Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Неоготика
КНИГА НЕДЕЛИ
1 декабря 2011 года, 14:15
Текст: Юлия КОХ
В конце ХVIII века в Англии зародился жанр готического романа. В произведениях писателей той эпохи то и дело встречались мрачные замки и наводящие ужас призраки, а герои (любого пола, возраста и личностных качеств) имели досадное обыкновение периодически лишаться чувств.
Современные читатели, которых регулярно пугают романами Стивена Кинга и выпусками новостей, подобных историй уже не боятся, но зачастую признают их своеобразное обаяние. На радость любителям литературы ужаса современная писательница Дженни Джонс решила продолжить угасшую литературную традицию, написав вполне современный и на удивление жуткий роман “Голубое поместье” в стиле обновленной готики.

Дворняга или монстр?

Этой книге поразительно не повезло с российским изданием. Несмотря на очевидные литературные достоинства, модный жанр и номинацию на премию British Fantasy Society Award в активе, роман был издан в нашей стране лишь однажды – в 1999 году. В результате читатели, счастливо наткнувшиеся на один из экземпляров этой книги, вынуждены были мириться с сомнительного качества бумагой и общей потрепанностью томика. Однако непрезентабельный внешний вид “Голубого поместья” с лихвой компенсируется атмосферой потусторонней жути, которая, как ни странно, самым гармоничным образом сочетается со стилистикой семейно-бытового романа. История родового особняка и его обитателей развивается сразу в нескольких временных промежутках, а биографии представителей разных поколений причудливо переплетаются, образуя единый сюжет.
От готики “Голубому поместью” достался выразительный колорит: старый таинственный дом, истории о призраках, семейное проклятие и прочие милые особенности жанра. К счастью, в придачу к этим создающим жутковатую атмосферу особенностям писательница прибавила такие достижения современной литературы, как непредсказуемый сюжет, легкий язык и реалистичные эмоции персонажей. Впрочем, Дженни Джонс переняла у мастеров готического романа и более интересные стилистические особенности, например манеру вести повествование от лица разных героев. В результате восприятие отдельных событий читателем напрямую зависит от того, глазами какого героя он предпочитает видеть сложившуюся ситуацию. Определить, вмешиваются ли потусторонние силы в дела обитателей Голубого поместья, нелегко – большинство таинственных происшествий можно объяснить случайностью, совпадением или самым обыкновенным преступлением (благо среди персонажей несложно найти кандидата на роль злодея). Некоторые герои склоняются к мистической версии, другие придерживаются реалистичных взглядов, и каждый видит в окружающей его действительности лишь то, что умещается в рамки его мировоззрения. Этот любопытный эффект отразился, к примеру, на описаниях дворняги по прозвищу Лягушка-брехушка, периодически заглядывающей в Голубое поместье. Одни персонажи видят в этом скрытном существе обычную бездомную псину, другие же – кровожадного монстра, добровольно ставшего стражем старинного особняка.
Казалось бы, разве может по-настоящему испугать маленькая собачонка с потешным именем? Автор “Голубого поместья” с блеском доказала, что может. Блеск красноватых глазок в темном углу, свалявшаяся шерсть, не дающая разглядеть очертаний тела (да собака ли это вообще?), и острые треугольные зубы, испачканные чем-то багровым, вполне способны вызвать потусторонний ужас. Впрочем, и другие существа, которыми ненавязчиво пугает нас Дженни Джонс, отличаются от традиционных литературных монстров. В саду обитает растворенный в траве и кустах живой изгороди Листовик, а на верхнем этаже порой слышен скрип колес больничного кресла в пустых коридорах. Чтобы не стать жертвой очередного “несчастного случая”, гости обязаны выполнять несколько неписаных правил, напрямую связанных с историей дома. Почему в особняке не может ночевать больше трех человек? Из-за чего мужчинам безопаснее оставаться на первом этаже? Существует ли родовое проклятие? На все эти вопросы ответит лишь развязка истории. Но в спешке перелистывать страницы этой книги не стоит, ведь на пути к разгадке тайн “Голубого поместья” читателя ждет немало захватывающих открытий.
0

Читайте также в этом номере:

Проверка на прочность (Андрей СОЛДАКОВ)
Чтобы Инет не тормозил (Марина БУШУЕВА)
Тенденции, однако (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
В чью пользу ничья? (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск