Полный “Апофегей”
Книга недели От Публичной библиотеки города Норильска
22 января 2015 года, 15:18 Текст: Юлия КОХ
|
Незадолго до новогодних праздников в читальном зале Публичной библиотеки открылся книжный клуб, и я, разумеется, не упустила случая расширить свой читательский кругозор. Именно здесь мне посчастливилось познакомиться с творчеством известного писателя и литературного критика Юрия Полякова.
Всесторонне обсудив его роман “Апофегей” на очередном заседании клуба и подслушав парочку умных мыслей, я на редкость хорошо подготовилась к написанию этого отзыва. Главный герой “Апофегея” – молодой историк, случайно оказавшийся вовлеченным в околонаучные политические игры СССР времен застоя. Перспективный аспирант, выходец из рабочего класса становится идеальной пешкой в многоходовых комбинациях опытных партийных работников. На пути к политической кормушке Валерий Чистяков закономерно теряет свое стремление к “высокой науке” и все больше погружается в мир, где история без сожалений перекраивается согласно правительственным директивам. Остроты конфликту добавляет то, что аспирантка Надя, ставшая первой настоящей любовью нашего героя, демонстрирует неприкрытый нонконформизм, плохо сочетающийся с привычным лицемерием окружающих. В то время как Надя безуспешно сражается с цензурой, Чистяков понемногу смиряется с ролью мифотворца на службе у правительства. Разумеется, любовные отношения такой пары просто не могут развиваться гладко. Пожалуй, доминирующее качество в характере главного героя – безвольность. У Валерия Чистякова есть какие-то неопределенные карьерные амбиции и даже кое-какие принципы, однако он предпочитает просто плыть по течению, которое несет ученого прямиком в тихую заводь партийной элиты. Нет, жизнь нашего героя не безоблачна – автор приготовил для него немало суровых испытаний и неожиданных ударов судьбы. Однако, как бы плохо ни обстояли дела, мы можем быть уверены: Юрий Поляков появится в самый последний момент и бережно перенесет обмякшего от чрезмерных переживаний персонажа на очередной этап его бурной биографии. По большому счету, жизнь Валерия Чистякова – это некий мысленный эксперимент, условия которого задает умный, слегка посмеивающийся над своими героями писатель. Тщательно нагнетаемая атмосфера застоя в какие-то моменты становится тягостной для читателя, однако фирменная ирония Юрия Полякова скрашивает подробные описания публичных отчетов и чрезвычайных комиссий. Мягкий юмор придает новое звучание давно утратившим первоначальный смысл забронзовевшим словам и, что греха таить, привносит особую перчинку в любовные сцены. Писатель не так уж часто становится серьезным, но эти моменты по-настоящему запоминаются, заставляя бесконечно примерять на себя слова и поступки персонажей “Апофегея”. Ну а тем читателям, которые не увлекаются самокопанием, стоит обратить внимание на множество живо схваченных деталей, которые помогут молодежи лучше узнать предперестроечные реалии, а у зрелых любителей литературы, вероятно, вызовут прилив ностальгических чувств. Выезды “на картошку”, пресловутое “телефонное право”, икорно-севрюжное изобилие за кулисами выездных заседаний – крохотные кусочки мозаики, из которых можно попробовать сложить картину ушедшей эпохи. |
0 | Твитнуть |