Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Пленительные звуки бузуки
Увлечения
4 марта 2011 года, 14:10
Текст: Юлия КОСТИКОВА
Недавно в Норильске прошла творческая встреча участников местной общественной организации поддержки греческой культуры с музыкальным коллективом колледжа искусств. Одним из главных поводов мероприятия стали народные музыкальные инструменты, которые привезли из Греции специально для норильчан.
Греческое общество Норильска всегда славилось творческим подходом и особой тягой к изучению культуры далекой страны. Возможность проникнуться греческим фольклором в живом звучании появилась благодаря сразу трем музыкальным инструментам: бузуки, понтийской лире и бубну (тамбурину).
– Они появились у нас в прошлом году, – рассказала председатель норильского греческого общества Елена Богаченко. – Именно тогда на празднике в честь Дня независимости Греции преподаватель Норильского колледжа искусств Сергей Федоров со своим ансамблем исполнял для гостей греческие народные композиции на бузуки и других музыкальных инструментах. Играл произведения знаменитого композитора Микаса Теодоракиса. Традиция продолжается, и вот мы снова собрались, чтобы услышать эту игру, поговорить об особенностях музыкальной культуры.
Сергей Федоров, в свою очередь, отмечает значимость такого общения и его пользу как для представителей греческого общества, так и для обычных норильчан.
– У нас с ними тесная культурная связь, – говорит преподаватель колледжа искусств. – Это связано и с общей верой (православием), и с культурой, в том числе музыкальной. Они во многом соприкасаются. Я со своими студентами играю на народных инструментах – домрах, балалайках, изучаем игру на гитаре. У греков таким распространенным инструментом считается бузуки. У всех этих инструментов единое происхождение от лютни – такого всемирного “прародителя”. Его разновидности есть в Европе, Азии, Китае, Африке и Латинской Америке, но под разными названиями. На бузуки струны сдвоены, как на мандолине. Звук получается космический, рассыпчатый. Он очень нравится людям.
– Какую программу вы представили на встрече с участниками общественной организации поддержки греческой культуры?
– Мы исполнили произведения народов мира. Играли также на домрах. Так как этот инструмент тоже пересекается с многими, то и любая народная музыка ему очень хорошо подходит. Помимо этого я побеседовал со слушателями на тему инструмента бузуки и его роли в культуре Греции. Тем более что он начал развиваться только в 60-е 
годы XX века благодаря известному композитору Микасу Теодоракису. Он написал музыку (сиртаки) к фильму “Грек Зорба”. Эта музыка прославила инструмент на весь мир. После фильма он прижился и в Ирландии, но стал называться просто зук. До середины прошлого века бузуки считался более примитивным, народным. На нем играли в тавернах, где собирались люди из разных сословий, но бузуки не развивался. Практически был под запретом. Полагалось, что игра на нем – искусство низов, и это было неприемлемо для большой сцены.
А вот Микас Теодоракис как раз тот композитор, который все эти представления перевернул и принес бузуки всемирную популярность. Вскоре на нем стали играть во всех странах мира, в том числе в России. Сначала в диаспорах, а потом и в более широких кругах.
– Для вас это не первый опыт общения с поклонниками греческой культуры. К чему может привести такое взаимодействие?
– Год назад, когда мы встречались в День независимости Греции, я играл сольно и с ансамблем. А так как я занимаюсь народной музыкой, в том числе и других балканских народов (Румынии, Болгарии, Сербии, Хорватии, Черногории, Венгрии и прочих), был на гастролях, играл в этих странах, включил в концерт и эти произведения.
Кстати, бузуки у меня тоже есть. Эта музыка не столь доступна, как может показаться. Но у нас с местным греческим обществом возникли некоторые идеи культивирования игры на бузуки в Норильске. Например, можно открыть в музыкальной школе класс бузуки или каким-нибудь другим образом обучать игре молодое поколение. В принципе, в этом и заключается влияние российского образования на музыку разных народов. Потому что только в нашей стране продумано высшее и среднее музыкальное образование по классу бузуки. На Западе это возникает только сейчас. В Греции тоже. Там открывают школы, появляются самоучители игры на этом инструменте и новые композиторы.
 
Достижения как стимул
Рассказывая о своем ансамбле, Сергей Федоров с гордостью упомянул о достижении студенток на недавнем музыкальном конкурсе “Снежный блюз”, где девушки заняли первое место в соответствующей номинации.
– На домрах играли первокурсницы Екатерина Зайцева, Оксана Карпачева и Татьяна Талалаева, которая к тому же заняла второе место в номинации “Соло”. С этими девушками мы и встречались с греческой диаспорой. Кроме того, в ансамбль входит Анна Миронова (третье место в номинации “Соло”) и гитаристка Софья Сметанина с третьего курса. “Снежный блюз” стал дебютом у моих подопечных в качестве студенток колледжа. До этого они участвовали в конкурсах школьного уровня. А еще в позапрошлом году Софья Сметанина участвовала в конкурсе “Фольклор без границ”, который проходил в Болгарии. Там она победила в номинации “Соло” и получила второй приз в номинации “Ансамбли”. В прошлом году в Петербурге Софья выступала с напарницей на конкурсе народных инструментов “Метелица”. Там было свыше 500 участников, и наши девочки заняли первое место. Помимо прочего, Софья вошла в список ста талантов России, а ее напарница, норильчанка Алена Щагина, учится в московском училище им. Гнесиных – самом престижном музыкальном учебном заведении страны. Думаю, это выдающиеся достижения для Норильска и отличные примеры, подпитка, стимул для нынешней талантливой молодежи.
– Как называется ваш ансамбль?
– Я называю его “Сфорцандо”. Это музыкальный термин. Означает акцент. Обозначается как Sf (можно истолковать и как “Сергей Федоров”. – Авт.). Считаю, что детское творчество очень интересно. Стараюсь делать на нем большой акцент (сфорцандо). Чтобы с детства привлечь ребят к достойному делу, к социальной жизни.
– Каковы, по-вашему, перспективы у современных выпускников музыкальных училищ и колледжей? Есть шанс достойно жить и выступать на достойной сцене?
– Любой профессионал, не важно, чем он занимается, ценится в любом обществе. У каждого есть шанс, но все зависит от трудолюбия. Главное – следовать своим духовным принципам, но здесь все зависит от стойкости человека. Если он верен своему курсу – цели добьется и в российском обществе, и в гораздо более сложном. Пока в России больше процветают другие направления. На молодежь сильно влияют субкультуры. Я думаю, что это все временное явление. Пена всегда поднимается-поднимается, а потом уходит.
Культурно просвещенный человек может спокойно себя чувствовать в своей стране, занимаясь любимым делом. Разумеется, никаким миллиардером он не станет. Честным трудом богатства сложно добиться. Но достойно жить, зарабатывать, творчески реализовываться можно вполне. Музыка – это такая специальность, которая открывает границы. Если в России совсем не нравится, то в другой стране ты, несомненно, будешь востребован. Поэтому в 90-е годы из страны за рубеж уехало много талантливых музыкантов. Язык музыки понятен всем, и он помогает гармонично существовать в нашем мире.
– Чего же стоит опасаться молодым музыкантам?
– Главное – не идти на сомнительные компромиссы. Я имею в виду шоу-бизнес. Это не искусство. Это бизнес с жестокими нравами. Когда я учился в Москве, в свое время играл в ансамбле знаменитой певицы Людмилы Зыкиной. С ней поездил и по стране, и по миру. Был в Африке, Азии, Европе даже в Северной Корее. Поэтому я знаю примерно, чем люди шоу-бизнеса живут, чего хотят и как воспринимают мир.
В Америке есть элитные оркестры, но как таковой массовый уровень культуры ниже. Там больше развит бизнес. На нем все и построено. В Европе же в любой немузыкальной школе есть свой духовой оркестр. Есть хор как предмет. Но музыкальные европейские школы отличаются от наших. В России они более профессиональны. Количество уроков больше: и сольфеджио, и музыкальная литература. Специальность бывает  три-четыре часа. А за рубежом все урезано: час, полтора, максимум два. Естественно, в таких школах платная основа, и плата несоизмеримо выше, чем у нас. Принимают всех, независимо от способностей и возраста. Но для способных детей обучение бесплатное. Я же выпускаю авторские сборники. Это, например, “Пьесы для маленьких музыкантов-домристов в сопровождении фортепиано” и “От классики до джаза” для домры и фортепиано (1–7-й классы). Так вот, эти сборники оказались очень востребованы в Канаде.
– Когда в ближайшее время норильчане смогут услышать игру вашего ансамбля?
– С 12 по 16 марта пройдет городской конкурс “Надежда”. Там выступают и мои студентки. Но самое главное – это выездные конкурсы “Метелица” и “Музыка без границ”. Последний пройдет в 20-х числах марта, и он как раз имеет народное направление. Соберутся представители всех стран СНГ. Организатор конкурса – знаменитый Великорусский оркестр, основанный Василием Васильевичем Андреевым в 1896 году при императоре Николае II. Оркестр до сих пор поддерживает традицию собирать лучших представителей музыкальной культуры среди молодых талантов. Вопрос лишь в финансовом плане. Если нам удастся собрать нужную сумму на поездку, постараемся представить Норильск на высшем уровне. Если же в городе найдутся благодетели, желающие помочь молодым музыкантам, будет замечательно.
0

Читайте также в этом номере:

За ценами следят (Ален БУРНАШЕВ)
Капитанская доля (Валерий ЛЫЛИН, г. Красноярск)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск