Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мост преткновения
Актуально
7 апреля 2011 года, 13:17
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В Норильске начались ремонтные работы по замене моста на реке Амбарной – одного из трех, давно не действующего, ставшего усилиями норильских железнодорожников исторической достопримечательностью города. Вернее, оставшегося ею.
Начало работ вызвало неожиданный резонанс в городе. Неожиданный, так как мост находится в аварийном состоянии не первый год. Прошлой осенью средства массовой информации, в том числе и “ЗВ”, сообщили норильчанам о том, что Заполярный филиал приступает к решению этой проблемы.
 
По закону культурной экологии
Главный инженер архитектурно-строительного центра “Норильскпроекта” Сергей Теряев считает, что возмущение неравнодушных норильчан отчасти справедливо. Следовало бы начало работ на мосту сделать мероприятием городского масштаба, посвятив всех желающих не только в его историческое прошлое, но и будущее.
Мост – подлинный памятник истории, пусть и местного значения. Как выяснилось, он не входит в реестр охраняемых объектов исторического и культурного наследия, находящихся на территории Красноярского края, но эта формальность никогда не влияла на отношение к нему. Именно история моста на реке Амбарной стала, пожалуй, единственным примером соблюдения законов культурной экологии на нашей территории. Построенный в 1936-м и пришедший в негодность мост не сожгли, как предлагалось, ни когда узкую колею сменила широкая, ни позднее. В начале 90-х силами красноярских мостостроителей раритет восстановили и законсервировали, тогда это было еще возможно, и даже нашли паровоз, аналогичный тем, что бегали по узкоколейке Норильск – Дудинка в 30–40-е годы. Между прочим, паровоз железнодорожники сами отреставрировали и привезли по нормальной колее к мосту.
Не все задуманное удалось осуществить в 1992-м. Похоже, что в год 75-летия Норильской железной дороги историческое место действительно изменится визуально. Воспроизведенный заново мост и паровоз на нем, прежний или тот, что уже найден неутомимыми железнодорожниками на просторах России, дополнит мемориальная зона со смотровой площадкой. Этот проект рассматривался и два десятилетия назад.
 
Без всякого сопротивления
Специалисты, привлеченные к работе по возведению мемориального комплекса на реке Амбарной, в один голос заявляют: решение, принятое по мосту, – единственно технически возможное в условиях Норильска. Об этом говорили в управлении главного механика Заполярного филиала, являющегося заказчиком проекта, в кабинете директора института “Норильскпроект” и ПО “Норильскремонт”.
Михаил Зобнев, главный инженер “Норильскремонта”, осуществляющего работу по демонтажу и установке нового моста, относится к заданию как к миссии. Его отец, политзаключенный Норильлага, был одним из строителей исторической узкоколейки. Сохранившийся фрагмент первой железной дороги и мост для него еще и личная память.
– Прежде чем приступить к демонтажу моста, мы разработали проект производства работ, согласованный с заказчиком. Когда стали двигать мост катерпиллером, он, как мы и предполагали, буквально “сложился”, не оказывая никакого сопротивления. Если бы при демонтаже мы использовали кран – был и такой вариант, – 120-тонник мог бы перевернуться…
По плану после 30 апреля мы начнем монтаж новой конструкции. Все, что представляет историческую ценность, например фрагменты рельс, сохранившиеся со времени капитального ремонта, на которых есть знак завода-изготовителя и дата “1952 год”, мы готовы доставить в музей.
Заместитель главного механика УГМ Тофик Гамидов тоже не понимает реакцию общественности города на благое дело.
– Летом прошлого года мы неоднократно собирались у главного инженера комбината, обсуждали варианты организации работ. Там же присутствовали СМИ. Ни для кого не была тайной идея ремонта моста. Были на этих обсуждениях представители и администрации, и городского музея. Говорить о том, что они чего-то не знали, странно. Возможно, для кого-то стало неожиданностью начало работ зимой. Поначалу мы планировали, что это будут сезонные работы, но после решили начать раньше, чтобы успеть убрать строительный мусор до потепления и не засорять Амбарку.
 
Точное воспроизведение
Другого варианта демонтажа, кроме обрушения, считает Тофик Гамидов, не было, так как несущие конструкции моста абсолютно изношены.
– Они поддались практически сразу, потрудиться пришлось над второстепенными.
Даже если деревянные конструкции бережно опустить на ноль, то что с ними дальше делать? Держать на земле? Подвесить? Все эти варианты рассматривались специалистами “Норильскпроекта”, но пришлось выбрать точное воспроизведение.
Кстати, когда в 1992-м омский “Мостовик” проводил обследование моста, то все предложения по восстановлению были связаны с изменениями конструкции, то есть эти проекты значительно меняли исторический облик сооружения. Мы сохранили конструктив, сохранили материал, из которого сделан мост, – это лиственница и сосна. Сохраняются и каменные опоры.
Проектировщики, ГИП Сергей Теряев, начальник архитектурно-строительного центра Маргарита Реброва и главный инженер Владимир Мищенков, считают, что вышли из очень трудной ситуации с честью. Рассмотрев все возможные варианты и с подвеской моста, и с “подпоркой”, они остановились на замене его, можно сказать – факсимиле. Причем институт не работает с деревом, проще было бы заложить металл, но специалисты пошли трудным для них путем.
– Было желание сохранить мост, который нельзя технически восстановить, но мы не увидели возможности приведения моста в первоначальный вид, а в том виде, в каком он был, оставлять его было уже нельзя, – рассказывает Сергей Теряев. – Поэтому принято решение сохранить визуальное восприятие объекта плюс воплотить предлагаемое ранее создание мемориального комплекса. Институт максимально выполнил стоящую перед ним задачу, преодолев все сложности, которых было немало, завершил  проект в октябре прошлого года.
Как стало известно “ЗВ”, в ОИК-30, где ведутся работы по сборке пролетного строения, уже провели контрольную сборку. Все узлы подошли. Будем ждать конца апреля.
Проект мемориального комплекса в районе реки Амбарной, предложенный “Норильскпроектом”
0

Читайте также в этом номере:

Подземные инвестиции (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Поменяться мозгами (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск