В числе вспомогательных предметов конструкторам предлагались даже украшательские  материалы для флагов, вант и швартовочных концов, однако на практике оказалось, что не все готовы поставить корабль на воду так, чтобы он не просто не утонул, но и мог двигаться. Тут уж не до украшений.
В этом случае требовалось определить центр тяжести судна, соблюсти равномерность распределения механизмов и приспособлений по корпусу, полярность присоединения электропитания и даже изгиб пропеллера на моторе, чтобы он гнал воздух и само судно в нужном направлении, а не хватал воду.
…и патентованных добавок
Неподалеку от кораблестроителей помочь поддержать силы и внутреннюю энергию предлагали научные сотрудники Института сельского хозяйства Крайнего Севера и исследования Арктики. Заведующие лабораториями и кандидаты сельскохозяйственных наук предлагали отведать добавки, приправы, намазать на хлеб повидла и попробовать прочие блюда, сделанные на основе их исследований арктической флоры и фауны. По словам заведующей лабораторией биотехнологии кандидата технических наук Галины Тюпкиной, все, что гости и участники фестиваля пробуют у институтского стола, продукты не только исключительно чистые экологически, но и полезные. А главное – официально запатентованные.
И если Галина Ивановна, потчуя посетителей своими высокотехнологичными продуктами, убеждала их в полезности последних, то ее коллега – заместитель директора института по науке доктор сельскохозяйственных наук Андрей Кайзер – преуспел в популяризации технологий. Он приводил настоящие научные выкладки из области приготовления и применения некоторых продуктов и собрал вокруг себя немало поклонников науки, с воодушевлением жующих эти самые продукты.
Элементарно, Голдберг!
Конкурс машин Руба Голдберга на фестивале научных открытий Arctic Wave заслуживает особого внимания. Для тех, кто еще не слышал данного сочетания имени и предметов, – это устройство, которое выполняет очень простое действие чрезвычайно сложным образом – как правило, посредством длинной последовательности взаимодействий. Во всем мире машины Руба Голдберга стали в некотором роде олицетворением бессмысленности затраченных усилий в достижении элементарного результата.
Например, чтобы зажечь лампочку или налить в стакан воду, шарик проходит сложную цепочку механизмов и конструкций. Они взаимодействуют друг с другом по принципу домино, и шарик, достигая конечной точки своего путешествия по лоткам, патрубкам и каналам, в финале или толкает выключатель лампочки, или опрокидывает воду в стакан.
Но для популяризаторов отдельных направлений прикладных наук, педагогов и просто людей с техническим складом ума эти машины являют собой бесценный полигон для практического применения собственных идей, испытания гибкости ума и поиска технических решений. Поскольку то, что называют машинами Руба Голдберга, на самом деле является комплексом отдельных механизмов, последовательно соединенных друг с другом, каждый из которых не только функционирует самостоятельно, но и способен подвергаться усовершенствованию, переделке и даже изменению основного принципа действия. В рамках фестиваля в норильском музее такая машина была использована как раз для этого.
Это выглядело так: около десятка столов, составленных друг за другом. Один стол – один элемент, одна площадка для технического решения участниками задачи передачи шарика от старта к финишу, где он по задумке должен лопнуть.
Юным норильским изобретателям был предоставлен самый разнообразный реквизит – столы ломились от шариков, палочек, тряпочек, веревочек, игрушек, канцелярских принадлежностей и многого другого. Все это могли использовать в своем конструировании создатели норильской машины Голдберга под руководством опытных  инструкторов, которые скромно представлялись «создателями несерьезных машин». Под вполне шутливым назначением своей машины – даже с использованием мышеловок, флажков, труб сифонов и воронок для жидкостей – они подразумевали вполне реальную цель: демонстрацию действия кинетической энергии.
С раннего утра до вечера суббота в норильском музее была наполнена заботами и устремлениями пытливых умов. Приглядевшись, можно было увидеть, как в стремлении к техническому совершенству место у стола с инструментами и деталями занимали дети и родители, а за спиной у них висели ватманы с не сразу замеченными упоминаниями о хрестоматийной дисциплине «ТРИЗ» – «Теории решения изобретательских задач».
0

Читайте также в этом номере:

Небо и земля (Лариса ФЕДИШИНА)
Все по уму (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ремонт по графику (Марина БУШУЕВА)
Новый и прочный (Анна ФИНН)
Отмечены за мастерство (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Почти как дети (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Химия на кухне и в школе (Марина БУШУЕВА)
Поднять папу с дивана (Валентина ВАЧАЕВА)
Северный потенциал (Лариса ФЕДИШИНА)
Голос в тундре (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Летать и легко, и приятно (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Деньги есть, нужны идеи (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Поколение достойных (Екатерина БАРКОВА)
Территория игры (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Есть памятник в Кайеркане! (Лариса ФЕДИШИНА)
Заметки извозчика (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск