Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Подлинно русские
МУЗЕЙНАЯ НОЧЬ
24 мая 2018 года, 15:30
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Варвара СОСНОВСКАЯ
Международный день музеев в Норильске отметили открытием выставки из фондов Русского музея, которому два месяца назад исполнилось 120 лет.
Выставка живописи под названием “Праздник по-русски” – это холсты Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Константина Юона, Игоря Грабаря, Абрама Архипова, Иллариона Прянишникова и еще 21 художника, большинство из которых были членами Товарищества передвижных художественных выставок. Подлинники в основном датированы концом ХIХ века и изображают праздничную Россию того времени. Искусство, близкое и понятное народу, и через столетие не остается без своего зрителя. Ярмарки, свадьбы, юбилеи, портреты русских красавиц крупным планом на вернисаже привлекали не только темой, но и филигранной техникой живописи. По словам норильской художницы Яны Сатушевой, не пропускающей ни одной галерейной экспозиции, выставка “Праздник по-русски” – событие еще и потому, что каждая из привезенных работ – это подвиг художника:
– Сегодня так не пишут, не тратят столько сил и времени. У этих шедевров даже рамы подлинные.
Добавим, что это еще и объединенный подвиг музейщиков, петербуржцев и норильчан, задумавших и осуществивших этот замечательный проект. Какими бы качественными ни были копии, они никогда не смогут заменить подлинники. Об этом в один голос говорили все, кто пришел 18 мая на открытие “Праздника по-русски” в художественную галерею.
И знаменитые, и забытые
Самая ранняя работа, привезенная из Санкт-Петербурга, – “Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге” – ровно на 100 лет старше Норильска-города. Мастер жанровой живописи Андрей Попов написал ее за десять лет до творческой поездки в Париж и Рим, где стажировался после учебы в Академии художеств. В этот же период появилась экспонирующаяся на выставке “Демьянова уха”, а “Балаганы в Туле”, откуда художник родом, стала одной из итоговых работ живописца, работавшего в одно время и в одной манере с передвижниками, но не пересекшегося с ними.
Еще одно полузабытое имя – Алексей Корзухин, считавшийся при жизни одним из лучших русских живописцев жанра. В собрании Русского музея хранится немало его холстов с говорящими названиями: “Поминки на деревенском кладбище”, “У краюшки хлеба”, но на выставке в Норильске представлена только праздничная тематика. “Канун Рождества”, “Девичник” и “Бабушкин праздник” считается классикой передвижнической манеры художника, создававшего картины-новеллы. В советское время Алексея Корзухина, академика Императорской академии художеств, одного из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, отнесли к категории второстепенных... Зато сегодня его картины экспонируются во многих российских музеях и очень высоко оцениваются. Как пример – страховая оценка “Бабушкиного праздника” составляет 21 миллион рублей. Это на 3 миллиона дороже оценки двух репинских работ из экспозиции “Праздника…”
В отличие от Андрея Попова и Алексея Корзухина имя Ильи Репина знает каждый школьник. Но знать, слышать и видеть – это разные вещи. Репинский “Юбилейный обед” написан в конце ХIХ века и переносит нас в столичную ресторацию. Знаменитый художник избегает детализации, характеризующей манеру большинства передвижников, и атмосферу ресторанного застолья передает выразительными пастозными мазками.
В Русском музее хранятся многие знаменитые картины Ильи Ефимовича. В том числе и хрестоматийные “Бурлаки на Волге”. Не менее знаменитое полотно “Крестный ход в Курской губернии” находится в Третьяковке, а в Санкт-Петербурге и теперь в Норильске можно увидеть ранний эскиз картины, датированный 1877-м. Как законченную работу его характеризует сочетание великолепной техники и традиционное для передвижников отношение к теме. Читается, что автор особо в Бога не верует, но его явно расстраивает социальное расслоение толпы, следующей за иконой.
Кустодиевский “Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот” привлекает внимание и известным именем, и яркими красками, и датой создания – 1917 год.
Весенний базар на Красной площади проходил в Вербное воскресенье до 1870-х годов, пока не начали строить здание Исторического музея. Там торговали веточками вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, сладостями. Здесь же проходили вербные катания на лошадях и народные гулянья. Потом вербный торг был перенесен на Смоленский рынок. А после революции и вовсе прекратил существование, но остался на радостном холсте художника, прославившегося “русскими Венерами”, купчихами, Масленицами и прочими праздниками.
Интересно, что Борис Кустодиев решил стать художником после того, как впервые увидел выставку передвижников, он даже был соавтором Репина в картине из Русского музея “Заседание Государственного совета”.
На вернисаже, который стал одновременно открытием всероссийской акции “Ночь музеев”, директор Музея Норильска Наталья Федянина и начальник управления по делам культуры и искусства Ирина Субочева подчеркнули, что эпохальное событие в галерее связано не только с музейной акцией под девизом “Шедевры из запасников”. В 2018-м грядущий юбилей Норильска-города счастливо совпал с круглой датой старейшего музея северной столицы.
Праздничный вернисаж на Талнахской, 78, сопровождался выступлениями фольклорных ансамблей “Казачок” и “Казачий спас”. В соседнем зале на фоне выставки из фондов норильской галереи проводились мастер-классы. Закончился Международный день музеев и первая часть норильской “Ночи музеев” “Вечеркой”. А “Праздник по-русски” в галерее продлится до 22 июля.
В соседнем зале на фоне выставки из фондов галереи проводились мастер-классы
0

Читайте также в этом номере:

Время бросать камни (Екатерина СТЕПАНОВА)
Игра началась (Виктор ЦАРЕВ)
Дорога к дому (Елена ПОПОВА)
Нужно продолжать (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Вопрос полигона решен (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Порядок на своей планете (Лариса ФЕДИШИНА)
Чтобы крыша не протекала (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Полет нормальный (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Море ждет (Марина БУШУЕВА)
“Дракон” и его команда (Валентина ВАЧАЕВА)
В танго он ведет (Мария СОКОЛОВА)
Судьба по правилам войны (Анна САРАФАНОВА)
Узнать подробности (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск