Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
От Арктики – к Антарктике
ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ
21 июня 2013 года, 15:48
Текст: Елена ПОПОВА
В мире бытует поговорка: только тот может считать себя настоящим моряком, кто обогнул мыс Горн. Норильчанин Андрей Павлов к морскому делу не имеет никакого отношения. Однако увидеть мыс Горн и пингвинов всегда мечтал. В марте этого года наш земляк с женой Еленой отправились в путешествие к южной точке Огненной Земли.
– Цель поначалу была одна – мыс Горн, а все остальное в ходе поездки уже обрастало деталями, – пытается объяснить идею путешествия Андрей Павлов. – Чили должна была стать отправной точкой, откуда начинался наш круиз на морском лайнере. А в итоге мы не только дошли до Огненной Земли, но и побывали сразу в нескольких странах Южной Америки.
Яблоко раздора
Март для путешествия в другое полушарие выбрали не случайно. Лето на Огненной Земле длится с ноября по март. В остальные месяцы там дожди и беспрерывный холод.
Добираться до Сантьяго довольно долго. Из Москвы до Мадрида лететь четыре с лишним часа. Потом еще три часа ожидания в испанском аэропорту и тринадцать часов полета до столицы Чили. Когда самолет выходит из-под плотных туч, перед взором путешественника открывается странная картина: Анды, пустыня Атакама и… небоскребы мегаполиса в белесой дымке.
– Известно, что в Чили развита горнодобывающая (медь и другие металлы) промышленность. Поэтому мы боялись, что, выйдя из самолета, почувствуем газ. Однако ничего подобного не было, – пытается передать свои первые впечатления Андрей. – Туман, который из иллюминатора самолета мы приняли за газ, в реальности оказался пылью, приносимой из пустыни.
В аэропорту Сантьяго россиян поджидал сюрприз.
– Еще на борту самолета нам предлагалось заполнить анкету, в которой один пункт остался для нас непонятным, – вспоминает норильчанин. – И уже в здании аэровокзала мы поняли: что-то не то – к нашему багажу подошла собака и села рядом. Мы разволновались. Все мы знаем, что собаки ищут у пассажиров наркотики.
Непонимание ситуации вскоре сменилось удивлением: в одной из сумок у россиян таможенники обнаружили запрещенный к ввозу в страны Южной Америки… фрукт.
– Елена положила во время полета в сумку яблоко. И благополучно забыла про него, – смеется Андрей. – Таможенники начали объяснять нам на испанском, что это делать запрещено. Карантин. В южноамериканских странах нет типичных для Европы болезней сельскохозяйственных культур. Производители боятся, что это может погубить виноградники. Поэтому ввоз фруктов, овощей и растений с других территорий в Южную Америку категорически запрещен.
Маньяна-маньяна – значит никогда
Отель, в котором поселились норильчане, находился в самом центре чилийской столицы. Два шага до площади Ламанеда. Старинные церкви и жилые дома колониального периода с внутренними двориками – патио, порталами и металлическими решетками. И рядом – современные многоэтажные здания из стекла и бетона.
– Ветхие строения чилийцы не сносят, как мы, – отмечает Андрей. – Даже несмотря на то что в стране нередки землетрясения. Уцелевшую часть здания местные жители обычно надстраивают, и получается странный микс – из старого как будто вырастает новое. Удивительная архитектура!
Норильчане арендовали машину с гидом. Что сразу бросилось в глаза: на дорогах царит удивительный порядок. Все соблюдают правила. Люди… Состоятельные люди в Чили свое богатство не выпячивают (из всех южноамериканских стран исключение в этом плане составляет только Бразилия). Бедные – преимущественно те, кто не хочет работать.
– Их кредо жизни – маньяна, то есть “завтра”, – объясняет Андрей. – А когда говорят “маньяна-маньяна” – это означает “никогда”. С таким менталитетом местного населения мы столкнулись в Аргентине, где власти страны ведут на первый взгляд социально направленную, а по сути, развращающую общество политику. Мужчина может сидеть дома и не работать. Зачем? Все равно он получит немалые социальные выплаты или пособия от государства. Из-за этого большая часть населения предпочитает вести праздный образ жизни. Работать люди не хотят. В обществе царят иждивенческие настроения. Чили в этом отношении совсем другая страна. Железная рука Пиночета чувствуется до сих пор. И, наверное, поэтому там такой порядок.
В Чили очень трудно получить образование из-за его дороговизны. Но зато тот, кому удалось выучиться, имеет карт-бланш при устройстве на высокооплачиваемую работу. В Аргентине же, напротив, образование доступное, но местное население учиться не спешит. Маньяна. Неудивительно, что в стране наблюдается дефицит квалифицированных кадров.
– В целом столица Чили оставляет впечатление делового города, живущего своей насыщенной жизнью. Это, конечно, не Буэнос-Айрес – город-праздник. Люди в Сантьяго более… сосредоточенные, что ли, – пытается подобрать определение Андрей. – Город довольно многолюдный. В столице Чили проживает более шести миллионов жителей. Позже мы узнали: плотность населения выше в тех районах, где наиболее благоприятный климат, то есть у экватора. А вот южные районы Чили и Аргентины безжизненны. Люди там предпочитают не селиться. Но у нас задача была, наоборот, двигаться на юг, к Антарктике.
В другую сторону
Из Сантьяго дорога россиян пролегала в Вальпараисо (в переводе с испанского – “райская долина”).
– Смотреть на чилийские луга и зеленые долины – одно удовольствие! – восхищается Андрей. – На виноградниках сплошь и рядом пасутся ламы и козы. Нам объяснили: этих животных чилийцы используют как природное средство для борьбы с сорняками. Производители стараются не применять никакой химии при выращивании винограда и производстве вина. Оно выдерживается в дубовых бочках – все сырье только натуральное. Технологию создания вин в Южной Америке сохраняют с незапамятных времен. Мой друг учился на сомелье и смог по достоинству оценить местные сорта. Другое дело, что в Россию эти вина не привозят. Дорого. А о том, что стоит в наших магазинах, лучше не говорить.
Местные жители отдают дань морепродуктам и рыбе, но при этом не слишком жалуют икру – россияне были этим поражены. Что еще удивило: лососей в Чили не вылавливают в море, а выращивают на специальных фермах. Этому способствует наличие на этой параллели чистейших фьордов. Свой рыболовный флот у чилийцев слабый, поэтому лицензии на лов рыбы в море правительство страны продает корейцам и японцам.
Пока было время, норильчане походили по портовому Вальпараисо. Второй по величине город страны показался им довольно колоритным. В северной части расположены виллы и богатые дома. Но есть и другие районы, напоминающие фавелы.
– Что мне еще запомнилось в первый день… – оживляется Андрей. – Я вышел из отеля, сел на скамейку и по норильской привычке подставил лицо солнцу. Прошло минут двадцать, а солнца как не было, так и нет! Потом я понял: Земля в этом полушарии относительно Солнца движется в другую сторону. И воронка воды закручивается в другую сторону. И серп Луны на небе смотрит в обратную сторону, не так, как привыкли мы.
Русские бывают разные
В порту россияне понасмотрелись на морских котиков и тюленей. Экзотика для норильчан. Здесь, в Вальпараисо, у них начиналась самая главная часть путешествия – морская.
– Судно, на котором мы должны были плыть, оказалось не самым большим, – продолжает Андрей. – Рассчитано “всего” на 1300 человек. В порт после регистрации нас повезли на автобусе. Каково же было наше удивление, когда в салоне мы увидели русскоговорящего попа в рясе! И этот поп… хлестал из бутылки вино.
Тайна странного поведения батюшки стала понятна россиянам уже на корабле. Среди пассажиров судна на нем оказалось около двадцати русскоязычных. И в их числе – православный молодой священник. На судне он плыл вместе с тещей, женой и маленьким ребенком.
– У этого священника приход в Бразилии, а в тот момент, когда мы познакомились, он был на отдыхе и потому одет в светское платье, – рассказывает Андрей. – Очень воспитанный, приятный молодой человек. Он показал нам документы, представился. Плыл священник в недорогой каюте. Мы попросили его навести справки про того попа. В итоге выяснилось: любитель вина в рясе отлучен от церкви. Занимается этот поп-расстрига тем, что вымогает деньги у туристов – якобы на помощь бедным прихожанам. Русские общаться с ним не захотели, поэтому он быстро переключился на иностранцев. Зрелище, учитывая, что это наш соотечественник, было малоприятное. Но вот вопрос: откуда у этого попа деньги на дорогостоящий круиз?!
Все есть. А индейцев нет
…Ветер лишь слегка будоражил морскую поверхность. Белые барашки волн растворялись в бездонной глубине. Океан казался безмятежным.
– В более-менее серьезный шторм мы попали гораздо позже, – вспоминает Андрей. – Это было уже в Атлантике. А Тихий океан во время нашего путешествия вполне оправдывал свое название. Чем южнее мы плыли, тем холоднее становилось. Интересно, как менялись на пути нашего следования природа и быт людей. У чилийцев, мы обратили внимание, очень маленькие дома. Мы все не могли понять – почему? Свободной территории вдоль побережья выше крыши. Но, оказалось, все не так просто. Земля здесь была поделена еще во времена завоеваний южноамериканского региона конкистадорами и потом передавалась по наследству. Сегодня она вся в частной собственности. Поэтому дома у местных жителей, как правило, небольшие, деревянные. Архитектуры нет никакой. Поселения чилийцев очень напомнили нам деревеньки в российской глубинке. Все очень непрезентабельно. Исключение составляют разве что поселения немцев.
Помимо последних в Чили живут потомки переселенцев почти из всех европейских стран – испанцы, португальцы, итальянцы. Много выходцев с Балкан.
– Кого там только нет! – продолжает Андрей. – Более того, почти в каждом южноамериканском городе мы встречали русских. Причем каждая национальность привносит что-то свое в общий колорит. Единственное, кого мы не увидели ни в Чили, ни в Аргентине, ни в Уругвае, так это индейцев.
Патагония почти как Норильск
Как-то ранним утром Андрей вышел из каюты на палубу. Картина, представшая перед ним, потрясла.
– В первую секунду я не понял, что происходит. Первая мысль – до Антарктики же еще далеко… С гор в воду сползали ледники. Кругом были ледяные глыбы. Зрелище невероятное!
На берегу Магелланова пролива норильчане посетили Пунта-Аренас, потом сделали остановку в Ушуайя – его еще называют самым большим южным городом мира.
– В Ушуайя мы увидели красивейшие леса, – рассказывает Андрей. – Город расположен в защищенной от ветров бухте, и поэтому климат здесь более теплый. А вообще, Патагония славится своими сумасшедшими ветрами. Многие деревья растут под углом. Очень часто пейзажи напоминали нам норильские: неприглядная бурая растительность, скалы, холмы, мхи.
После Ушуайи туристам сообщили: погода позволяет идти дальше, на Фолклендские острова. Эта территория – давняя причина раздора между Великобританией и Аргентиной, рассматривающей острова частью провинции Огненная Земля, Антарктида и Южная Атлантика.
– Фактический контроль за островами как за своей заморской территорией сегодня осуществляет Англия, – продолжает Андрей. – Рассказывают, что в 1982 году во время противостояния за Фолкленды англичане потопили эсминец Второй мировой войны, который они когда-то Аргентине и продали. Тем не менее южноамериканское государство до сих пор оспаривает права Великобритании на эту территорию. А сами островитяне на последнем референдуме проголосовали за то, чтобы остаться под юрисдикцией Англии.
Пингвины-альтруисты
Весь уклад жизни на Фолклендах типично британский. Машины с леворульным управлением, дома, надписи, красные телефонные будки, двухэтажные автобусы. Денежная единица – фунт стерлингов. К побережью океана норильчан довез на джипе местный житель – брутальный шотландец. Здесь туристы увидели острова без прикрас. Минимум растительности. Коровы. Овцы. Пингвины. Гуси. Флора и фауна Фолклендов довольно скудна. Но от этого не менее интересна.
– Императорские пингвины живут в Антарктике, а мы имели возможность лицезреть королевских пингвинов и еще четыре других вида этих птиц, – объясняет норильчанин. – Пингвинов там тьма! Нас просили не подходить к ним слишком близко – чтобы не вспугнуть их с мест кладок яиц. Но пингвины сами подходили к нам, заглядывали в лица, – смеется путешественник. – Есть очень любопытные особи. Мелкие птицы бегают забавно – переваливаясь с ноги на ногу и растопырив для равновесия короткие крылья. Королевские пингвины достигают высоты более метра. Грудь у них оранжевого цвета. В отличие от других своих сородичей они не могут лечь на землю – иначе при своем весе не смогут встать. Рядом с пингвинами мирно сосуществуют гуси. Что удивительно – никто не выясняет отношения. Разительный контраст с людьми. Всем всего хватает. И только сверху над всей этой многоголосой толпой кружат стервятники, старающиеся улучить момент и выхватить яйцо у зазевавшейся птицы.
Продрогнув на ветру, путешественники зашли в вагончик на берегу. Домашнее печенье и свежезаваренный чай по-английски – вот он, верх блаженства!
– Нас спросили, откуда мы, – рассказывает Андрей. – Мы показали точку на карте – Норильск. Все очень удивились: а что вы здесь-то делаете? На улице плюс пять. Холодно. Пришлось пошутить, что белые медведи для нас не диковинка, а вот пингвины – другое дело.
На Фолклендах норильчане, к своему удивлению, тоже встретили бывшую соотечественницу. В сувенирной лавке девушка говорила, хотя и с акцентом, по-русски.
– Она рассказала, что ее вывезли в пятилетнем возрасте из Калининграда родители. Как показал дальнейший опыт – русские люди есть везде. Настолько они открытые, радушные за границей! Нас очень хорошо везде принимали.
Школьники ходят в белых халатах
Заходить сразу после Фолклендских островов в Аргентину из-за натянутых отношений государств нельзя, поэтому судно взяло курс на Монтевидео. Погода в эти дни испортилась. Ветер усилился. Под судном то и дело вздымались темные водные бугры. Несмотря на шторм, до Уругвая дошли без приключений.
– Особо яркого впечатления эта страна не оставила, – признается Андрей. – Единственное, что можно отметить, – это, пожалуй, самая европейская из всех южноамериканских территорий по укладу жизни. Объясняется это тем, что в Уругвае очень много выходцев из Италии. Футбол – главная страсть большинства местных жителей. Впрочем, судить обо всей стране трудно – мы были только в столице государства. Монтевидео имеет много общего с мегаполисами других южноамериканских государств. Как и в других столицах, центральное место здесь – это площадь Оружия. Что нас удивило, так это группа детей и взрослых в белых халатах. Оказалось, что в Уругвае и Аргентине школьники и учителя носят такую форму.
Коровы и свиньи кормятся сами
В Буэнос-Айрес, столицу Аргентины, судно пришло рано утром. Первое впечатление – небоскребы и горы, подсвеченные розовыми лучами солнца.
– Местные жители в корне отличаются от населения соседних стран, – делится впечатлениями Андрей. – Народ здесь более жизнерадостный, беззаботный, но при этом в Аргентине гораздо больше попрошаек, а порядка меньше. Может, сказывается то, что климат в этой стране более мягкий, нежели, к примеру, в Чили. В Аргентине много перуанцев, боливийцев, в том числе и индейцев, которые приезжают сюда на заработки. Этим, кстати, они вызывают негодование местного населения, которое постоянно пребывает в состоянии “маньяна”.
За три дня в аргентинской столице норильчане успели многое. Посмотрели на знаменитое аргентинское танго. Осмотрели местные достопримечательности. Съездили в известный район Лабока.
– Дома здесь разноцветные, как и в Вальпараисо, – продолжает Андрей. – Объяснение этому такое. В старые времена, когда моряки после плавания сходили на берег, они брали на корабле ту краску, которая была, и обновляли ею свои дома. В районе Лабока живут художники, представители различных ремесел и творческих профессий. Впечатления очень неоднозначные. Иногда посмотришь – с виду не дом, а халупа, но при этом внутри может стоять суперсовременная техника.
В Буэнос-Айресе есть на что посмотреть. И есть что поесть. Аргентинцы отлично готовят мясо – и говядину, и свинину.
– Другое дело, что мясо в Аргентине отличается от российского – оно более постное, – отмечает Андрей. – Местные жители шутят, что коровы здесь живут лучше людей. Скот никто специально не пасет. Коровы гуляют на зеленых лугах, сколько им вздумается. Их никто специально не откармливает. Так же как и свиней. Но при этом мясо в Аргентине готовят так, что пальчики оближешь! – поддается приятным воспоминаниям норильчанин. – Очень вкусно!
В отличие от Уругвая, где местное население живет в основном за счет сельского хозяйства и импорта мяса, в Аргентине развита добывающая промышленность.
– Зато о транспортной инфраструктуре этого не скажешь. Железнодорожные перевозки в стране отсутствуют напрочь, – поражается норильчанин. – Дальние расстояния местные жители преодолевают автобусами и самолетами. А вот по железной дороге перевозят только грузы. Люди таким образом не передвигаются. Удивительно.
Стоит увидеть Игуасу
В Южной Америке норильчане узнали: побывать в этих краях и не съездить на знаменитый водопад Игуасу на границе Аргентины и Бразилии – непростительно. Они вылетели туда на самолете. Там же, в национальном парке Катаратас, можно было полюбоваться на девственную природу и диких зверей.
Выше и вдвое шире, чем Ниагарский, с 275 каскадами в форме лошадиной подковы, водопад протянулся больше чем на километр. Он не зря пользуется такой популярностью у туристов.
– Путешествие на Игуасу – это такое событие, такой всплеск эмоций! Необыкновенные впечатления! Верхняя точка водопада – 85 метров, – рассказывает Андрей. – В секунду он извергает почти полторы тысячи кубов воды. Кругом отлично оборудованные мостки со смотровыми площадками. Можно любоваться водопадом снизу, из лодки, что мы и сделали. Хотя я скажу: непросто заставить себя спуститься в эту преисподнюю, не испытывая при этом никакого страха. Мириады брызг. Слева и справа от тебя клокочет, пенится вода, шум стоит невообразимый. В первый день, когда мы приехали, шел дождь. А на другой день мы увидели над Игуасу радугу. И это было одно из самых прекрасных мгновений нашего путешествия.
Ветер приносит в Сантьяго пыль из пустыни
В каждом городе есть свои фавелы
Вино в Чили и Аргентине отменное. Но дорогое
К погоде на Фолклендских островах норильчанам было не привыкать
Королевские пингвины никогда не ложатся
Водопад Игуасу протянулся на километр
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск