Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Скандинавские гастроли
Норильск творческий
24 января 2013 года, 16:15
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Воспитанники Норильского колледжа искусств приняли участие во II Международном конкурсе “Наши звезды”, который проходил сразу в трех странах: Финляндии, Швеции и Эстонии. Итог: дипломы лауреатов I степени в номинации “Ансамбли народных инструментов”, а также благодарственные письма авторов проекта в адрес руководства колледжа и спонсоров, финансировавших поездку.
Участником скандинавских гастролей стал ансамбль домристов “Сфорцандо”: Екатерина Зайцева, Татьяна Талалаева и Сергей Федоров, преподаватель девушек. Все вместе и есть трио “Сфорцандо”. Екатерина в конце прошлого года получила премию главы города в числе других юных норильчан, уже успевших себя проявить.
Воспитанницы маэстро Федорова рассказывают: всего в фестивале приняли участие более 400 человек, разместившихся в девяти автобусах. 12 января этот культурный караван двинулся из Санкт-Петербурга, где проходил первый тур, в Хельсинки.
Столица Финляндии удивила чистотой и полным отсутствием снега, регулярно вывозимого из города. Поскольку в Хельсинки выступали только вокалисты и танцоры, трио “Сфорцандо” повезло стать участниками короткой обзорной экскурсии. Сфотографировались у уникального памятника великому финскому композитору Яну Сибелиусу, сделанному в форме хаотичных органных труб. Когда дует ветер, трубы начинают петь.
Дальше путь лежал в Швецию – по Балтийскому морю.
– Очень интересно было путешествовать на пароме, – делятся впечатлениями Катя и Таня.
– 12 палуб!
– Он огромный!
– Темно, впереди ничего не видно, смотришь вниз – волны бьются. Страшно.
– Внутри торговый центр, кафе, концертная площадка – чего только нет. На пароме мы переночевали и утром прибыли в Швецию.
Набрались впечатлений
С красивым городом Стокгольмом удалось познакомиться в основном из окна автобуса. Надо было играть: в столице Швеции проходил второй тур фестиваля.
Взгляд из окна составил о Стокгольме своеобразное мнение.
– Там одни бегуны! – рассказывает Катя. – И в Финляндии тоже все бегали: и старички, и молодые, с лыжными палками и без них. Я начинала их считать: первый пробежал, второй, потом целая группа…
В Швеции представители Норильского колледжа искусств не увидели ни одной женщины в меховой шубе или шапке и сделали вывод, что все шведы – “зеленые”. Здесь, в Стокгольме, “Сфорцандо” вкусил немного славы. Еще только настраивали инструменты, как публика со всех сторон бросилась снимать трио на мобильные. Было приятно, говорят Катя и Таня. Интервью с представителями Норильского колледжа было записано русско-шведским культурным обществом “Ладья” и показано по телевидению в Стокгольме.
Вкусили славы. Отыграли. Переоделись, пообедали, пошли слушать остальных. Через час – быстрая обзорная экскурсия. Успели побывать на территории королевского дворца, возле здания, где вручают премии нобелевским лауреатам. Прошлись по центральной набережной, увидели парадную Ратушу, здание Королевского оперного театра, много открытых катков для народа и загончиков с лошадками, укутанными в теплые попоны. Удивлялись: улицы скандинавских городов усыпаны гранитной стружкой (а не солью), поэтому и ходить по ним не скользко, и обувь не испортишь.
Снова паром, и “Сфорцандо” уже в Эстонии.
В Таллине приятно удивила гостиница “Олимпия”, огромная, этажей тридцать, не меньше. Удалось побродить по старому городу. Гуляли около протестантских храмов святого Олафа и святого Николая, у здания центральной ратуши, поднялись на обзорную площадку, полюбовались таллинскими крышами. Вечером ужинали в кафе “Старая Ганза”, в здании, построенном в XII веке. Катя делится впечатлениями:
– Там все в средневековом стиле: свечи, глиняная посуда, официанты в соответствующей одежде, медвежатина, зайчатина и порции – огромные…
Позволили себе немного шопинга, купили национальные сувениры. Утром проснулись, сели в автобус, добрались до города Йыхва, где проходили гала-концерт и церемония награждения участников фестиваля.
– Удивил сам город, – рассказывает Таня, – маленький, фактически поселок, а школа музыкальная, наверное, как наш “Арт-холл”, на первом этаже огромный музыкальный магазин. Все чисто, отремонтировано. К культуре там относятся хорошо, поддерживается как эстонская, так и русская.
Подготовка к профессии
Зачем нужны такие скандинавские гастроли, рассказывает преподаватель Кати и Тани и их товарищ по трио Сергей Федоров:
– Это не только конкурс, важная составляющая – фестиваль. Собрались представители разных стран, разных направлений: вокального, хореографии различных видов и инструментального. Были представлены оркестры народной музыки и ансамбли Бурятии, Казахстана, Татарстана, Абхазии. Некоторые из них уже успели побывать в Китае, США и других странах. Такие поездки, с одной стороны, познавательные, а с другой – подготовка к профессии. Если ученицы будут работать в ансамблях, то при удачном стечении обстоятельств их ждет примерно такая работа: приехали, сыграли, приехали, сыграли, получили какие-то впечатления от городов и стран.
Гастролировать коллективом, пусть даже из трех человек, не так-то просто, говорит Сергей Федоров. Нужна психологическая совместимость, определенные качества характера. Этому тоже надо учить:
– Мы много репетировали, разговаривали в спокойной обстановке о музыке и дальнейших планах Тани и Кати. Творческая получилась поездка. В Петербурге успели сходить в Мариинский театр на оперу Пуччини “Мадам Баттерфляй”. Конечно, это произвело на них огромное впечатление, так же как на меня. В прошлом году, когда “Сфорцандо” принимал участие в конкурсе “Музыка без границ”, который также проходил в Петербурге, ансамбль не только стал лауреатом, но воспитанники Норильского колледжа искусств имели возможность послушать виртуозов музыки, которых обычно приглашают на такие мероприятия. Например, присутствовали на концерте венгерского скрипача Лэкэтуша и его ансамбля: цымбалы, гитара, бас, фортепьяно, второй скрипач. Для детей это было открытие.
Выезды в культурные столицы позволяют взять более высокую планку.
– В этом году в Питере мы получили приглашение от “Терем-квартета”, есть такой знаменитый народный ансамбль, на международный конкурс, который называется Cross over, – рассказывает Сергей Федоров. – Это уже серьезный международный уровень, туда приезжают лучшие 32 коллектива из России и зарубежных стран. В прошлом году конкурс проходил в залах Санкт-Петербурга, и победили японцы. Там всего три места. Претендовать на призы нам будет сложно, но надеемся, что нас заметят в залах, где присутствует определенный менеджмент, импресарио, деятели искусств. Они отсматривают перспективные коллективы, которые можно показать на каких-то концертах, фестивалях, куда-то пригласить или же записать.
Вы еще не играли в Carnegie Hall?
Главное в подобных поездках – не сами конкурсы, уверен Сергей Федоров, а именно общение, расширение кругозора:  
– Не обязательно с кем-то соревноваться, но нужно показывать себя в концертах, на фестивалях, смотреть, как выступают другие, заряжаться знаниями и впечатлениями. Может быть, основная деятельность музыканта носит как раз просветительский характер. Рихтер вообще не принимал участия ни в одном конкурсе, но считается лучшим пианистом мира.
Во многих городах и странах понимают, как важно знакомить подрастающее поколение с большим культурным миром, говорит Федоров:
– Я был поражен, что на фестиваль в Скандинавии привезли так много детей из музыкальных школ: и по 20, и по 40 человек. Чтобы они узнали, увидели, получили новые эмоции. А разве кто-нибудь может определить цену эмоциям, впечатлениям, чувствам? С ними дети будут жить всю жизнь. Хорошо, если бы традиция вывозить лучших учеников в качестве премии на такие фестивали существовала везде. Поэтому большое спасибо всем, кто помог норильским детям получить эти впечатления. Мы особенно благодарны начальнику отдела по работе с общественными объединениями Лидии Леу и Союзу предпринимателей “Поддержка”, руководителям предприятия “Торгмонтаж” и ООО “Холод” Андрею Котову и Владимиру Потеряхину, Норильскому колледжу искусств в лице его директора Елены Истратовой. Мы надеемся, что достойно представили Норильский колледж на всех мероприятиях.
Мечта каждого музыканта – сыграть в Carnegie Hall в Нью-Йорке, заключает Сергей Федоров. Этот зал считается самым престижным, так как туда приходят ценители музыки и соответствующая публика. Поэтому в вопрос музыкантов друг к другу: “Вы еще не играли в Carnegie Hall?” – вкладывается определенный смысл.
– Мы еще не играли, – констатирует Сергей Федоров, – значит, у нас все впереди.
Татьяна и Екатерина с Яном Сибелиусом. Хельсинки
Путь лежал по Балтийскому морю
0

Читайте также в этом номере:

Калекукко для норильчан (Екатерина БАРКОВА)
Усилить контроль (Андрей СОЛДАКОВ)
Татьянин день (Татьяна ЖУРАВЛЕВА, заместитель директора Централизованной библиотечной системы)
Синтетический перелом (Екатерина БАРКОВА)
Хорошо плывут (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск