Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Правильные действия “Норникеля”
Экономика и бизнес
24 апреля 2015 года, 17:35
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Виктор ЦАРЕВ
За год капитализация “Норильского никеля” выросла на 15% в долларовом выражении. И это на фоне падения стоимости подавляющего большинства российских компаний. Свой вклад в устойчивое положение “Норникеля” внес ряд правильных действий: кадровая и сбытовая политика, маркетинг, эффективность инвестиций, пишет журнал Forbes.
В числе положительно воспринятых рынком мер издание называет, в частности, удачные кадровые назначения в топ-менеджмент компании, а также созданный при генеральном директоре Владимире Потанине инвестиционный комитет. Он стал своего рода ситом для инвестпроектов, которые стали оцениваться по норме доходности на капитал не ниже 20%. Позже такие комитеты “каскадировались”, как это называет Потанин, вниз, до уровня директоров заводов и рудников.
К доходности капитала привязали и часть системы вознаграждений. “Как только мы разделили ключевые показатели эффективности (КРI) на личные и общекомандные, связанные с лимитом ответственности за капитал, все изменилось”, – говорит Потанин. Новые КРI заставили сбытовиков менять политику – им, например, удалось договориться с немецкой BASF перевести часть продаж платины на авансовую основу.
В 2012 году рабочий капитал компании составлял 4,04 млрд долларов, в 2014 году он сократился примерно до 2 млрд. Аналитики объясняют, что сокращение рабочего капитала положительно влияет на рост денежного потока. Вместе с другими правильными действиями менеджмента это убеждает инвесторов в привлекательности “Норникеля”, и его капитализация растет.
По первому классу
Ключевым элементом новой стратегии “Норникель” обозначил намерение сосредоточиться на своих первоклассных активах и только их развивать. В ином случае у компании могли возникнуть большие проблемы. В 2013 году резко упали цены на никель и медь. Как следствие, в первом полугодии чистая прибыль по МСФО оказалась на 63% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Компании, с одной стороны, нужно было платить высокие дивиденды, а с другой – направлять заработанные средства на развитие, чтобы была возможность платить эти дивиденды, поднимать капитализацию.
Как рассказывает Потанин, основой стратегии стало признание приоритетными первоклассных активов с выручкой более 1 млрд долларов, рентабельностью по ЕВIТDА выше 40% и сроком жизни, то есть периодом, когда отдача от вложенных средств остается для инвестора значимой, более 20 лет. Активы первого класса должны обеспечить стабильный уровень возврата вложенных средств и располагаться в перспективных для “Норникеля” регионах.
По этим критериям вне конкуренции оказался Заполярный филиал ГМК. Здесь находятся месторождения, богатые медно-никелевыми рудами. Руда перерабатывается на двух обогатительных фабриках и на трех металлургических заводах. Здесь выпускают чистую медь, никель и кобальт, платиновые концентраты, серебро и еще целый ряд металлов и серу. И при этом недра Таймыра, одного из главных мировых центров добычи и производства цветных металлов, изучены всего на 25%. Поэтому компания запланировала двукратный рост инвестиций в геологоразведку. Второй по размеру актив, дающий более 20% возврата на вложенный капитал в год, – Кольская горно-металлургическая компания, месторождения и заводы которой расположены в Мурманской области.
Смена стратегии в числе прочего означала и отказ от прежних глобальных амбиций. До этого компания активно скупала горнорудные компании в Ботсване, ЮАР и Австралии. И все они не соответствовали жестким критериям доходности. В мае 2014 года “Норникель” закрыл сделку по продаже золоторудных и никелевых компаний в Австралии примерно за 37 млн долларов, а в октябре договорился продать свои активы в ЮАР и Ботсване за 350 млн долларов.
Поведение стратега
Еще одно изменение, которое оценил рынок, в сбытовой политике. Что выгоднее, продать готовый металл или полуфабрикат? Мировые производители цветных металлов сегодня не стремятся к вертикальной интеграции и, если выгодно, продают полупродукты, не тратясь на завершающие стадии производства. Что даст компании следование этому примеру? Даже недостаток металлургических мощностей не будет сдерживать инвестиции в разведку, добычу и первые переделы руды, а вложенные деньги быстрее принесут прибыль. До 2013 года полупродукты производили на африканских и австралийских фабриках “Норникеля”, и их производство падало. Только на финской Harjavalta выпуск полупродуктов меди вырос с 1000 т в 2012 году до 7000 т в 2013-м.
И все же ведущие товары компании – никель (в 2013 году №1 в мире, 14% глобального производства) и медь (11,2%). “Норникель” также занимает первое место в мире по производству палладия (2,7 млн тройских унций, 41%). Как рассказывает Потанин, компания впервые занялась маркетированием и расставила приоритеты. “Есть стратегические товары, на которые мы влияем: палладий и никель, и по ним мы ведем себя как стратеги, то есть продаем товар конечному покупателю и тем самым влияем на рынок, – объясняет он, – а по остальному, например по меди, мы просто отдаем товар брокеру, и финальная цена от нас не зависит”.
Если доля “Норникеля” на каком-то рынке вырастет до 10% и выше, изменится и поведение компании. Пока же в расчете на растущий китайский спрос на медь “Норникель” начинает Читинский проект. Его первая фаза – освоение Быстринского золотомедного месторождения и строительство горно-обогатительного комбината. Инвестиции в него до 2017 года, по оценке компании, составят около 1 млрд долларов.
Forbes приводит финансовые результаты работы компании по новой стратегии. По сравнению с первым полугодием 2013 года за тот же период 2014-го выручка увеличилась с 5,6 млрд до 5,7 млрд долларов, ЕВITDA – с 2,3 млрд до 2,5 млрд долларов, чистая прибыль выросла с 0,5 млрд до 1,5 млрд долларов.
Но кроме эффективности есть еще кое-что важное. В 2016 году будет наконец закрыт никелевый завод 1942 года постройки, который находится в черте Норильска. Мотив у этих расходов только один: улучшить экологическую ситуацию в городе. Ускоренное закрытие завода обходится в несколько млрд рублей, а связанные инвестиции по переносу производств на другие площадки – более 70 млрд рублей.
С экологией связан и другой крупный проект – снижение выбросов в атмосферу диоксида серы. По контракту с “Норникелем” технологию концентрирования диоксида разрабатывают ученые американского исследовательского центра MATRIK, а технологию получения серы из высококонцентрированного диоксида серы – французской LGI.
Доволен ли Потанин тем, что удалось сделать за два с половиной года? Ответ утвердительный. Основным достижением компании за этот период он считает стратегию развития “Норникеля” и результаты ее реализации: “За это время в мире много всего поменялось, а стратегия у нас одна, и под каждой строчкой можно подписаться”.
0

Читайте также в этом номере:

Олимпиада на льду (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Директор сдал экзамен по ТБ (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Добыча руды вырастет (Виктор ЦАРЕВ)
Инвестиции в людей (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Где устроить авторынок (Лариса ФЕДИШИНА)
Всегда в строю (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Юридически подкованы (Денис КОЖЕВНИКОВ)
В поле зрения – дети (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Колонна Бессмертного полка (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Тысячи вышли на лыжню (Дарья РУСИНА)
Зажглись (Екатерина БАРКОВА)
Своя топонимика (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск