Слушать, смотреть, думать
ОБОГАТИТЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
22 сентября 2016 года, 14:48
|
В Норильске, как показала прошедшая летом в клубе-лектории “Обогатительная фабрика” лекция профессора, доктора исторических наук Юлии Кантор “Блокада Ленинграда 75 лет спустя – кто не забыт и что не забыто?”, интерес к теме Великой Отечественной войны неподдельно высок. Идея вспоминать о событиях тех лет не только парадом 9 Мая, но без лишнего пафоса показывать подлинную, без ретуши, историю войны 1941–1945 годов вылилась в большой межмузейный проект: фото- и мультимедийную выставки и публичную лекцию.
75 лет назад началась вражеская блокада Ленинграда. Стихи Ольги Берггольц, дневник Тани Савичевой, Ленинградская симфония Шостаковича, Пискаревское кладбище, Пулковские высоты, 900 дней и ночей, миллион загубленных жизней... Этими фактами-символами, пожалуй, и исчерпываются сегодняшние “общеупотребительные” представления о беспрецедентном, бесчеловечном явлении, вошедшем в мировую историю как блокада Ленинграда. С течением времени героизм обреченных на подвиг ленинградцев становится некой абстракцией, обязательной для упоминания лишь “по торжественным дням”, а значит, чреватой исчезновением из национальной памяти. Правда о блокадной повседневности, о ситуации в городе сохранена в документах тех лет: в дневниках горожан – взрослых и детей, в их письмах и воспоминаниях. Еще ближе к теме Автором идеи и куратором “трехчастного” межмузейного проекта выступила профессор кафедры всеобщей истории РГПУ им. Герцена Юлия Кантор. Она много выступает, но отношение норильчан к теме блокады Ленинграда на июньской лекции в клубе-лектории “Обогатительная фабрика” ее искренне тронуло. И вот теперь – более детальное глубокое погружение в сложную тему в истории нашей страны. Юлия Кантор прочтет публичную лекцию “Блокада Ленинграда в документах личного характера (дневниках и письмах)”. Дневники “реконструируют” жизнь города и горожан, оказавшихся в кольце: день за днем, час за часом. Потому что день и час для каждого ленинградца могли быть последними и при всей трагической похожести не были одинаковыми. Это видно лишь с “близкого расстояния” – при анализе дневников, опубликованных в последние годы. Они ранее лежали в спецхранах архивов и музеев – их приносили туда ленинградцы, надеясь, что для “правдивого слова о Ленинграде придет время”. Дневники – проявление поразительной духовной силы: люди писали, фиксировали повседневность “смертного времени”. Значит, были уверены, что их свидетельства прочтут потомки, значит, верили в Победу. В дневниках ленинградцев и их письмах на “Большую землю” предстает “красавец город, беспомощный против обстрелов и налетов, искалеченный и израненный, но и руинами очерчивающий свои границы, которые никто не смог переступить. И люди – опухшие, шатающиеся, выискивающие крошки хлеба, мучимые голодом и холодом, разучившиеся плакать – но оставшиеся людьми”. Обычно на лекции “Обогатительной фабрики” требуется регистрироваться заранее. В этот раз желающих послушать лекцию оказалось столько, что организаторы приняли решение отменить регистрацию и постараться вместить всех заинтересованных горожан. Лекция Юлии Кантор состоится 24 сентября. Начало в 15.00. Запрещенные кадры Одновременно с лекцией в музее Норильска открывается выставочный проект “Блокада в фотографиях”. Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда (Санкт-Петербург) представил для экспонирования в нашем городе 24 черно-белые фотографии Ленинграда (1941–1944 гг.) из частной коллекции М.Ю. Карисалова. Все изображения сопровождаются выдержками из дневников и воспоминаний ленинградцев. Отличительная особенность этих фоторабот – неофициальная фотосъемка профессиональных фотографов, запрещенная или выходящая за рамки предписаний: в осажденном Ленинграде внимание должно было уделяться “жизни города-фронта”, стойкости и мужеству его защитников и жителей. Любительская фотосъемка на улицах города без особого разрешения была запрещена, и потому почти не осталось фотографий, сделанных самими жителями города. На выставке же как раз показаны фотографии, на которых запечатлена жизнь гражданского населения. Многие из них не могли быть показаны в военное время, поскольку в целях пропаганды считалось необходимым “приглушить подлинные масштабы трагедии”. Сегодня фотографии 1941–1944 годов вместе с письменными источниками – дневниками и воспоминаниями жителей Ленинграда – остаются важнейшими свидетельствами трагедии. Так же как и оцифрованные копии рисунков ленинградских детей 1941–1944 годов. Норильчане увидят мультимедийную выставку, которую создали в Государственном музее истории Петербурга на базе хранящейся там “детской” коллекции. Изобразительный ряд сопровождается историческим и биографическим комментариями, раскрывающими трагический контекст времени, в котором жили и занимались творчеством блокадные дети. В рамках выставочного проекта будет также организована зона для самостоятельного изучения новейших изданий по истории блокады Ленинграда, которые после окончания выставки будут переданы в дар Публичной библиотеке Норильска. |
0 | Твитнуть |