Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Заметки извозчика
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
22 сентября 2016 года, 14:56
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
Работа в такси давно стала универсальным способом честно заработать. Таким образом, навыки вождения для многих порой становятся спасательным кругом в сложных жизненных ситуациях.
В одной из норильских фирм такси, назовем ее просто N, суровому на первый взгляд администратору от меня достаточно копии водительского удостоверения, паспорта и справки из Госавтоинспекции об отсутствии задолженности по штрафам. Со мной заключили срочный договор, согласно которому я получил в аренду автомобиль с радиостанцией. За получение этой техники необходимо расписаться перед сменой, внести сумму от полутора до двух с небольшим тысяч в зависимости от марки машины. После этого можно отправляться зарабатывать деньги на 12 часов – такова продолжительность смены. Да, еще нужно получить визу в путевом листе врача-нарколога и механика.
В некоторых других фирмах такси кроме арендной платы за автомобиль могут потребовать трудовую книжку и аванс – в качестве своего рода страховки или отдельной оплаты средств связи. Выложить эту сумму сразу способен не каждый, поэтому возможность обойтись относительно небольшой арендной платой привлекает в фирму N немало нуждающихся в деньгах, в меру честных и неленивых мужиков.
В какой-то момент может сложиться впечатление, что фирма для того и создана, чтобы сдавать автомобили в аренду: строгой отчетности о проделанной работе и процентов с выручки тут никто не требует. Более того, никто особо не интересовался, где я вообще нахожусь 12 часов вместе с машиной. Главное – заплатил за аренду. Но в такси приходят заработать, поэтому использовать машину не по назначению никто не стремится. Первая половина смены, как правило, посвящена тому, чтобы “отбить” аренду и бензин.  Все, что сверху, – твое. Острая необходимость в деньгах, случается, сажает людей за руль на все выходные – с утра субботы до вечера воскресенья. Это нелегко, но при нужде возможно.
Время – деньги
Схема извоза проста. Если ты слышишь по рации заявку и находишься рядом, то берешь ее с расчетом прибыть на место за минимальное время. Отзываешься на первый вызов в эфире – значит, способен и должен прибыть по адресу за одну минуту или раньше. Второй вызов – 1–2 минуты, третий – 3–4. Взять заказ после первого вызова, а приехать через 2–3 минуты означает или везти пассажира бесплатно, или заработать штраф. Фирма N тем и привлекает пассажиров, что могут предоставить машину через минуту. Клиенты порой сами извиняются за то, что водителю пришлось их ждать, потому что мало кто привык к такой оперативности.
Как только пассажир доставляется к месту назначения, машина, как правило, глушится и остается тут же в ожидании следующей заявки. Адреса на другом конце города чаще всего предпочитают не брать, чтобы “не крутиться” лишний раз и не жечь топливо. Это тоже вопрос экономии – горючего, денег и времени. Такой расклад особенно заметен в праздники, когда для автомобильного движения закрывается Ленинский проспект. Вместе с увеличивающейся стоимостью проезда по городу ограничивается мобильность такси, ожидающих заявки на одной стороне проспекта, и увеличивается время доставки пассажиров на другую, когда приходится объезжать вокруг перекрытую центральную улицу.
Некоторые водители переезжают поближе к оживленным местам или туда, куда такси вызывают чаще всего, например, к гостинице, ресторану или ночному клубу. Тут даже выстраиваются очереди из такси.
Тайные тропы знать надо
Новичку не так просто сразу научиться выполнять заказы точно и в срок. Потому что для этого, как это ни парадоксально, недостаточно просто знать город. Надо знать его особенности, короткие пути и “тайные тропы”, благодаря которым можно, например, объехать сразу несколько светофоров, попасть с одной улицы сразу на другую. А при детальном рассмотрении нашего городского пространства появляются порой сомнения в адекватности тех, кто его проектировал, и тех, кто в нем живет.
Горожане вызывают такси, называя  улицу, номер дома и подъезд. Не всегда уточняя номер корпуса, которых под одним номером бывает несколько, и стоят они почему-то в произвольном порядке, объединяя таким образом до 18 подъездов. Человеку за рулем непросто иногда найти конкретный номер дома на конкретной улице.  К примеру, диспетчер передает  вызов на Ленинградскую, 3, 17-й подъезд. Но указанный адрес – это группа жилых зданий, только в прошлогодней редакции городского справочника ставших корпусами одного дома, а подъезды пронумеровали не сразу. Поневоле станешь подозревать себя в картографическом кретинизме. Приходилось ориентироваться по картонке на веревочке с надписью, сделанной фломастером: “17-й подъезд здесь!”.
Не так давно управляющая компания все же пронумеровала каждый подъезд и даже снабдила таблички QR-кодом для позиционирования, который можно прочитать в специальной программе смартфона.
Еще веселее, когда подъезды дома начинают нумерацию в одном дворе, а заканчивают в другом. При этом их отсчет идет с разных сторон: если в традиционном европейском исчислении все пишется, читается и отсчитывается слева направо, то в нашем городе кое-где почему-то по-арабски – справа налево, да еще с завершением в соседнем околотке.
Вот как объяснить разделение подъездов на Талнахской, 70, где к первому можно подъехать только с улицы Талнахской, а ко второму и третьему – исключительно с улицы Лауреатов? При этом, чтобы переехать от первого подъезда к другим, нужно отправиться туда через улицы Талнахскую, Михайличенко, Лауреатов от перекрестка с Хантайской. А все потому, что когда-то в целях сохранности постояльцев ведомственной гостиницы по соседству кто-то отгородил перилами первый подъезд от остальных. Люди помоложе могут и перемахнуть через эти перила, но пожилые горожане – нет.
Чтобы вникнуть во все тонкости этого ландшафтного дизайна по-норильски, требуется время. Не зря администраторы фирмы такси советуют новичкам для начала поработать в ночную смену, когда поменьше заказов, народу и машин на улицах.
Шеф, два счетчика!
Работа на арендованных машинах, как правило, носит обязательный характер и не предоставляет для их водителей альтернатив. Куда скажут, туда и поедут. В любое время суток. Но такой сервис может обернуться хорошими чаевыми. Ну не мог не отблагодарить  финансист двойным тарифом таксиста, когда тот забрал его с предприятия в четыре утра после того, как он тщетно пытался вызвать машину в других фирмах, чтобы после срочно-обморочной подготовки документов попасть домой в Оганер, а утром улетать в отпуск!
Вопрос чаевых для таксистов далеко не праздный, хотя о нем, как и вообще о деньгах, стараются не распространяться. Чаевые тоже еще нужно уметь заработать, при этом не обязательно выскакивать и, кланяясь, открывать пассажиру двери. Иной раз достаточно просто выслушать человека и поддержать с ним разговор.
Так, слегка поддатый работяга способен с трех ночи до утра оплачивать каждый час, чтобы попить в машине пива и побеседовать о космосе, черных дырах и отсутствии на рабочем месте кулеров с питьевой водой. Тройная оплата поездки из Талнаха в Норильск может случиться, например, если всю дорогу обсуждать с бывшим офицером внутренних войск нравы уголовников и способы им противодействовать. А потом еще показать и рассказать ему, где и как купить приличный алкоголь. Помощь в доставке на пятый этаж нетранспортабельного после пикника на турбазе мужа тоже заслуживает благодарности со стороны его супруги.
Еще один немаловажный источник дохода для всякого порядочного таксиста, прочно подвизающегося на этом деле, – собственная клиентура. Это когда ты уже хорошо знаком со своими пассажирами, а они доверяют тебе. Если именно с тобой хотят ездить приглашенные специалисты с материка, то c их стороны можно рассчитывать не только на регулярные встречи и доставку в аэропорт, но и на почасовую работу по городу и на премиальные за информированность и коммуникабельность.
В классике мирового кинематографа телохранитель Кевина Костнера говорит водителю лимузина: “Во всех заварушках первую пулю всегда получает самонадеянный и всегда все знающий чернокожий водитель”. Перефразируя героя, можно смело утверждать, что всезнающий водитель такси по нынешним временам – удача для пассажира. От него можно получить массу полезной информации, которая сэкономит время и силы и за которую многие готовы заплатить.
Из рук в руки
Желания взять в фирме такси машину, чтобы покататься, не возникает еще и потому, что все они – рабочие лошадки, которых гоняют круглые сутки без перерыва. Они постоянно переходят из рук в руки и, чего греха таить, не отличаются идеальным состоянием. И все же у каждого автомобиля есть свой выходной, когда его ставят в гараж на техобслуживание. Кстати, в этот день механики его еще и моют в обязательном порядке.
Непросто троим штатным механикам уследить за доброй дюжиной машин, ведь каждая требует индивидуального подхода. Для многих автомобиль – почти одушевленное создание. Никогда не видели, как водители с ним разговаривают?  Вы просто невнимательны. Поэтому, когда приходится то там, то тут ездить без сигнала, без ручек стеклоподъемников, с хрустящими на поворотах приводами или еще какой напастью, у особо трепетных водителей это вызывает настоящее нервное потрясение. По моим наблюдениям, особо страдают от такого отношения к технике те, кто приходит сюда с крупных транспортных предприятий, где техобслуживание проводится на высоком профессиональном уровне. Правда, при поломке ремонт проводится вне очереди.
Впрочем, в каждой фирме есть свой водительский костяк – те, кто работает давно и постоянно. Их не так много, и они  стараются “застолбить” арендный автомобиль за собой: работают только на нем, присутствуют при ремонтах и даже принимают в них непосредственное участие. Кое-кто оплачивает полные сутки аренды, даже если работает только 12 часов – чтобы в машину не сажали посторонних.
Эти “ветераны производства” знают по голосам “барышень”-диспетчеров. Кстати, за лишние разговоры по радиосвязи или нерасторопность в работе можно заработать в свой адрес замечание или штраф. Как и  за опоздание на вызов без предупреждения, неаккуратную доставку пассажира или его жалобы, опоздание на смену, досрочную сдачу автомобиля без уважительной причины. И даже за то, что по неосторожности сел на микрофон радиостанции и тот своим зуммером заглушил эфир.
Может везти, а может не везти
Водители, в свою очередь, имеют право не везти пассажиров, если те грязные, пьяные, агрессивные, с пачкающим багажом или животными. Поэтому, прежде чем отдавать заказ, диспетчер спрашивает, согласен ли водитель везти собаку или кошку, пусть даже в переноске. От лохматого и слюнявого пса машину просто так не отчистить, а у других пассажиров на шерсть может быть аллергия. Мешок рыбы с Валька тоже не всякий согласится взять, потому что избавиться от этого запаха – проблема.
Грязных, выпивших и драчливых пассажиров, как правило, видно уже издалека. Опытные таксисты разворачиваются, не доезжая, и докладывают об отказе диспетчеру. Хотя кое-кого приходится и выдворять из машины, что называется, в принудительном порядке. Как, например, одного “чуть живого” при ближайшем рассмотрении гостя, который, захлебываясь пивом, пытался убедить водителя, что в его стране в священный праздник платить за извоз не полагается.  И лез в драку.
Конечно, многие идут за заработком в такси не от хорошей жизни. Кто-то судорожно зарабатывает деньги от одного посещения букмекерской конторы до другого, от первого исполнительного листа по алиментам до второго. Но все же в этой честной возможности подлатать бюджет все равны. И тот, кто честно отработал свою смену, возвращаясь домой, смотрит на загоревшие только до половины пальцы рук, потому что оставшиеся белыми фаланги были спрятаны от солнца с внутренней стороны руля, и думает: “Господи! Спасибо тебе, что я отработал и пережил этот день!”
0

Читайте также в этом номере:

Небо и земля (Лариса ФЕДИШИНА)
Все по уму (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ремонт по графику (Марина БУШУЕВА)
Новый и прочный (Анна ФИНН)
Отмечены за мастерство (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Почти как дети (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Изобретать может каждый (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Химия на кухне и в школе (Марина БУШУЕВА)
Поднять папу с дивана (Валентина ВАЧАЕВА)
Северный потенциал (Лариса ФЕДИШИНА)
Голос в тундре (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Летать и легко, и приятно (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Деньги есть, нужны идеи (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Поколение достойных (Екатерина БАРКОВА)
Территория игры (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Есть памятник в Кайеркане! (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск