Подлинно русские
МУЗЕЙНАЯ НОЧЬ
![]() |
24 мая 2018 года, 15:30 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Варвара СОСНОВСКАЯ
|
Международный день музеев в Норильске отметили открытием выставки из фондов Русского музея, которому два месяца назад исполнилось 120 лет.
Выставка живописи под названием “Праздник по-русски” – это холсты Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Константина Юона, Игоря Грабаря, Абрама Архипова, Иллариона Прянишникова и еще 21 художника, большинство из которых были членами Товарищества передвижных художественных выставок. Подлинники в основном датированы концом ХIХ века и изображают праздничную Россию того времени. Искусство, близкое и понятное народу, и через столетие не остается без своего зрителя. Ярмарки, свадьбы, юбилеи, портреты русских красавиц крупным планом на вернисаже привлекали не только темой, но и филигранной техникой живописи. По словам норильской художницы Яны Сатушевой, не пропускающей ни одной галерейной экспозиции, выставка “Праздник по-русски” – событие еще и потому, что каждая из привезенных работ – это подвиг художника: – Сегодня так не пишут, не тратят столько сил и времени. У этих шедевров даже рамы подлинные. Добавим, что это еще и объединенный подвиг музейщиков, петербуржцев и норильчан, задумавших и осуществивших этот замечательный проект. Какими бы качественными ни были копии, они никогда не смогут заменить подлинники. Об этом в один голос говорили все, кто пришел 18 мая на открытие “Праздника по-русски” в художественную галерею. И знаменитые, и забытые Самая ранняя работа, привезенная из Санкт-Петербурга, – “Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге” – ровно на 100 лет старше Норильска-города. Мастер жанровой живописи Андрей Попов написал ее за десять лет до творческой поездки в Париж и Рим, где стажировался после учебы в Академии художеств. В этот же период появилась экспонирующаяся на выставке “Демьянова уха”, а “Балаганы в Туле”, откуда художник родом, стала одной из итоговых работ живописца, работавшего в одно время и в одной манере с передвижниками, но не пересекшегося с ними. Еще одно полузабытое имя – Алексей Корзухин, считавшийся при жизни одним из лучших русских живописцев жанра. В собрании Русского музея хранится немало его холстов с говорящими названиями: “Поминки на деревенском кладбище”, “У краюшки хлеба”, но на выставке в Норильске представлена только праздничная тематика. “Канун Рождества”, “Девичник” и “Бабушкин праздник” считается классикой передвижнической манеры художника, создававшего картины-новеллы. В советское время Алексея Корзухина, академика Императорской академии художеств, одного из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, отнесли к категории второстепенных... Зато сегодня его картины экспонируются во многих российских музеях и очень высоко оцениваются. Как пример – страховая оценка “Бабушкиного праздника” составляет 21 миллион рублей. Это на 3 миллиона дороже оценки двух репинских работ из экспозиции “Праздника…” В отличие от Андрея Попова и Алексея Корзухина имя Ильи Репина знает каждый школьник. Но знать, слышать и видеть – это разные вещи. Репинский “Юбилейный обед” написан в конце ХIХ века и переносит нас в столичную ресторацию. Знаменитый художник избегает детализации, характеризующей манеру большинства передвижников, и атмосферу ресторанного застолья передает выразительными пастозными мазками. В Русском музее хранятся многие знаменитые картины Ильи Ефимовича. В том числе и хрестоматийные “Бурлаки на Волге”. Не менее знаменитое полотно “Крестный ход в Курской губернии” находится в Третьяковке, а в Санкт-Петербурге и теперь в Норильске можно увидеть ранний эскиз картины, датированный 1877-м. Как законченную работу его характеризует сочетание великолепной техники и традиционное для передвижников отношение к теме. Читается, что автор особо в Бога не верует, но его явно расстраивает социальное расслоение толпы, следующей за иконой. Кустодиевский “Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот” привлекает внимание и известным именем, и яркими красками, и датой создания – 1917 год. Весенний базар на Красной площади проходил в Вербное воскресенье до 1870-х годов, пока не начали строить здание Исторического музея. Там торговали веточками вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, сладостями. Здесь же проходили вербные катания на лошадях и народные гулянья. Потом вербный торг был перенесен на Смоленский рынок. А после революции и вовсе прекратил существование, но остался на радостном холсте художника, прославившегося “русскими Венерами”, купчихами, Масленицами и прочими праздниками. Интересно, что Борис Кустодиев решил стать художником после того, как впервые увидел выставку передвижников, он даже был соавтором Репина в картине из Русского музея “Заседание Государственного совета”. На вернисаже, который стал одновременно открытием всероссийской акции “Ночь музеев”, директор Музея Норильска Наталья Федянина и начальник управления по делам культуры и искусства Ирина Субочева подчеркнули, что эпохальное событие в галерее связано не только с музейной акцией под девизом “Шедевры из запасников”. В 2018-м грядущий юбилей Норильска-города счастливо совпал с круглой датой старейшего музея северной столицы. Праздничный вернисаж на Талнахской, 78, сопровождался выступлениями фольклорных ансамблей “Казачок” и “Казачий спас”. В соседнем зале на фоне выставки из фондов норильской галереи проводились мастер-классы. Закончился Международный день музеев и первая часть норильской “Ночи музеев” “Вечеркой”. А “Праздник по-русски” в галерее продлится до 22 июля. |
0 | Твитнуть |