Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
14:50 В Норильске провели экспертизу дорожной сети
14:20 Работников «Норникеля» защитят от гриппа
13:30 Члены совета директоров «Норникеля» посетили Надеждинский металлургический завод
12:45 Члены совета директоров «Норникеля» познакомились с работой Медного завода
12:30 Новый просветительский проект о ГУЛАГе запускают в Норильске
Все новости
Пожар в самолете
Для прочтения обязательно!
10 июня 2009 года, 14:29
Текст: Римма БУДЕНКОВИЧ, инженер управления пожарной безопасности ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель»
Год от года растет число пожаров в России. Анализ статистических данных об их последствиях показывает, что количество жертв и материальные потери имеют тенденцию к росту и напрямую связаны с низким уровнем осведомленности населения о причинах, способных привести к возникновению пожара, о действиях на различных стадиях его развития. В управлении пожарной безопасности Заполярного филиала «Норильского никеля», руководствуясь Федеральным законом «О пожарной безопасности», намерены восполнить пробелы в знаниях правил поведения во время пожара у населения НПР.
Начинается сезон отпусков, и многие уже купили билеты на самолет. А потому именно в это время важно помнить о том, как себя вести и что предпринимать в случае пожара на воздушном судне. Естественно, речь не идет о ЧП в самолете, находящемся на большой высоте. Но число инцидентов, происходящих на земле, значительно выше, и не стоит забывать, что в них тоже гибнут люди. Достаточно вспомнить последнюю катастрофу в Иркутске в июле 2006 года, когда лайнер А-310, на борту которого находились 200 человек, выехал за пределы посадочной полосы и, врезавшись в гаражи, загорелся. Тогда погибли 124 человека, хотя самолет приземлился без проблем, однако не смог правильно остановиться.
Как выжить в крушении самолета на земле? Ответ на этот вопрос попытался получить профессор из Австралии, побывавший в авиационной аварии, которая могла стоить ему жизни. Случилась она в 1985 году. Эд Галеа находился на борту самолета, который после приземления выехал за пределы полосы и загорелся. С тех пор Эд исследует тему выживания на борту. За время своей работы он опросил более двух тысяч выживших в 105 авиационных авариях. На основе их опыта Эд Галеа вывел ряд простых правил, которые могут помочь спастись оказавшимся в терпящем бедствие самолете.
 
Путешествуя с семьей, держитесь вместе
Половина авиапассажиров путешествует группами – чаще всего с членами семьи. Естественно, что в экстремальной ситуации люди пытаются найти близких, чтобы спасаться вместе. Если в салоне семья разделена, то при аварии люди будут не спасаться, а искать друг друга. Но когда бушует пожар, каждая лишняя минута в дыму многократно снижает шансы выжить. Поэтому семья, особенно с детьми, должна быть вместе и в то же время заранее быть готова к тому, чтобы разделиться. Если это семья из двух взрослых и двух детей, то лучше действовать следующим образом: например, один взрослый будет отвечать за одного ребенка, а второй – за другого. Таким образом, получатся две группы по два человека. При необходимости эти группы должны быть готовы эвакуироваться по отдельности.
 
Уметь расстегнуть ремень безопасности
Это может показаться излишним, но перед полетом пассажир должен отрепетировать расстегивание ремня безопасности. Поразительно, но в экстренной ситуации даже экипаж корабля не всегда может быстро освободиться от ремней. Не стоит забывать, что авиационные ремни расстегиваются не так, как автомобильные. Лишние секунды в салоне, проведенные в борьбе с ремнем, могут стоить жизни.
 
Садиться ближе к проходу и считать кресла до выхода
На самом деле в самолете нет более или менее безопасных мест. Места в хвосте лайнера могут оказаться наиболее опасными, если пожар вспыхнул именно там. Однако есть ряд советов.
Во-первых, занимая место, пассажир должен посчитать и запомнить количество рядов кресел, которые надо преодолеть до ближайших двух экстренных выходов. Эта информация поможет быстро найти выход в темноте. Причем следует запомнить местоположение как минимум двух выходов, так как ближайший может быть заблокирован или недоступен.
Во-вторых, шансы на выживание несколько повысятся, если пассажир будет сидеть ближе к проходу. Чем быстрее человек начинает двигаться и чем меньше препятствий у него на пути, тем выше его шансы на выживание.
И, наконец, самое главное – никогда не следует пренебрегать той информацией, которую сообщают перед полетом бортпроводники. Тщательное изучение карточки с правилами эвакуации действительно может спасти жизнь.
 
Защитить свой кожный покров
Если у вас есть время, чтобы подготовиться к аварийной посадке, то постарайтесь защититься от огня, закрыв кожу одеждой. Если вы взяли с собой на борт пальто или шапку, наденьте их. Женщинам нужно снять нейлоновые чулки, так как они могут спровоцировать тяжелые ожоги, если расплавятся. Кроме того, можно воспользоваться шерстяными одеялами, которые есть на борту большинства самолетов. Они обычно изготовлены из чистой шерсти – одного из наименее возгораемых материалов. Если накрыть голову, руки и плечи таким одеялом, то будет обеспечена дополнительная защита от огня.
 
Двигайтесь быстрее
Есть общее правило: если случилась авария, не следует оставаться в кресле, когда самолет остановился. Это особенно важно, если возникает малейший признак пожара. Как в самолете, так и вне его. Если самолет совершил вынужденную посадку на воду, быстро двигайтесь к выходу.
 
Не глотайте дым
Как можно меньше дышите воздухом, который содержит дым. Пригнитесь или даже ползите на четвереньках, чтобы голова была вне слоя дыма. Может оказаться, что у пола находится слой стелющегося дыма, так что вам следует держаться на таком уровне, чтобы можно было двигаться с открытыми глазами.
 
Идите к другому выходу
Если вы попали в очередь, в которой каждый толкается и все топчутся на месте, направляйтесь к другому выходу. Если проход между рядами кресел чем-нибудь завален, то пробирайтесь, перелезая через кресла. На многих, хотя и не на всех, самолетах кресла установлены таким образом, что они могут быть опрокинуты с большой силой. В результате этого действия спинки кресел падают вперед, образуя почти плоские площадки. Если воспользоваться опрокинутыми таким образом креслами, можно резко увеличить скорость вашего движения к другому выходу при заблокированном проходе между креслами. Направляйтесь к тому выходу, из которого, как вам кажется, народ выходит.
Если вы не видите другого выхода, вы все же в состоянии услышать команды, которые отдают пассажирам стюардессы. Они обучены отдавать громким голосом следующие команды: «Прыгайте! Станьте по двое! Помогите внизу тем, кто спускается по трапу! Торопитесь!» Направляйтесь к тому выходу, откуда слышны эти команды. Проверьте, что делается за бортом, перед тем как открыть выход.
 
Не бросайтесь сквозь стену огня
Пока не будете абсолютно уверены, что нет другого пути эвакуации, не делайте этого. Не стоит думать, что стена огня тонка, а также, что по ту сторону огненной стены все гладко.
 
Подведем итоги
Итак, если вы попали в аварию на самолете, пожар и дым могут представлять для вас определенную опасность. Но не надо впадать в состояние безысходности и терять надежду на спасение, даже если пожар достаточно обширный и салон заполняется дымом. Существует множество путей эвакуации с борта самолета. Будьте готовы к этому заранее. Надевайте пальто во время взлета и посадки, постарайтесь сидеть поближе к выходу, если это возможно. Подготовьтесь морально к эвакуации, узнав, где впереди и позади вас расположены ближайшие выходы. Не надо сидеть и ждать помощи спасательных команд в аварийной ситуации. Им обычно нужны считаные минуты, чтобы оказаться на месте аварии, но этих считаных минут может оказаться недостаточно. Встаньте со своего кресла и направляйтесь к выходу. Чем быстрее вы встанете, тем лучше. Не стойте в очереди, которая не движется. Если же очередь двигается, не давайте возможность возникать давке, так как это замедлит эвакуацию. Если из-за сильной задымленности трудно видеть или дышать, пригнитесь или ползите к выходу на четвереньках, но двигайтесь быстро. Когда вы доберетесь до выхода, перед тем как открыть его, следует посмотреть, нет ли огня или дыма. Не надо открывать его, если вы видите, что стюардессы не открывают те выходы, перед которыми они находятся. Если вы приняли решение, что выход надо открыть, то сделайте это без промедления и выскакивайте из самолета. Оказавшись за бортом самолета, не оставайтесь рядом с ним. Не следует пытаться закурить сигарету, учитывая взрывоопасность топлива.
Главное, не становитесь сами причиной пожара. На борту самолета надо обращаться с огнем так, будто едете на бензовозе.
Счастливого вам пути! И хорошего отдыха!
0

Читайте также в этом номере:

Балконопад (Татьяна РЫЧКОВА)
Средство от луж (Татьяна РЫЧКОВА)
Даешь картофель! (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск