Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Изобретатель “Надежды”
РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ
8 октября 2015 года, 16:07
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Мария ГРИГОРЬЕВА
За 35 лет работы этого человека на НМЗ его фамилия стала практически синонимом слову “рационализатор”. Количество его рацпредложений и изобретений превысило возраст ГМК “Норильский никель”, а общий экономический эффект от их внедрения исчисляется сотнями миллионов рублей. Речь об Александре ГОРЛОВЕ, старшем мастере плавильного участка №1 плавильного цеха №1 (ПЦ-1) Надеждинского металлургического завода.
Об Александре в “ЗВ” уже не раз выходили публикации. Но в юбилейный для компании год мы просто  не можем обойти его вниманием. Тем более что с годами его деятельность не стала менее активной. Пытался, конечно, уйти на пенсию, уехать на материк…  Как все. Но для него такая жизнь оказалась настоящим мучением. Не выдержал без своей “Надежды” и года, приехал обратно при первой же возможности.
– За восемь месяцев на материке чуть с ума не сошел. Вернулся с удовольствием. А здесь другие проблемы решать нужно, но без них уже не могу, без постоянного обдумывания: что сделать, как сделать. Это уже образ мыслей, – рассказывает Александр Анатольевич.
И ведь не сказать, что отношения с предприятием складывались всегда идеально.
Горлов окончил Ворошиловградский машиностроительный институт. Работал сначала в Дагестане, на заводе по производству термического оборудования, затем на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе. А в 1980-м году приехал в Норильск. И сразу попал в гущу производственных событий: на строительство НМЗ. Вот здесь и нашлось где разгуляться изобретательской жилке. Участвовал в освоении нового оборудования и технологии, отработке режимов технологических операций. Помнит он и запуск обеднительных печей, и выпуск первого штейна.  Однако пришлось уволиться, не сработался с начальником цеха. Говорит, разные были взгляды и на работу оборудования, и на ремонты.
Устроился в ПЦ-1, начальником цеха тогда был Юрий Александрович Филиппов, и тут уж талант и неуемный аналитический ум пришлись ко двору.
Облегчить труд людей
Александр вспоминает, что первое рацпредложение сделал в 1985 году. По изменению конструкции штейновых желобов. А в 1986-м было по гребенкам.
– Финны нам поставили печь, на которой  аптейк и реакционная шахта были с поверхностным охлаждением водой.  Это трубы с мелкими отверстиями, через которые вода попадала на кожухи и их охлаждала. А так как вода была не очень чистая, то отверстия забивались, даже наняли женщин, которые прочищали их, – объясняет старший мастер. – Я придумал переливные “корыта” с разрезами, поступающая в “корыта” вода переливалась через верх, и ничего больше не забивалось. Так и работали до тех пор, пока не поменяли на неохлаждаемые кожухи.
Это он, конечно, для неспециалистов такими простыми словами все объясняет. На самом же деле у всех рацпредложений такие названия, что сходу и не выговоришь. Но для Александра Анатольевича они все как родные.
Первые награды получил в 1987-м. На заводе был конкурс рацпредложений, Горлов представил два: по заливочной ложке и штейновым желобам. И занял два первых места.
Ну а потом были звания: “Почетный рационализатор НГМК”, “Почетный металлург”, в 2014 году – лучший рационализатор завода, не раз становился лучшим мастером комбината и компании.
Звания эти, конечно же, очень почетные, однако не они главная цель упорного многолетнего труда.
– Все рацпредложения стараюсь делать такими, чтобы у людей “руки до пола не росли”, чтобы облегчить их труд. Бывает, приходят, жалуются то на одно, то на другое… Сядешь, подумаешь, посмотришь – придет в голову решение. А люди потом благодарят, – объясняет специалист.
Самым значимым из своих изобретений называет работу по изменению конструкции штейновой втулки:
– Раньше финские специалисты изготавливали и присылали нам втулки. Они горели буквально через 10–20 выпусков. Я предложил изготовить втулку из медной плиты и высверлить в ней каналы, изменив ее конструкцию. Начальник цеха Алексей Давыдов поехал в Свердловск с чертежом, по которому там изготовили втулку, и в чемодане привез готовую деталь на завод. Мы ее установили, и она отстояла 1300 выпусков. В Свердловске сразу начали открывать заказы на поставку таких деталей, а у нас закончились аварии из-за втулок.  Сейчас эту идею используют и финские партнеры, продают изделия в Америку и другие страны.
Всего на счету Александра Горлова 79 рацпредложений и 2 изобретения, 15 из них сделаны уже после возвращения к работе. Практически все они касаются работы печей взвешенной плавки (ПВП).
На ПВП-2 было внедрено два из них: “Изменение конструкции стеновых панелей печи взвешенной плавки №2” и “Изменение конструкции верхней части примыкания аптейка к котлу-утилизатору печи взвешенной плавки №1”.
Остальные рацпредложения посвящены в основном ремонту ПВП-1. Ее монтаж и демонтаж как раз и контролирует Александр Горлов.
– Реконструкция началась 1 сентября. Объем работ довольно большой, печь, по сути, строится новая. Предстоит замена практически всех узлов агрегата. Например, меняется система загрузки концентрата и пыли, переходим на более прогрессивную технологию, – рассказывает рационализатор. – Перед началом работ были постоянные инспекции за границей, принимал оборудование, выдавал замечания. В проект пришлось внести немало изменений, в течение двух лет только для этой печи подготовили 18 рацпредложений. Все детали уже изготовлены с их учетом.
Без боязни ответственности
На сегодняшний день демонтаж печи закончен, разрушить ее пришлось практически до основания. Теперь идет созидательная часть работы. И не исключено, что она тоже потребует проявить изобретательность.
– По демонтажу все проще, ломать не строить. А теперь уже в ходе монтажа смотрим, нужны ли еще какие-то предложения. Хоть и оборудование, и металлоконструкции изготовлены за рубежом, не исключено что придется снова их дорабатывать. Ввязались в “бой”, и теперь главная задача – победить, – говорит Александр.
К слову, зарубежные партнеры на предложения по модернизации их продукции ничуть не обижаются. Александр говорит, что даже благодарят, понимают ценность этих идей, воплощают их в жизнь и внедряют технологию в производство.
Одно из недавних рацпредложений – по реконструкции трубы байпаса.
– При остановке печи она используется как отводящая труба. Но нас не устраивало расстояние от трубы до свода. Для того чтобы улучшить вытяжку отходящего газа из печи, я предложил регулируемую “юбку”, которая будет закрываться и открываться в зависимости от необходимости поддержания разрежения печи, стоящей на ремонте, – рассказывает Александр.
Были еще предложения и по демонтажу печи, и по ее футеровке. И все они уже показали свою ценность на практике. Так, способ параллельной футеровки ПВП-2 позволил сократить время работ на десять суток.
Конечно, не все рацпредложения разработаны им в одиночку, некоторые изобретения совершены коллективом. Да и любую идею он обсуждает с коллегами, прежде всего с начальником плавильного участка №1 Олегом Новиковым, сыном и молодыми специалистами участка.
– Сына я научил работать, поэтому в нем уверен. А Олег Валерьевич – хоть и молодой начальник участка, но опытный, и мы находим взаимопонимание. А убедить в своей правоте я могу. Все-таки 35 лет – большой опыт работы. Но если поступает конструктивная критика, готов прислушаться. Ведь идея – это концепция, а вот как ее реализовать – уже другой вопрос, – говорит старший мастер.
Его сын, Дмитрий  Горлов, работает сменным мастером в том же цеху. Александр рассказывает о нем по-мужски сдержанно, но все равно заметно, что сыном гордится:
– Старается. Знает, что папа рядом, не поюлишь, – шутит отец. –  Конечно, работать в одном цеху с родителем – это дополнительная ответственность. Он на предприятии на хорошем счету.
Говорит, конечно же, не обошлось без отцовских советов и наставлений. Горлов-старший уверен, что главное в работе – как человек к ней относится:
– Есть люди, которые  работают на предприятии многие годы, но так и не понимают, что делают. А есть те, кто все осмысливает, вникает в детали процесса. Правда, таких меньше.
Еще советует не суетиться, сначала думать, потом делать. И не бояться принимать решения:
– Боязнь ответственности за верно принятое тобой решение, является наихудшим злом для людей, поверивших тебе. Для меня это всегда было приоритетом. Я никогда не боялся отстаивать свою точку зрения, в которой уверен, брать на себя ответственность и доказывать свою правоту коллегам и руководству.
Учит этим простым, но важным истинам не только родного сына, но и молодежь, работающую вместе с ним. Говорят, у Александра наметан глаз на талантливых молодых людей. Сегодня среди коллег он выделяет Михаила Богданова, Вадима Бутова, Олега Новикова, Григория Таргонского. Быть может, они однажды подхватят рационализаторское дело Горлова. Ведь к работе-то он возвращался временно, на период ремонта и отладки работы печей, а ремонт ПВП-1 планируется закончить уже 15 ноября этого года. Хотя Александр признается, что, если предложат задержаться на предприятии, согласится. А значит, не исключено, что мы еще не раз напишем о его новых изобретениях.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск