Капитанская доля
Юбилеи
4 марта 2011 года, 14:09 Текст: Валерий ЛЫЛИН, г. Красноярск
|
Николай ЛУГОВОЙ в детстве не мечтал стать капитаном. Все получилось спонтанно. Приятель позвал: “Пойдем выучимся, тельняшки наденем – все девчонки наши!” И они пошли. В Красноярское речное училище. По словам Николая Алексеевича, он ни разу в жизни не пожалел о своем выборе.
Суда не плавают. Они ходят. Попробуйте при речнике сказать, что, мол, “теплоход поплыл”, – тут же пожалеете! И узнаете, что плавает-то… субстанция с не самым аппетитным названием. Николай Алексеевич ходит по Енисею с 1974 года. Из них 30 лет – капитаном на грузовом теплоходе “Краснодар” Енисейского речного пароходства. Кажется, за такой период можно научиться вести судно с закрытыми глазами. Но это заблуждение. – Одинаковых рейсов не бывает, – замечает Николай Алексеевич. – Всегда на опыт полагаться приходится. Даже самый, казалось бы, небольшой порог нужно грамотно обходить – все предугадать, просчитать. А случаи разные бывают. Вот иногда туманище опустится – приходится всю дорогу с приборами стоять, с локаторами и биноклем. Глаза устают, но ничего, привыкаешь. Зато когда погода хорошая, можно ненадолго расслабиться, природой полюбоваться. Красота вокруг такая, что дух захватывает! Голос у него мягкий, звучный, низкий. Добрые глаза лучатся теплым светом из-под кустистых бровей. Речнику неуютно на берегу. Глаза, привыкшие к красотам береговых ландшафтов, устают от серости. Легкие, избалованные чистым воздухом реки и лесов, с трудом привыкают к пыли и выхлопным газам автомобилей. Душе, сроднившейся с живописными просторами, тесно в душном лабиринте городских улиц. Но навигация завершается, и плавсостав разбредается по домам. Что делает речник в межсезонье? – С осени до весны спим, как медведи. В период навигации-то не особенно поспишь. Лес осенний очень люблю: грибочки, ягоды, на охоту сходить… Только не убиваю никого – жалко живность. Если патрон заряжу, то дома все равно вытащу, а ружье так, для вдохновения. С командой зимой теплоход ремонтируем, лето ждем, к рейсам готовимся. С семьей общаемся, ведь в плавание уходишь – от семьи оторван. Поначалу очень сложно: скучаешь, тоскуешь – хоть вой! Потом привыкаешь, и они привыкают. Если работу свою любишь, только тогда сюда идти можно. Ну и чтобы страха воды не было, не болеть от нее. Была тут у нас женщина, чуть качка началась – у нее паника. Ушла быстро. Сейчас в команде девять человек, две женщины. Все нормально. – Но ведь женщина на корабле – к беде, плохая примета. А речники, говорят, в приметы верят? – Нет, женщина на корабле – к лучшему, у нас, во всяком случае. Мы хоть не огрубеем совсем. Да и причешешься, побреешься лишний раз. Тактичнее быть стараешься. Вот про понедельники – правда. Никто в навигацию не выходит в понедельник – не к добру. Про огрубение никто и не говорит. Такое даже в голову не приходит, глядя в эти добрые глаза. Хоть и нелегка капитанская доля, сопряженная с грузом ответственности за судно, команду, а коль скоро работа приносит удовольствие и делается с любовью, такой доле можно только позавидовать. Семь футов под килем, капитан! Флот не подведет Енисейскому речному пароходству – 80 лет Водная артерия – река Енисей – основная магистраль, связывающая Заполярье с югом Красноярского края. Енисейское речное пароходство ведет свою летопись с февраля 1931 года. К тому моменту на территории России существовало лишь 15 пароходств. В 1935 году вышло постановление правительства и ЦК ВКП(б) о строительстве в районе реки Норильской горно-металлургического комбината. В июле того же года пароход “Спартак” доставил на Север первых строителей Норильска и комбината. Вслед за “Спартаком” в Дудинку прибыл караван барж с людьми, подвижным составом будущей узкоколейки, необходимым оборудованием, продовольствием и одеждой. Годом позже, в феврале 1936-го, принято решение о строительстве Подтесовского затона и механических мастерских на долевых началах Наркомвода СССР и Главного управления Северного морского пути. Подтесовская РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) флота очень скоро стала мощным судоремонтным предприятием на Енисее. Спустя несколько месяцев решением Наркомата речного транспорта Красноярский затон, основанный в 1909 году, стал называться Красноярский судоремонтный завод. В период с 1938-го по 1940 год на заводе построены первые пассажирские теплоходы “И.Сталин” и “С.Орджоникидзе” мощностью 800 л. с. и пассажировместимостью 600 человек. В годы Великой Отечественной войны Енисей был важнейшей транспортной артерией, по которой с юга на север шли сотни тысяч тонн оборудования, материалов и продовольствия для Норильского горно-металлургического комбината, продукция которого использовалась для укрепления обороноспособности страны. В 1945 году на судостроительной верфи в американском городе Сан-Луисе по ленд-лизу Советскому Союзу был передан караван судов. Суда предназначались для работы на реках Сибири и Дальнего Востока. В сентябре пароходы “Родина” и “Победа” прибыли на Енисей. В 1952-м построено здание речного вокзала Енисейского речного пароходства (автор проекта Л.Н.Голубев). За оригинальность архитектуры, красоту отделки и совершенные формы в 1958 году вокзал был отмечен серебряной медалью на международной выставке в Брюсселе. В 1954 году через Северный морской путь на Енисей доставлены из Европы первые трехпалубные современные пассажирские теплоходы “А.Матросов” и “В.Чкалов”. Чуть позже из Чехословакии прибыли девять пассажирских дизель-электроходов, которые приняли на себя основную нагрузку по перевозке пассажиров на Енисее. В 1958 году образована Ермолаевская ремонтно-эксплуатационная база Енисейского пароходства. В Ермолаево отстаивались и проходили техническое обслуживание самоходные и несамоходные суда. Год 1965-й. На Енисей прибыл морской лихтер “Лодьма” с рабочими колесами турбин для Красноярской ГЭС. Буксировку лихтера от Дудинки до Красноярска осуществлял теплоход “Красноярский рабочий”. В 1967 году перегоном на Енисей пришел первый толкач, построенный на Обудейском судостроительном заводе в Венгрии. К 1985 году енисейские воды бороздили уже свыше 30 судов венгерского производства. В 1975 году на базе двух пристаней, “Енисейск” и “Маклаково”, приказом Министерства речного флота образован Лесосибирский речной порт. Предприятие строилось в основном для нужд Норильского горно-металлургического комбината. 1992 год – на Енисей доставлен ледокол “Капитан Мецайк”, построенный в Финляндии. Главной задачей нового судна было обеспечение продления сроков навигации в осенний период и осуществление выводки судов в ледовых условиях. Год 2002-й. В рамках развития транспортной составляющей бизнеса ОАО “ГМК “Норильский никель” приобрело контрольный пакет акций ОАО “Енисейское речное пароходство”. Таким образом были закреплены партнерские отношения, сложившиеся еще со времен строительства горно-металлургического комбината. 2004 год – утверждена концепция развития Енисейского речного пароходства до 2015 года. Основными направлениями развития пароходства обозначены увеличение грузовой базы, модернизация имеющегося и активное строительство нового флота. В настоящее время на Красноярской судоверфи продолжается строительство морских контейнеров для сухогрузов ОАО “ГМК “Норильский никель”. Со стапелей верфи спущено четыре судна и заложено пятое. По программе обновления флота до 2015 года планируется построить 50 судов. 1 ноября 2010 года между ОАО “Красноярская судостроительная верфь” и ОАО “ГМК “Норильский никель” заключен договор о проектировании и строительстве самоходного танкера-бункеровщика, отвечающего всем современным требованиям экологической и транспорт-ной безопасности. Это первое судно подобного класса, которое будет построено в России. Ранее подобные суда выпускали только за рубежом. Ориентировочные сроки строительства танкера – два года. Кроме того, в июне 2010 года Красноярская судоверфь приступила к строительству нового вида продукции – морских контейнеров для “Норильского никеля” грузоподъемностью 30 тонн. Потребность ГМК “Норильский никель” в данных контейнерах составляет две тысячи штук. Строительство рассчитано на два года, в планах предприятия выпускать по 1000 контейнеров в год. Данный проект позволит компании “Норильский никель” полностью замкнуть цикл производства, упаковки и доставки своей продукции. Сегодня на Енисее и его притоках работают десятки компаний-судовладельцев, занимающихся грузоперевозками, однако львиная доля грузооборота приходится на крупнейшую в Сибири группу компаний “Енисейское речное пароходство”. Ежегодно предприятие перевозит более трех миллионов тысяч тонн грузов. Как отмечает генеральный директор Александр Иванов: “Енисейское речное пароходство имеет в своем распоряжении такой флот, который при любых обстоятельствах, даже при самой неблагоприятной гидрологической обстановке обеспечит доставку в самые отдаленные пункты любого груза точно по назначению и точно в срок”. |
0 | Твитнуть |