Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Пусть мама услышит, пусть мама поймет
ГОСТЬ “ЗВ”
16 мая 2012 года, 17:24
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Очень легко ответить на вопрос, что нужно для благополучия семьи. Для одних это в первую очередь материальный достаток. Для других высокий социальный статус, который открывает многие двери. Но это все внешние проявления, счастья отнюдь не гарантирующие. Благополучие семьи определяется в первую очередь тем, как в ней относятся к детям. А все прочее, как говорится, приложится.

Нужны ценности

Социальные проблемы общества, разрушение идеалов и ценностей, отсутствие общенациональной идеи сказываются прежде всего на детях и подростках. Ослабление института семьи, как следствие, ведет к ранней криминализации подростков – наркотикам, алкоголизму, бродяжничеству и даже суицидам из-за межличностных проблем. Учитывая, что население страны уменьшается – примерно на 700 тысяч человек ежегодно, в обществе в конечном счете может сложиться обстановка, невозможная для нормальной жизни.
Нельзя сказать, что умные взрослые не понимают этого. Не только понимают, но и пытаются что-то предпринять. Бьют тревогу, принимают суровые законы в защиту счастливого детства, создают различные центры психологической поддержки подростков и их родителей, организуют клубы по интересам, а проблемы не исчезают.
В России насчитывается более семисот тысяч безнадзорных детей. По другим оценкам, их от трех до пяти миллионов. Примерно столько же являются сиротами или лишенными попечения родителей. Ежегодно армия беспризорников увеличивается почти на сто тысяч человек. Почти восемь процентов от общего числа зарегистрированных преступлений совершаются несовершеннолетними. В российские подразделения полиции ежегодно доставляются более миллиона детей и подростков.
Отчего и почему так происходит, я попыталась найти ответы вместе с капитаном полиции Натальей ЦАУНЕЙ, инспектором по делам несовершеннолетних отдела МВД России по городу Норильску.
Наталья Цауня выросла в Норильске, училась в Ленинградском государственном университете, юрист. Мать троих детей. И вот уже на протяжении двенадцати лет трудится в органах правопорядка. Об этой работе мечтала с детства, еще школьницей была внештатным сотрудником милиции. Муж – майор полиции, сотрудник уголовного розыска.
Кстати, инспекция по делам несовершеннолетних, в отличие от всевозможных центров и телефонов,  в России самый старый орган, защищающий детей от взрослых, а взрослых от подчас не детских шалостей подрастающего поколения. Еще Железный Феликс и педагог Макаренко пытались, каждый на свой лад, бороться с детской преступностью и беспризорностью. Россия менялась, но необходимость в инспекции по делам несовершеннолетних не исчезала. Наоборот, с каждым новым витком перестроек усиливалась ее значимость. Может, оттого, что в эпоху перемен дети оказывались наиболее уязвимыми.

Все начинается с семьи

Как говорит Наталья Цауня, и вчера, и сегодня, да наверное, и завтра главной задачей в работе инспекции по делам несовершеннолетних будет не только пресечение правонарушений, совершаемых подростками, но прежде всего профилактика этих самых правонарушений. Контингент подопечных у инспекторов – дети и подростки от семи до восемнадцати лет. Дети непростые, многие употребляют спиртные напитки, токсикоманят. И нередко это дети, оставшиеся без попечения родителей.
– Наталья Витальевна, отчего дети становятся малолетними преступниками? И все ли они из так называемых неблагополучных семей?
– Конечно, у нас в городе, как и везде, к сожалению, много семей неблагополучных. Родители-алкоголики, ведущие асоциальный образ жизни, совершенно не занимаются воспитанием детей. Естественно, дети уходят на улицу. И наша задача – помочь таким семьям. Мне приходилось даже заставлять горе-родителей лечиться от алкоголизма, чуть ли не за руку отводить к наркологам. Проводим беседы и с родителями, и с детьми, рассказываем, к каким печальным последствиям может привести беспризорность, употребление наркотиков и алкоголя. Пытаемся, что называется, и тех и других наставить на путь истинный, но, к сожалению, не всегда это получается. Вообще, на мой взгляд, любая профилактика детских правонарушений начинается с профилактики семьи. Если родители не хотят заниматься воспитанием своих детей, если у них есть дела поважнее, значит нужно лишать их права называться родителями.
– Считаете, нужно поступать настолько сурово?
– Исходя из своего опыта, могу сказать, что чаще всего малолетними правонарушителями становятся дети, до которых родителям нет никакого дела. Безнадзорные, неприкаянные, зачастую глубоко обиженные на равнодушие взрослых. Они сбиваются в свои группки и начинают употреблять алкоголь, наркотики, воровать и так далее. И не всегда это дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Иногда просто удивляешься, семья более чем обеспеченная, родители не пьют, не гуляют, а дети бегут из этого дома куда глаза глядят, естественно, они глядят в сторону таких же “бегунков”. Начинаешь разбираться в причинах и выясняешь, что у ребенка есть все, кроме главного – родительской заботы и любви. Папа, мама заняты своими делами, а поговорить с ребенком нет времени, лишь бы сыт был и одет. А детям этого мало, они растут, у них возникает множество вопросов и проблем, которые взрослым кажутся мелкими и несерьезными, а для ребенка это целый мир, причем не всегда добрый. Вот посмотрите, какой всплеск подросткового суицида произошел в последнее время. Причины гибели ребенка вроде бы банальные: первая любовь, ссора с одноклассниками, двойка по предмету. Но рядом не оказалось никого из взрослых, кто бы поддержал, подсказал, да просто лишний раз по головке погладил и сказал, что он самый лучший и самый любимый на свете. Вот и получается, что зачастую инспектор становится для них самым близким человеком – и за папу, и за маму, и совет, и поддержка, и поругать, и пожалеть.

Что такое хорошо

– То есть взрослые, если хотят иметь добрых, умных, благополучных детей, должны как можно больше уделять им внимания? Жить интересами детей, знать, что с ними происходит? А как вы, многодетная мать, воспитываете своих детей? У вас ненормированный рабочий день, так же как и у мужа. Вы допоздна заняты на работе, рано уходите, поздно приходите. Когда успеваете воспитывать своих детей, заниматься домашними делами, да просто сказку на ночь младшей почитать? Вообще, как вы решились при такой работе иметь троих детей?
– Вот так и решилась, и нисколько об этом не жалею… Муж так и сказал: “Выходи за меня замуж, и пусть у нас будет трое детей. Хочу трех девчонок”. Но многодетной мамой я себя не считаю. Что касается трудностей, то, как и в любой семье, они, разумеется, есть, но мы решаем их сообща. Мне очень повезло, у меня самый лучший муж на свете, очень мягкий, нежный и заботливый. Обожает нам делать подарки, всегда с выдумкой, всегда что-нибудь оригинальное придумывает. И по дому помогает, жаль только, дома редко бывает. Но младшей дочери сказку на ночь читает только папа, это его святая обязанность. Что касается воспитания детей, то они у нас самостоятельные, они же видят, что папа и мама много работают. Поэтому, можно сказать, что они настоящие милицейские дети, воспитанные по телефону. А если серьезно, то мы всегда в курсе всех проблем наших детей. Да, чаще всего они дома одни, помимо школы на их плечах многие домашние заботы, без их помощи я бы не обошлась.  Можно сказать, что они и друг дружку воспитывают, но при этом знают, что можно, а чего нельзя, что такое хорошо, а что такое плохо.
– У вас большая семья, трудная работа, вы мало видите своих детей, может, проще поменять работу?
– Нет, даже и мысли такой не возникало. Я занимаюсь любимым делом. Люблю своих подопечных, мне их очень жалко, хочется им помочь, хочется, чтобы взрослые больше внимания уделяли своим детям, любили их, понимали, заботились. Все начинается с семьи, и мне бы очень хотелось, чтобы у каждого подростка были папа и мама, было кому пожаловаться, чтобы для каждого ребенка у взрослого нашлось доброе слово. Дети не должны быть одинокими.
– Наталья Витальевна, а вы не  чувствуете противоречия: хотите, чтобы взрослые уделяли больше внимания своим детям, но решаете проблемы чужих детей, обделяя вниманием своих?
– Но ведь кто-то это должен делать. Мои дети меня понимают, они твердо знают, что мы с папой их очень любим, просто у нас такая работа, а свою работу нужно очень хорошо делать. Каждое дело должно приносить результат. Для меня результат – когда я со своими подопечными больше не встречаюсь в стенах полиции. Знать, что у них в жизни все хорошо.
Капитан Наталья Цауня (справа) хочет, чтобы у ее подопечных все было хорошо
0

Читайте также в этом номере:

Откорректировали (Лариса ФЕДИШИНА)
Как планировали (Андрей СОЛДАКОВ)
Ветер северный (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Оставить без копейки (Елена ПОПОВА)
Призы с лисьего носа (Марина БУШУЕВА)
Бес попутал продавцов (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мишки с душой (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск